Филогенетическое развитие психики можно (согласно концепции
Леонтьева-Фабри) подразделить на определенные этапы (рис. 1.7):
1. Развитие сенсорных процессов животных. На начальном этапе развития психики животных происходило:
– совершенствование их двигательного аппарата;
– постепенное формирование их способности дифференцированно отвечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей;
– одновременное развитие органов рецепции (обоняния, зрения, слуха, осязания и др.), позволяющих более точно дифференцировать внешние раздражения.
2. Развитие перцептивных процессов животных. На этом этапе:
– появляется сложная нервная система;
– наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении;
– совершенствуются центральные отделы нервной системы, позволяющие образовывать связи между анализаторами;
– появляется предметно-образное отражение действительности;
– появляются эмоции.
3. Развитие интеллектуальных действий животных. На этом этапе:
– появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели;
– интллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы;
– интеллектуальные действия не занимают главенствующее положение в их поведении;
– изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития;
– появляется способность определенным образом относиться к окружающей действительности;
– появляется способность заниматься творчеством.
4. Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда.
На этом этапе в процессе труда у человека:
– руки становятся не только органом движения, но и осязания, помогая человеку познавать важные для процесса труда особенности предметов;
– появляется способность к мышлению;
– появляется потребность к общению с другими людьми;
– появление речи содействовало развитию абстрактного мышления;
– отражательная деятельность начинает носить сознательный харак-
5. Развитие сознания человека. На этом этапе:
– появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности.
6. Развитие самосознания человека. На этом этапе у человека появляются способности:
– познания себя путем познания других;
– самосознания путем анализа деятельности и поведения;
– самоконтроля и самовоспитания.
7. Развитие социального поведения. На этом этапе психика и сознание человека достигают совершенства.
Итак, предмет психологии – закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики и поведения человека.
Леонтьева-Фабри) подразделить на определенные этапы (рис. 1.7):
1. Развитие сенсорных процессов животных. На начальном этапе развития психики животных происходило:
– совершенствование их двигательного аппарата;
– постепенное формирование их способности дифференцированно отвечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей;
– одновременное развитие органов рецепции (обоняния, зрения, слуха, осязания и др.), позволяющих более точно дифференцировать внешние раздражения.
2. Развитие перцептивных процессов животных. На этом этапе:
– появляется сложная нервная система;
– наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении;
– совершенствуются центральные отделы нервной системы, позволяющие образовывать связи между анализаторами;
– появляется предметно-образное отражение действительности;
– появляются эмоции.
3. Развитие интеллектуальных действий животных. На этом этапе:
– появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели;
– интллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы;
– интеллектуальные действия не занимают главенствующее положение в их поведении;
– изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития;
– появляется способность определенным образом относиться к окружающей действительности;
– появляется способность заниматься творчеством.
4. Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда.
На этом этапе в процессе труда у человека:
– руки становятся не только органом движения, но и осязания, помогая человеку познавать важные для процесса труда особенности предметов;
– появляется способность к мышлению;
– появляется потребность к общению с другими людьми;
– появление речи содействовало развитию абстрактного мышления;
– отражательная деятельность начинает носить сознательный харак-
5. Развитие сознания человека. На этом этапе:
– появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности.
6. Развитие самосознания человека. На этом этапе у человека появляются способности:
– познания себя путем познания других;
– самосознания путем анализа деятельности и поведения;
– самоконтроля и самовоспитания.
7. Развитие социального поведения. На этом этапе психика и сознание человека достигают совершенства.
Итак, предмет психологии – закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики и поведения человека.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи