Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи головного мозга, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельно сти.
Основные функции психики – отражение воздействий окружающей действительности, регуляция поведения и деятельности, осознание человеком своего места в окружающем мире (рис. 1.5).
Психическое отражение действительности имеет свои особенности.
Во-первых, это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия.
Во-вторых, при психическом отражении объективной действитель ности любое внешнее воздействие (т.е. воздействие объективной дей ствительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особен ности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.
В-третьих, психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.
Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в какой мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.
Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения.
Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления психики.
Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эф фективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним от ношение.
С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.
Закономерности психики проявляются в разнообразных психических явлениях, которые условно подразделяют на психические процессы, психические состояния, психические свойства и психические образования (рис. 1.6).
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.
Все психические процессы подразделяются на:
– познавательные (когнитивные), обеспечивающие отражение мира и преобразование информации. К ним относятся ощущения, восприятие, представление, память, внимание, мышление, воображение, речь;
– процессы психической регуляции: мотивационные, обеспечивающие уровень энергетики и направленность поведения; эмоциональные –активные и пассивные переживания (эмоции, чувства); волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.
– коммуникативные процессы, обеспечивающие общение между людьми, выражение и понимание мыслей и чувств.
Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.). Психические со-
стояния включают параметры всех психических процессов (эмоциональных, мотивационных, познавательных и др.).
Выделяют следующие характеристики: 1) общее психическое состояние, например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности; 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.
Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются психические свойства.
Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.
Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т.п.
Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести: 1) темперамент – систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности), характеризующую динамическую сторону поведения; 2) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности); 3) характер как систему отношений и способов поведения.
Некоторые психологи выделяют четвертый «блок» – психические образования, то есть то, что становится результатом работы психики человека, его развитие и саморазвитие. Это – психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта (знания, умения, навыки, привычки, взгляды, установки, убеждения и др.).
Социально-психологические явления – это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям (классам, этносам, малым и большим группам, религиозным конфессиям и т.д.). Они существуют в виде:
– групповых, внутренних психологических процессов: общения, межличностного восприятия, межличностных отношений, взаимопонимания, взаимодействия, идентификации, коммуникации, конформизма, формирования групповых норм;
– групповых внешних поведенческих процессов: межгрупповых отношений и взаимодействия;
– групповых, внутренних психологических состояний: конфликтов, сплоченности, внутригрупповой поляризации, психологического климата и т.д.;
– групповых внешних (поведенческих состояний): паники, страха, открытости группы, закрытости группы и т.д.;
– групповых внутренних (психологических качеств): совместимости, стиля взаимодействия и лидерства, соперничества, сотрудничества, принятия решений, эффективности совместной деятельности и т.д.;
– групповых внешних (поведенческих качеств): организованности, соперничества и т.д.
Психика в своем развитии проходит онтогенез (от греч. ontos – сущее, genesis – рождение, развитие) – процесс развития индивидуального организма, и филогенез (phyle – род, вид, племя, genos – происхождение) – историческое формирование. Психика в онтогенезе повторяет достижения ее развития в филогенезе.
Основные функции психики – отражение воздействий окружающей действительности, регуляция поведения и деятельности, осознание человеком своего места в окружающем мире (рис. 1.5).
Психическое отражение действительности имеет свои особенности.
Во-первых, это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия.
Во-вторых, при психическом отражении объективной действитель ности любое внешнее воздействие (т.е. воздействие объективной дей ствительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особен ности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.
В-третьих, психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.
Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в какой мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.
Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения.
Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления психики.
Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эф фективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним от ношение.
С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.
Закономерности психики проявляются в разнообразных психических явлениях, которые условно подразделяют на психические процессы, психические состояния, психические свойства и психические образования (рис. 1.6).
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.
Все психические процессы подразделяются на:
– познавательные (когнитивные), обеспечивающие отражение мира и преобразование информации. К ним относятся ощущения, восприятие, представление, память, внимание, мышление, воображение, речь;
– процессы психической регуляции: мотивационные, обеспечивающие уровень энергетики и направленность поведения; эмоциональные –активные и пассивные переживания (эмоции, чувства); волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.
– коммуникативные процессы, обеспечивающие общение между людьми, выражение и понимание мыслей и чувств.
Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.). Психические со-
стояния включают параметры всех психических процессов (эмоциональных, мотивационных, познавательных и др.).
Выделяют следующие характеристики: 1) общее психическое состояние, например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности; 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.
Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются психические свойства.
Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.
Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т.п.
Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести: 1) темперамент – систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности), характеризующую динамическую сторону поведения; 2) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности); 3) характер как систему отношений и способов поведения.
Некоторые психологи выделяют четвертый «блок» – психические образования, то есть то, что становится результатом работы психики человека, его развитие и саморазвитие. Это – психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта (знания, умения, навыки, привычки, взгляды, установки, убеждения и др.).
Социально-психологические явления – это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям (классам, этносам, малым и большим группам, религиозным конфессиям и т.д.). Они существуют в виде:
– групповых, внутренних психологических процессов: общения, межличностного восприятия, межличностных отношений, взаимопонимания, взаимодействия, идентификации, коммуникации, конформизма, формирования групповых норм;
– групповых внешних поведенческих процессов: межгрупповых отношений и взаимодействия;
– групповых, внутренних психологических состояний: конфликтов, сплоченности, внутригрупповой поляризации, психологического климата и т.д.;
– групповых внешних (поведенческих состояний): паники, страха, открытости группы, закрытости группы и т.д.;
– групповых внутренних (психологических качеств): совместимости, стиля взаимодействия и лидерства, соперничества, сотрудничества, принятия решений, эффективности совместной деятельности и т.д.;
– групповых внешних (поведенческих качеств): организованности, соперничества и т.д.
Психика в своем развитии проходит онтогенез (от греч. ontos – сущее, genesis – рождение, развитие) – процесс развития индивидуального организма, и филогенез (phyle – род, вид, племя, genos – происхождение) – историческое формирование. Психика в онтогенезе повторяет достижения ее развития в филогенезе.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи