Этапы развития психологии

Наука » Педагогика » Общая педагогика
По словам немецкого психолога Г. Эббингауза, у психологии «длинная предыстория, но короткая история».
Психология – достаточно молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в середине XIX в. с появление первой экспериментальной лаборатории. В 1879 году Вильгельм Вундт основал первую научную лабораторию в Лейпциге (Институт экспериментальной психологии), а в 1881 году – научный журнал «Философские исследования».
Психология является чрезвычайно перспективной и в третьем тысячелетии, поскольку не только не исчерпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.
Она прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания предмета и целей. Историю развития психологии можно условно разделить на четыре этапа (рис. 1.10).
Первый этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека (сон, смерть и т.д.).
Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.
Древнегреческий философ Платон (427–347 гг. до н.э.) понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения.
Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека
Платоном на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Платон дает такой перечень чувств как: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть.
Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.
По Аристотелю (384–322 гг. до н.э.), душа бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.
Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума.
Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.
В средние века накапливается конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как об одной из основ психики. Особенно следует отметить деятельность арабских мыслителей IX–XII вв. Авиценны и Аверроэса.
Второй этап – психология как наука о сознании. В начале XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания.
С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Рене Декарт (1596–1650) ввел понятие
«сознание». Оно рассматривалось как критерий, различающий душу и тело. Интроспекция, по мнению Декарта, настолько очевидна, что была приведена им для неоспоримого доказательства самого существования субъекта, сформулированного в афоризме cogito ergo sum («мыслю, следовательно, существую»). Декарт приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.
Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением
Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632–1677). Нет

особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.
Немецкий философ Г. Лейбниц (1646–1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.
Английский философ Дж. Локк (1632–1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, то есть образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.
Основателем ассоциативной психологии в XVIII веке стал английский врач и священник Д. Гартли (1705–1757). Гартли считал, что психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения
«первичных элементов» (чувствований) посредством их ассоциации.
Ассоциативная и эмпирическая психологии в этот период выступали как отрасли философской теории познания и уже поэтому не могли находиться в противоречии.
В конце XVIII – начале XIX вв. психологическое знание начинает выходить за пределы философии – в языкознание, этнографию, биологию и медицину.
Г. Спенсер сформулировал принцип адаптации организмов к среде. Ч. Дарвин изучал инстинктивное поведение и эмоции, показал эволюционное происхождение некоторых форм поведения человека. Ф. Гальтон поставил вопрос о наследовании психологических характеристик; английский невролог Х. Джексон изучал закономерности локализации и распределения обеспечения психических функций различными структурами мозга.
У. Джеймс предложил изучать функции сознания (функционалистский подход) и их роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. «Психология – это наука о функциях сознания», согласно функционалистам.
У. Джеймс отразил в понятии «поток сознания» – процесс движения сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний. Процессы сознания делятся на два больших класса: одни из них происходят как бы

сами собой, другие организуются и направляются человеком. Первые процессы называются непроизвольными, вторые – произвольными.
Интроспекция, предложенная В. Вундтом в качестве метода психологии, получила дальнейшее развитие в таком подходе как структурная психология, которую основал Э. Титченер (1867–1927), продолжатель идей Вундта в США. Задачи структурной психологии сводились к разложению душевного состояния на составные части; установлению того, каким образом соединены эти части; установлению соответствия законов комбинации этих частей с физиологической организацией.
Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. Поэтому к 20-м годам XX в. эта психология перестала существовать.
На третьем этапе развития психологии как науки (наука о поведении) в XIX в. большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований их психики. В начале ХХ в. основатель бихевиоризма американский психолог Дж. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.
На четвертом (современном) этапе психология рассматривается как наука, изучающая объективные закономерности психики, она превращается в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую деятельность людей и общества.
Зарубежная психологическая наука придерживается различных подходов к осмыслению психики человека: психоаналитического (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.); бихевиористского (Д. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.); когнитивистского (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.); гуманистического (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджер) и др.
Основоположником отечественной психологии считается И.М. Сеченов (1829–1905), разработавший естественнонаучную теорию психической регуляции поведения. В книге «Рефлексы головного мозга» (1863) он дал основным психологическим процессам физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью, причем сам рефлекс воспринимается не просто как распространение возбуждения по нервам от рецептора к эффектору, а как целостный развивающийся акт ор ганизма. Сеченов обосновал необходимость замены субъективного метода интроспекции на объективный, включения в сферу исследования не только феноменов сознания, но и двигательной активности.

Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М. Бехтерев (1857–1927). В 1885 г. он организовал первую психологическую лабораторию в России, а в 1912 г. Г.И. Челпанов (1862–1936) создал психологический институт.
Усилия И.П. Павлова (1849–1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Он разработал учение о высшей нервной деятельности. Ввел термин «условный рефлекс». Выдвинул учение о двух сигнальных системах человека и животных. Лауреат Нобелевской премии (1904). Работы И.П. Павлова значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.
Значительный вклад в развитие отечественной психологии внесли А.Р. Лурия (1902–1977), Л.С. Выготский (1896–1934), С.Л. Рубинштейн (1889–1960), П.Я. Гальперин (1902–1988), А.Н. Леонтьев (1903–1979).
Л.С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как о специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики; заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека, показав, что развиваются высшие психические функции в процессе научения, т.е. совместной деятельности ребенка и взрослого.
А.Р. Лурия – основоположник нейропсихологии. Исследовал проблемы локализации высших психических функций и их нарушений при локальном повреждении мозга.
С.Л. Рубинштейн разработал деятельностный подход в философии, психологии и педагогике. Разработал оригинальное понимание предмета общей, социальной и исторической психологии, раскрывающее взаимосвязь общечеловеческого и классового в психике людей.
В 60-80 гг. ХХ в. началось возрождение отечественной психологии после сталинских репрессий в 1930-е годы.
А.Н. Леонтьев разработал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся одним из влиятельных направлений в отечественной и мировой психологии («Деятельность. Сознание. Личность», 1975). Провел серию экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека.
П.Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий).
Огромный вклад в разработку проблем психологии внесли Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Небылицин, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Л.И. Божович, Б.М. Теплов, А.Г. Асмолов и др.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.