Лидерство и руководство.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В любой группе выделяется руководитель, лидер. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначается извне, а лидер выдвигается «снизу». Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Почему человек становится лидером?
Согласно концепции «черт», лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности.
Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б.Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).

Понятие межличностных отношений. Классификация групп. Социально-психологическая структура группы

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
В этих связях можно выделить:
– субъекты связи (количество людей, участвующих в межличностных взаимоотношениях);
– предмет связи (по поводу чего осуществляется связь);
– механизм регулирования взаимоотношений.
Прекращение связи может происходить при изменении (или утрате) предмета связи либо несогласии участников связи с принципами ее регулирования.
Установившиеся между людьми социальные связи могут выступать в виде социального контакта и взаимодействия.
Социальный контакт – связь, характеризующаяся поверхностью, мимолетностью. Партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком.
Взаимодействия – систематические, регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера.
Ситуация контакта двух и более людей может принимать различные формы:
– простое соприсутствие;
– обмен информацией;
– совместная деятельность;
– равная, обоюдная или ассиметричная активность (может быть разных типов: социальное влияние, сотрудничество, соперничество, манипуляция, конфликт и др.).

Интеллект и его структура

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В настоящее время существуют разные определения понятия интеллекта:
1. «Способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».
2. «Способность к обучению, обучаемость».
3. «Совокупность тех или иных способностей».
4. «Способность адаптироваться к окружающей среде».
Известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривал интеллект как «глобальную способность человека разумно действовать, рационально мыслить и справляться с жизненными ситуациями», т.е. как
«умное поведение». Основу интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствии с ними. В этом понимании выделяют два основных компонента: интеллект как способность познавать окружающий мир и как способ регуляции на основе этого познания.
Интеллект является одним из самых сложных и многоуровневых образований человеческой психики. По мнению исследователей, в структуру интеллекта входит, во-первых, система психических процессов, при помощи которой человек отражает и познает окружающий мир. В этой системе три базовых блока: внимание, память и мышление. Путь познания – от ощущения (восприятие, представление, воображение) к абстрактному мышлению. Во-вторых, блок оценки ситуации; в-третьих, принятие решения; в-четвертых, регуляция поведения. Завершается вся система интеллекта самооценкой и самоконтролем. Эмоции подключаются к блоку оценки ситуации и принятия решения, а волевой компонент очень важен на стадии принятия решения и регуляции поведения.

Способности.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Способности определяют как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражаются в его готовности к овладению определенными видами деятельности и их успешному осуществлению.
Какова природа способностей?
Сегодня существует несколько подходов к объяснению ее сущности:
а) способности имеют божественное начало, т.е. обычным людям передает свои размышления некое «высшее существо»;
б) способности носят наследственный характер;
в) теория «патологичности гения» (гений – «нарушенный в нужную сторону организм» по вине случая);
г) способности человека – результат прижизненных обучения и воспитания.
При всем многообразии подходов к определению природы способностей, вполне очевидными являются следующие позиции.
1. Человек рождается с задатками – врожденными анатомо-физиологическими особенностями функционирования нервной системы, которые в значительной мере предопределяют качественные и количественные характеристики взаимодействия с окружающим миром.
2. Вопрос о влиянии структуры мозговой ткани на развитие психических свойств личности сегодня остается в науке открытым. Вместе с тем, накопленный опыт позволяет утверждать, что все психически здоровые дети предрасположены к творчеству. Но при этом предрасположенность – только потенциал. Станет ли творчество реальностью, зависит от условий, содержания обучения и воспитания.

Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Попытки исследовать характер предпринимались еще в незапамятные времена. Было сформировано самостоятельное учение о характере – характерология, которое имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами этого учения на протяжении веков были выявление типов характера и их определение по внешним проявлениям с целью прогнозирования поведения человека в различных ситуациях.
Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей. Соответственно под типом характера следует понимать выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.
Следует также отметить, что все типологии человеческих характеров, как правило, исходят из ряда общих идей.
1. Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование.
2. Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.
3. Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы.
Необходимо отметить, что попытки создания типологий характера не всегда основывались на научных методах.
Одной из таких попыток является объяснение характера и поступков человека датой его рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека, построенные на этом принципе, получили название гороскопов. Другая подобная попытка заключалась в стремлении связать характер человека с его именем.

Характер и его структура. Акцентуации характера

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. charakter – печать, чеканка). В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.
Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.
Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.
Формирование характера происходит в различных, по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость – в ситуации общения и т.д. Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами, и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.

Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Проявления типа темперамента многообразны. Особенности темперамента человека не только проявляются в его поведении, но и определяют своеобразие динамики познавательной деятельности и сферы чувств, отражаются в побуждениях и действиях человека, а также в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т.п.
Для составления психологических характеристик традиционных четырех типов обычно используют основные свойства темперамента. Многие из этих свойств были раскрыты в работах Б.М. Теплова и его учеников, а затем получили дальнейшее развитие в исследованиях отечественных ученых. В ходе этих исследований названия некоторых свойств, предложенные Тепловым, изменились, а также были открыты новые свойства. Например, свойство темперамента, названное Тепловым «эмоциональная возбудимость», в психологической литературе часто называется сензитивностью (чувствительностью), а реактивность непроизвольных движений, вызванных внешнем воздействием, – реактивностью. Изменились названия и других свойств темперамента. Вместе с тем к свойствам темперамента стали относить экстраверсию – интроверсию. Эти понятия определяют, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверсия), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверсия).

Физиологические основы темперамента.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
И.П. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затихания. Это обстоятельство дало возможность выдвинуть гипотезу о том, что указанные различия не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов. По мнению Павлова, к этим свойствам относятся сила возбуждения, торможения, их уравновешенность и подвижность.
Павлов различал силу возбуждения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности нервной системы выдерживать длительное (или кратковременное, но сильное) возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения понимается как работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких как угасание и дифференцировка.
По мнению Павлова, существует четыре основных типа нервной системы, которые близки к типам темперамента, выделенным Гиппократом. Из-за различий в проявлении силы нервных процессов различаются сильные и слабые типы, которые, в свою очередь, могут подразделяться на уравновешенные и неуравновешенные. При этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. И наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные.

Понятие о темпераменте. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.
Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460–377 гг. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Соотношение этих «соков организма» погречески обозначалось словом «красис», которое позже заменили латинским словом temperamentum – «соразмерность», «правильная мера»,
«надлежащее соотношение частей». Опираясь на учение Гиппократа, другой знаменитый врач античности Клавдий Гален (200 – ок. 130 гг. до н. э.) разработал типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате «De temperamentum». Согласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены 13 типов темперамента, но затем они были сведены до четырех. Эти четыре названия типов темперамента хорошо известны: сангвиник (от лат. sanguis
– кровь), флегматик (от герч. phlegma – слизь, мокрота), холерик (от греч. chole – желчь) и меланхолик (от греч. melas chole – черная желчь). Эта концепция имеет огромное влияние на ученых на протяжении уже многих столетий. Подтверждением этого является тот факт, что до настоящего времени предложенные Галеном названия типов темперамента являются самыми распространенными.

Стадии социализации.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
– сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
– изменение себя, «стать как все»;
– конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Структура личности

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Структура личности представляется различно в разных подходах. Структура указывает на определенную связь сторон, подструктур личности.
Подход В.Н. Мясищева. Ядро личности рассматривается как система отношений человека к внешнему мир окружающей действительности и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека, являясь одной из форм этого отражения.
Подход К.А. Альбухановой. Представляет личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе ее развития лежит формирование таких качеств, как активность (инициативность, ответственность), способность к организации времени, социальное мышление.
Подход К.К. Платонова. Согласно ему личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются:
1) биопсихологические свойства; 2) особенности психических процессов;
3) опыт; 4) направленность.
Подход Б.Г. Ананьева. Человек рассматривается в единстве четырех сторон: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) человек как личность; 4) человек как часть человечества (рис. 5.1). Б.Г. Ананьев считает, что структура личности индивида должна анализироваться на основе всех характеристик человека как вида по иерархическому принципу.
Подход B.C. Мерлина. Выделяет следующие подсистемы в личности:
1) подсистема индивидуальных свойств организма;

Формирование и развитие личности

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Развитие личности – сложный и противоречивый процесс, вызванный действием многих факторов.
В.С. Мухина полагает, что развитие личности определяется не только врожденными особенностями и социальными условиями, но и внутренней позицией
– определенным отношением к миру людей, к миру вещей, к себе самому.
А.Н. Леонтьев отмечает, что процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным, неповторимым. Однако этот процесс протекает по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий, от принадлежности человека к той или иной группе, среде.
Л. Ф. Обухова считает, что развитие – это прежде всего качественное изменение, характеризующееся появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур.
В отечественной психологии традиционно принято разделять жизненный цикл развития человека на следующие периоды: 1) пренатальный (внутриутробный); 2) детство; 3) отрочество; 4) зрелость (взрослое состояние);
5) преклонный возраст, старость. В свою очередь, каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.
Каждый из возрастных этапов имеет свою специфику по уровню физиологического функционирования, по степени психического развития человека, его психологических качеств и преобладающих желаний, по преобладающим формам поведения и деятельности.
I. Пренатальный период включает три стадии: 1 – предзародышевая стадия длится две недели, соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного канатика;