Психология как наука и практическая деятельность

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В научном обиходе термин «психология» (от греч. psyche – душа, logos – учение) впервые появился в XVIII в. (в книгах немецкого философа Христиана Вольфа «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология»). Если первоначально термин относился к науке, которая изучала душевные или психологические явления, связанные с сознанием, то уже в начале XX в. в сферу исследования психологов включались неосознаваемые психические процессы, а также поведение и деятельность.
Объектом психологии являются носители психических явлений и процессов, а предметом – специфика их формирования, развития и проявления.
Слово «психология» употребляется в нескольких значениях: под ними могут понимать как научное, так и ненаучное (обыденное, житейское) психологическое знание.
В рамках ненаучного психологического знания можно выделить популярную психологию и обыденную (житейскую) психологию.
Популярная психология предоставляет фундаментальные и практические знания для широкой аудитории, упрощая их и избегая использования профессиональной и научной терминологии. Позитивная роль популярной психологии состоит в формировании общей психологической культуры обыденного знания и привлечения интереса к психологии как к научной дисциплине.
Обыденная психология, как любая система обыденного знания, складывается стихийно на основе популярной психологии, порой неправомерных обобщений и интерпретаций данных научной психологии, религиозных, этнических и культурных установок, нередко имеющих характер предрассудков.
По мнению Ю.Б. Гиппенрейтер, соотношение научной и обыденной
(житейской) психологии проявляется в следующем (рис. 1.1):
– житейские знания в отличие от научных знаний более конкретны, они приурочены, как правило, к конкретным ситуациям, научная же психология стремится к обобщениям, позволяет увидеть общие закономерности развития личности, группы;
– житейские психологические знания обычно носят интуитивный характер, они приобретаются чаще всего путем практических проб и ошибок, а научные – более рационально и осознанно;
– житейская психология в отличие от научной имеет ограниченные возможности для передачи информации, так как житейский опыт конкретный и интуитивный;

– житейская психология располагает уникальным фактическим материалом, не доступным ни одному носителю житейской психологии;
– в научной психологии в отличие от житейской используется более фундаментальный и разнообразный инструментарий для получения информации.
Житейская и научная психологии взаимосвязаны, выполняют одну функцию – совершенствовать представления о человеческой психике. Однако играют разную роль. Житейская психология лишь развивает психологические представления, а научная их систематизирует.
Учитывая, что в качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их связи и отношения, а также объективные и субъективные факторы, способствующие и препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности, представляется закономерным растущий в последнее время интерес к психологии как науке.

Каждая наука, для того чтобы развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория.
Методология – это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. В свою очередь, теория – совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.
В качестве общей методологии отечественной психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и месту психики и психического в нем.Его основные положения сводятся к следующему:
– окружающий нас материальный мир материален (состоит из материи);
– материя находится в непрерывном движении, развитии и подчиняется законам: единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицания отрицания;
– движение и взаимодействие материи определяет собой качественные

характеристики всех явлений объективной реальности и собственно психики;
– психика есть свойство высокоорганизованной материи мозга;
– сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений окружающей действительности;
– сознание – высший этап развития психики;
– психика, сознание социально обусловлены;
– окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции и развития.
Специальной методологией психологии выступают ее методологические принципы:
– принцип детерминизма, предполагающий зависимость психических явлений от порождающих их факторов;
– принцип единства сознания и деятельности, предусматривающий формирование, развитие и проявление сущности личности в процессе практической деятельности;
– принцип взаимодействия и развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития;
– принцип личностного подхода ориентирует исследователей учитывать все индивидуальные и социально-психологические особенности человека.
Требования этих принципов в значительной степени определяют методологическую основу взаимодействия психологии и педагогики.
Частной методологией психологической науки выступают её методы (наблюдение, эксперимент, опросы, тесты, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности) и методики исследования конкретных психологических явлений.
Психология как многоотраслевая дисциплина включает в себя: фундаментальную психологию (общая психология), цель которой состоит в установлении фактов, механизмов и законов психической деятельности; прикладную психологию (возрастная, педагогическая, социальная, психология труда, медицинская, юридическая, специальная, психофизиология, сравнительная психология и т.д.), изучающую психические явления в естественной обстановке и использующую полученные в фундаментальной науке знания в конкретных ситуациях; практическую психологию, которая использует психологические знания для решения конкретных задач в педагогике, медицине, спорте и т.д. (рис. 1.3).
Возрастная психология изучает закономерности развития и функционирования психики на разных возрастных этапах (детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека и геронтология).

Педагогическая психология изучает условия и закономерности формирования психических новообразований под воздействием образования и обучения (психология обучения, психология воспитания).
Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах.
Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.
Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека (инженерная, авиационная, космическая).
Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.
Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические

методы лечения (нейропсихология, психофармакология, психотерапия, психопрофилактика, психогигиена).
Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.
Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.
Специальная психология изучает психологические особенности и закономерности развития детей, имеющих отклонения в развитии (олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология).
Психофизиология изучает взаимодействие физиологических и психологических процессов человека.
Сравнительная психология исследует филогенетические формы психической жизни.
Парапсихология исследует аномальные индивидуально и социально-психологические явления.
Следует выделить также психологию рекламы, спорта, торговли, научного и художественного творчества.
Практическая психология включает деятельность практических пси хологов на предприятиях, фирмах, образовательных и медицинских учреждениях, в консалтинговых центрах (семейное, личностное, управ ленческое консультирование, «телефон доверия», совершенствование профессиональных навыков, навыков общения и личностного роста в со циально-психологических тренингах). Особым видом практики является психологическая коррекция, направленная на устранение или компенса цию психических аномалий: эмоциональных, познавательных, психомо торных.
Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли; с другой стороны, дифференциация психологии дополняется процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми другими науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками, через психофизиологию – с биологией и т.д.).
Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отра-

жение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.
Анализируя интегративность науки, Ж. Пиаже (1966), Б.Г. Ананьев (1967, 1977), Б.М. Кедров (1981) отмечали, что в центре научного знания находится психология – наука о человеке (рис. 1.4). Интерпретация представленного Б.М. Кедровым треугольника научного знания (вершина его – естественные науки, углы основания – философия и общественные науки, а в центре, соединенная с этими науками, психология) соотносится с утверждением Ж. Пиаже, что «…психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития». Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моде лью человекознания.
Задачи психологии:
1) изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности;
2) изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов;
3) анализ становления и развития психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей;
4) исследование физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений;
5) содействие планомерному внедрению научных знаний психологии в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.