Психология, как и любая другая наука, имеет свои методы. Методы – это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для выяснения практических рекомендаций и построения научных теорий. Методы психологии делят на основные и вспомогательные. К основным методам относят наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – это описательный метод, при помощи которого исследователь систематически наблюдает за поведением другого человека, внешними проявлениями его психики и по ним делает выводы о психических процессах, состояниях и свойствах данного человека. Научные наблюдения имеют целенаправленный, организованный, планомерный характер, в ходе которого составляются карты наблюдения.
Эксперимент – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт. Эксперименты бывают естественными (характеризуются незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях принадлежит А.Ф. Лазурскому), лабораторными (отличаются строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от изменяющихся условий окружающей среды), констатирующими, когда изучаются лишь необходимые психологические явления, и формирующими (предусматривают внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций).
Метод опроса – это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информация получается в виде письменных ответов опрашиваемых. Интервью предполагает получение информации путем ответов на вопросы, задаваемые опрашиваемым в устной форме.
Метод беседы основан на получении информации в процессе двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.
Социометрия – метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.
Биографический метод изучения личности включает изучение автобиографии, дневников, писем, воспоминаний и свидетельств очевидцев, а также аудиоили видеозаписей.
Анализ результатов деятельности – метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам
труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей. Обычно в этом случае исследователь анализирует, как люди выполняют поставленные перед ними практические задачи, как они относятся к порученному делу, каких достигают результатов в зависимости от определенных условий их деятельности. Все полученные данные фиксируются, а затем и обобщаются.
Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и про цессах, полученных от различных людей. Он может также включать в себя сбор и последующее обобщение устных или письменных характеристик различных лиц об изучаемых людях.
Тестирование относится к методам диагностики, для которых, в отличие от методов исследования, характерен акцент на измерение некоторой психологической переменной. Процедура тестирования может проводиться в форме опроса, наблюдения или эксперимента.
Тест – это краткосрочное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. Под тестом в современной психологии понимается объективная и стандартизированная процедура, позволяющая получить информацию о психических явлениях, процессах и образованиях.
Процесс стандартизации подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Он включает:
– точные указания относительно используемых материалов (стимульный материал);
– временные ограничения;
– устные инструкции испытуемому;
– предварительный показ задания;
– учет способа трактовки вопросов (заданий) со стороны испытуемого и др. Критериями объективности психологических тестов являются их валидность (соответствие тому, для получения и оценки чего он изначально предназначался), надежность (позволяет получать одни и те же результаты при повторном и многократном использовании), достоверность (свободен от фальсификации) и репрезентативность (представителен по выборке), которые являются показателями качества психологического исследования.
Тесты-опросники опираются на возможность человека сознательно оценивать себя и свои поступки и позволяют измерить различные стороны личности индивида.
Тесты интеллекта используются для выявления умственного потенциала личности.
Тесты креативности направлены на изучение и оценку творческих способностей.
Тесты достижений выявляют степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями и навыками.
Проективные тесты построены так, что больше обращены к подсознательной сфере, и помогают выявить такие особенности индивидуальности, о которых человек сам не подозревает. К проективным методам относятся цветовой тест Люшера, рисуночные тесты «Дерево», «Автопортрет»,
«Несуществующее животное» и др.
Наблюдение – это описательный метод, при помощи которого исследователь систематически наблюдает за поведением другого человека, внешними проявлениями его психики и по ним делает выводы о психических процессах, состояниях и свойствах данного человека. Научные наблюдения имеют целенаправленный, организованный, планомерный характер, в ходе которого составляются карты наблюдения.
Эксперимент – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт. Эксперименты бывают естественными (характеризуются незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях принадлежит А.Ф. Лазурскому), лабораторными (отличаются строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от изменяющихся условий окружающей среды), констатирующими, когда изучаются лишь необходимые психологические явления, и формирующими (предусматривают внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций).
Метод опроса – это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информация получается в виде письменных ответов опрашиваемых. Интервью предполагает получение информации путем ответов на вопросы, задаваемые опрашиваемым в устной форме.
Метод беседы основан на получении информации в процессе двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.
Социометрия – метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.
Биографический метод изучения личности включает изучение автобиографии, дневников, писем, воспоминаний и свидетельств очевидцев, а также аудиоили видеозаписей.
Анализ результатов деятельности – метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам
труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей. Обычно в этом случае исследователь анализирует, как люди выполняют поставленные перед ними практические задачи, как они относятся к порученному делу, каких достигают результатов в зависимости от определенных условий их деятельности. Все полученные данные фиксируются, а затем и обобщаются.
Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и про цессах, полученных от различных людей. Он может также включать в себя сбор и последующее обобщение устных или письменных характеристик различных лиц об изучаемых людях.
Тестирование относится к методам диагностики, для которых, в отличие от методов исследования, характерен акцент на измерение некоторой психологической переменной. Процедура тестирования может проводиться в форме опроса, наблюдения или эксперимента.
Тест – это краткосрочное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. Под тестом в современной психологии понимается объективная и стандартизированная процедура, позволяющая получить информацию о психических явлениях, процессах и образованиях.
Процесс стандартизации подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Он включает:
– точные указания относительно используемых материалов (стимульный материал);
– временные ограничения;
– устные инструкции испытуемому;
– предварительный показ задания;
– учет способа трактовки вопросов (заданий) со стороны испытуемого и др. Критериями объективности психологических тестов являются их валидность (соответствие тому, для получения и оценки чего он изначально предназначался), надежность (позволяет получать одни и те же результаты при повторном и многократном использовании), достоверность (свободен от фальсификации) и репрезентативность (представителен по выборке), которые являются показателями качества психологического исследования.
Тесты-опросники опираются на возможность человека сознательно оценивать себя и свои поступки и позволяют измерить различные стороны личности индивида.
Тесты интеллекта используются для выявления умственного потенциала личности.
Тесты креативности направлены на изучение и оценку творческих способностей.
Тесты достижений выявляют степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями и навыками.
Проективные тесты построены так, что больше обращены к подсознательной сфере, и помогают выявить такие особенности индивидуальности, о которых человек сам не подозревает. К проективным методам относятся цветовой тест Люшера, рисуночные тесты «Дерево», «Автопортрет»,
«Несуществующее животное» и др.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи