Чтобы полнее раскрыть многообразные связи образования взрослых с различными сторонами жизнедеятельности человека и общества, необходимо по возможности полнее и точнее охарактеризовать объект, отображаемый этим термином. Уточнение терминологии образования взрослых имеет не только теоретико-познавательное значение, оно позволяет полнее представить реалии, стоящие за каждым из терминов, увидеть и осознать связи между ними, а стало быть, и связи с различными сторонами жизни общества.
Вплоть до сегодняшнего дня из числа наиболее доступных и полных справочных изданий по образованию является Педагогическая Энциклопедия (1964-1968 гг.издания), в которой не было статьи об образовании взрослых. С тех пор в теории и практике многое изменилось - возникли новые реалии, углубилось понимание традиционных проблем, пересмотрены подходы к ряду ключевых вопросов, стала очевиднее необходимость их комплексного изучения.
Вышедший в конце I993 года первый том Российской Педагогической Энциклопедии в значительной мере отразил происходящие перемены, однако он построен преимущественно на монодисциплинарном подходе и в слабой мере освещает специфические особенности образования взрослых.
Увидевшая свет в 2000 году Энциклопедия[74] Российской цивилизации, не претендуя на полноту излагаемого материала, содержит ряд определении образовательных терминов, в том числе и термина “непрерывное образование”. Однако, объем постатейного материала не позволил авторам рассмотреть проблему с необходимой основательностью.
Вплоть до сегодняшнего дня из числа наиболее доступных и полных справочных изданий по образованию является Педагогическая Энциклопедия (1964-1968 гг.издания), в которой не было статьи об образовании взрослых. С тех пор в теории и практике многое изменилось - возникли новые реалии, углубилось понимание традиционных проблем, пересмотрены подходы к ряду ключевых вопросов, стала очевиднее необходимость их комплексного изучения.
Вышедший в конце I993 года первый том Российской Педагогической Энциклопедии в значительной мере отразил происходящие перемены, однако он построен преимущественно на монодисциплинарном подходе и в слабой мере освещает специфические особенности образования взрослых.
Увидевшая свет в 2000 году Энциклопедия[74] Российской цивилизации, не претендуя на полноту излагаемого материала, содержит ряд определении образовательных терминов, в том числе и термина “непрерывное образование”. Однако, объем постатейного материала не позволил авторам рассмотреть проблему с необходимой основательностью.
Образование взрослых, будучи составной частью системы образования, в общем и целом подразделяется на те же содержательные обособленные компоненты, что и детско-юношеское образование. Оно включает два главных подразделения:
- общее образование, состоящее в свою очередь из академического, гуманитарного и гражданского;
- специализированное образование, состоящее из профессионального, социально-экономического и ролевого образования.
Образование взрослых, как правило, имеет дело с людьми, уже имеющими определенный уровень общеобразовательной, профессиональной и общекультурной подготовки. Поэтому его обычно называют постбазовым, последипломным, дальнейшим, дополнительным, продолженным, освежающим, обновляющим и т.п.
В историческом достаточно хорошо просматриваются определенные тенденции. Начинаясь от простых форм, имеющих скромные задачи по обучению азам родноязычной словесности, оно постоянно расширяет диапазон распространяемых знаний и вовлекает в свою орбиту людей со все более высоким образовательным уровнем. Одновременно увеличивается его временная протяженность. Прежде учеба была пожизненной преимущественно для занятых в сфере науки, теперь она становится таковой для большинства работающего населения.
- общее образование, состоящее в свою очередь из академического, гуманитарного и гражданского;
- специализированное образование, состоящее из профессионального, социально-экономического и ролевого образования.
Образование взрослых, как правило, имеет дело с людьми, уже имеющими определенный уровень общеобразовательной, профессиональной и общекультурной подготовки. Поэтому его обычно называют постбазовым, последипломным, дальнейшим, дополнительным, продолженным, освежающим, обновляющим и т.п.
В историческом достаточно хорошо просматриваются определенные тенденции. Начинаясь от простых форм, имеющих скромные задачи по обучению азам родноязычной словесности, оно постоянно расширяет диапазон распространяемых знаний и вовлекает в свою орбиту людей со все более высоким образовательным уровнем. Одновременно увеличивается его временная протяженность. Прежде учеба была пожизненной преимущественно для занятых в сфере науки, теперь она становится таковой для большинства работающего населения.
Разработке теории непрерывного образования взрослых в это время способствовали, по крайней мере, следующие обстоятельства. Первое – это научно-техническая революция, которая существенно изменила характер производства и потребовала привлечения кадров, овладевших новыми навыками и специальностями. Значительное увеличение работников, проходящих через систему повышения квалификации, явилось конкретным шагом в развитии непрерывного образования в стране.
Другое – это возникшее на волне деколонизации движение за всеобщее образование освободившихся народов. Начиная с 1960 годов ООН и ЮНЕСКО активно поощряют создание международных институтов и организаций, которые под руководством известных политических и государственных деятелей поддерживают образование взрослых в различных странах[69]. Опыт этих организаций оказался востребованным и в России.
Среди фундаментальных работ по основам непрерывного образования следует отметить одноименную монографию[70] А.П.Владиславлева, посвященная образовательным аспектам научно-технической революции. Автор сумел вскрыть недостатки традиционной системы народного образования, в частности его базовой и дополнительной форм, указал на новые возможности системы “наука-техника-производство” в структуре непрерывного образования.
Другое – это возникшее на волне деколонизации движение за всеобщее образование освободившихся народов. Начиная с 1960 годов ООН и ЮНЕСКО активно поощряют создание международных институтов и организаций, которые под руководством известных политических и государственных деятелей поддерживают образование взрослых в различных странах[69]. Опыт этих организаций оказался востребованным и в России.
Среди фундаментальных работ по основам непрерывного образования следует отметить одноименную монографию[70] А.П.Владиславлева, посвященная образовательным аспектам научно-технической революции. Автор сумел вскрыть недостатки традиционной системы народного образования, в частности его базовой и дополнительной форм, указал на новые возможности системы “наука-техника-производство” в структуре непрерывного образования.
По мере завершения НЭПа и перехода к индустриализации формируется достаточно эффективно действующая система профессионального и общего образования взрослых. Появляется сеть вечерних школ, школ рабочей молодежи (рабфак) и фабрично-заводских училищ, через которые прошли несколько десятков миллионов рабочих и бывших крестьян, бежавших в свое время от коллективизации и голода в города. Казавшаяся недостижимой ранее задача всеобщей грамотности была, в основном, решена к концу 1930х годов. Наряду с ней, была решена, в основном, и проблема обеспечения кадрами развивающейся социалистической экономики.
По окончании Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. продолжается развитие системы образования взрослых. Общее начальное образование становится обязательным. На ХХ съезде партии в феврале 1956 года принимается решение о введении всеобщего среднего образования, при этом особое внимание начинает уделяться сельским районам. С 1958 года устанавливается обязательное общее восьмилетнее образование, после получения которого учащиеся могут получать профессиональную и техническую подготовку в специализированных учебных заведениях.
Однако, все попытки Н.С.Хрущева сделать образование действительно равным и общедоступным не увенчались успехом. Лишь к концу 1980 – х годов государству удалось реализовать на практике общее обязательное десятилетнее образование, что оказало, разумеется, значительное влияние на возможности образования взрослых.
По окончании Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. продолжается развитие системы образования взрослых. Общее начальное образование становится обязательным. На ХХ съезде партии в феврале 1956 года принимается решение о введении всеобщего среднего образования, при этом особое внимание начинает уделяться сельским районам. С 1958 года устанавливается обязательное общее восьмилетнее образование, после получения которого учащиеся могут получать профессиональную и техническую подготовку в специализированных учебных заведениях.
Однако, все попытки Н.С.Хрущева сделать образование действительно равным и общедоступным не увенчались успехом. Лишь к концу 1980 – х годов государству удалось реализовать на практике общее обязательное десятилетнее образование, что оказало, разумеется, значительное влияние на возможности образования взрослых.
На VIII съезде ВКП(б) в 1919 году была принята программа политического образования трудящихся, которую при непосредственным руководстве отдела агитации и пропаганды ЦК возглавил в стране народный комиссариат просвещения (Наркомпрос). Распространение политических знаний среди самых различных слоев населения не могло быть успешным без достижения всеобщей грамотности. В.И.Ленин, безусловно, понимал, что неграмотность является основным препятствием для сохранения результатов революции. “Неграмотный человек – писал он, - находится вне политики… он становится объектом слухов, сплетен, вымыслов и предрассудков”.
Относительно степени грамотности населения в первые годы советской власти существуют различные мнения, однако, большинство исследователей считают, что в среднем по стране не умели читать и писать около 60-70% населения, причем в отдельных областях этот показатель достигал ста процентов.[58] Положение усугублялось тем, что полностью отсутствовала система образования взрослых, а страна находилась в тяжелейшем экономическом и политическом положении.
В такой ситуации, когда провозглашенные ценности существенно не совпадали с реальным заказом к системе образования, представляет интерес позиция ведущих теоретиков того времени.
Относительно степени грамотности населения в первые годы советской власти существуют различные мнения, однако, большинство исследователей считают, что в среднем по стране не умели читать и писать около 60-70% населения, причем в отдельных областях этот показатель достигал ста процентов.[58] Положение усугублялось тем, что полностью отсутствовала система образования взрослых, а страна находилась в тяжелейшем экономическом и политическом положении.
В такой ситуации, когда провозглашенные ценности существенно не совпадали с реальным заказом к системе образования, представляет интерес позиция ведущих теоретиков того времени.
Определенное значение в развитии традиций образования взрослых сыграли российские ученые-просветители. В 1905 году, например, на съезде Академического союза было предложено создать для населения “вольные высшие школы”, которые можно считать прообразом народных университетов советского периода.[54] В том же году, депутатом Городской думы и инженером Н.В.Дмитриевым учреждено Санкт-Петербургское Общество народных университетов. Первый городской народный университет содержался на средства городской казны. Он был открыт в Москве в 1908 году общественным деятелем и ученым А.Л.Шанявским.
Стоит отметить, что просветительская деятельность в России в начале века не оставляла без внимания ход политической жизни. Ученые и преподаватели университетов видели источник социально-экономических проблем в низкой грамотности и культуре населения. Так, приват-доцент Казанского университета В.Н.Ивановский на третьем съезде Академического союза призывал к участию ученых в распространении не только естественно-научных, но и, в первую очередь, гуманитарных и исторических знаний.
Стоит отметить, что просветительская деятельность в России в начале века не оставляла без внимания ход политической жизни. Ученые и преподаватели университетов видели источник социально-экономических проблем в низкой грамотности и культуре населения. Так, приват-доцент Казанского университета В.Н.Ивановский на третьем съезде Академического союза призывал к участию ученых в распространении не только естественно-научных, но и, в первую очередь, гуманитарных и исторических знаний.
Благодаря деятельности демократически настроенных педагогов Д.Д.Семенова, В.И.Водовозова, Д.Н.Модзалевского и ряда других происходит постепенное становление народно-национальной школы. Основоположником народной школы в России считается К.Д.Ушинский (1824-1871), который положил в основу всей системы образования интересы родины и своего народа. Основной задачей образования он считал подготовку человека к труду, к жизни. Сформулированный им принцип народности в образовании означает обязательность обучения для всех поколений в соответствии с экономическими, общественно-политическими и культурно-просветительскими интересами. Андрагогическое значение имеет положение Ушинского, о поощрении сознательности в обучении и индивидуальной активности. Следует отметить его поддержку воскресных школ, в которых могли обучаться как дети, так и взрослые.
Однако, новая педагогика вступила в конфликт с государственной школой николаевской эпохи, которая ставила целью подготовку законопослушного верноподданного сообразно его сословию. В это же время появляется получившая большую известность статья Н.И.Пирогова (1810-1881) “Вопросы жизни” (1856), в которой отстаивались принципы народности образования. По инициативе и при непосредственном участии великого медика был открыт ряд воскресных школ, которые были ориентированы на образовательные потребности народа.
Однако, новая педагогика вступила в конфликт с государственной школой николаевской эпохи, которая ставила целью подготовку законопослушного верноподданного сообразно его сословию. В это же время появляется получившая большую известность статья Н.И.Пирогова (1810-1881) “Вопросы жизни” (1856), в которой отстаивались принципы народности образования. По инициативе и при непосредственном участии великого медика был открыт ряд воскресных школ, которые были ориентированы на образовательные потребности народа.
В сущности говоря, взрослые учились всегда, во все периоды человеческой истории. Учились, по большей части, "чему-нибудь и как-нибудь", без какой-либо рационально построенной системы и заранее поставленной долговременной цели, осваивая те знания и умения, которых от них требовали изменяющиеся обстоятельства повседневной жизни. Довольно-таки затруднительно назвать историческое событие в жизни той или иной страны, положившее начало массовому специально организованному образованию взрослых. Несомненно одно, импульсом к такому его развитию могли стать только события и процессы общенационального или даже глобального масштаба, глубоко затрагивающие все стороны и сферы жизни общества.
Для России таким событием скорее всего явилось введение христианства, ставшее в значительной мере поворотным пунктом в ее истории. Обряду крещения (обращения в новую веру) подвергались взрослые граждане Древней Руси. На них же были ориентированы многочисленные, как бы теперь сказали, разъяснительные мероприятия. Потребность в большом числе священнослужителей также удовлетворялась посредством "специализированного" обучения новообращенных. Священник был учителем людей всех возрастов. Местом учебы для детей являлся дом, а для взрослых – храм.
Таким образом, есть определенные основания говорить о 1000-летней истории образования взрослых в России.
Для России таким событием скорее всего явилось введение христианства, ставшее в значительной мере поворотным пунктом в ее истории. Обряду крещения (обращения в новую веру) подвергались взрослые граждане Древней Руси. На них же были ориентированы многочисленные, как бы теперь сказали, разъяснительные мероприятия. Потребность в большом числе священнослужителей также удовлетворялась посредством "специализированного" обучения новообращенных. Священник был учителем людей всех возрастов. Местом учебы для детей являлся дом, а для взрослых – храм.
Таким образом, есть определенные основания говорить о 1000-летней истории образования взрослых в России.
Теория непрерывного образования располагает необходимым набором признаков – системностью представлений, наличием собственных развивающихся понятий, преемственностью и структурированностью знаний - которые позволяют говорить именно о ее научности. В исторической перспективе существует несколько фундаментальных подходов, которые обусловили современное состояние и развитие теории непрерывного образования взрослых. Почти все из рассмотренных в данном разделе материалов включены в государственный стандарт по андрагогике.
Работы Малколма Ноулза (Malcolm Knowles) получили известность благодаря сформулированным в них основным принципам обучения взрослых, которые впоследствии составили ядро андрагогики. Основные из принципов выглядят следующим образом:
· Необходимо раскрывать перед взрослыми учащимися перспективность индивидуального развития и самосовершенствования;
· помогать учащимся осознать их собственный интерес и ожидания от обучения;
· устанавливать связь между проблемами в жизни и возможностями обучения (новая работа, рождение ребенка, развод и т.д.);
· обращаться с учащимися как с личностями, имеющими большой жизненный опыт;
· поощрять атмосферу доверия и взаимопомощи в учебной группе;
Работы Малколма Ноулза (Malcolm Knowles) получили известность благодаря сформулированным в них основным принципам обучения взрослых, которые впоследствии составили ядро андрагогики. Основные из принципов выглядят следующим образом:
· Необходимо раскрывать перед взрослыми учащимися перспективность индивидуального развития и самосовершенствования;
· помогать учащимся осознать их собственный интерес и ожидания от обучения;
· устанавливать связь между проблемами в жизни и возможностями обучения (новая работа, рождение ребенка, развод и т.д.);
· обращаться с учащимися как с личностями, имеющими большой жизненный опыт;
· поощрять атмосферу доверия и взаимопомощи в учебной группе;
Право на образование в любом возрасте - одно из важнейших прав человека. От полноты его реализации решающим образом зависит мера, в какой люди пользуются всеми другими правами и свободами демократического общества. В свою очередь, именно качественное образование придает правам человека осязаемую форму.
Непременное условие успешного воплощения в жизнь всякой образовательной стратегии - наличие законодательной базы, максимально способствующей осуществлению заложенных в ее основу фундаментальных идей и более частных положений. В практике международного права в области образования большинство развитых стран приблизили свое законодательство к моделям, рекомендованным ЮНЕСКО. Право на непрерывное образование - это одно из фундаментальных прав, обеспечивающее активное участие человека в жизни общества и государства, гарантирующее устойчивое развитие на основе соблюдения принципов демократии, равенства социальных возможностей мужчин и женщин, а также научного, экономического и культурного развития, перехода к мирным и правовым средствам разрешения возникающих коллизий
Непременное условие успешного воплощения в жизнь всякой образовательной стратегии - наличие законодательной базы, максимально способствующей осуществлению заложенных в ее основу фундаментальных идей и более частных положений. В практике международного права в области образования большинство развитых стран приблизили свое законодательство к моделям, рекомендованным ЮНЕСКО. Право на непрерывное образование - это одно из фундаментальных прав, обеспечивающее активное участие человека в жизни общества и государства, гарантирующее устойчивое развитие на основе соблюдения принципов демократии, равенства социальных возможностей мужчин и женщин, а также научного, экономического и культурного развития, перехода к мирным и правовым средствам разрешения возникающих коллизий
Право на образование неотъемлемо. Лица, ограниченные в правах по решению суда, не могут быть лишены права на образование. Ограничению подлежат лишь способы его реализации, обусловленные лишением права на свободное передвижение.
Сегодня основным образовательным учреждением для заключенных является общеобразовательная школа, расположенная на территории исправительного учреждения. Занятия обычно проходят вечером, поскольку в дневное время учащиеся работают. Причем, в последние годы спектр услуг начал постепенно расширяться в направлении дополнительного профессионального образования. Пользуются особым спросом профессии, которые могут понадобиться после освобождения из мест заключения.
По последним данным в России насчитывается около 1092 тыс. граждан, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Эта категория лиц вправе рассчитывать на социальную ре-адаптацию посредством образования. Причем по мере того, как образовательный уровень заключенных постоянно возрастает, следует прогнозировать увеличение мотивации к дальнейшему обучению и участию в профессиональной переподготовке по массовым специальностям.
Сегодня основным образовательным учреждением для заключенных является общеобразовательная школа, расположенная на территории исправительного учреждения. Занятия обычно проходят вечером, поскольку в дневное время учащиеся работают. Причем, в последние годы спектр услуг начал постепенно расширяться в направлении дополнительного профессионального образования. Пользуются особым спросом профессии, которые могут понадобиться после освобождения из мест заключения.
По последним данным в России насчитывается около 1092 тыс. граждан, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Эта категория лиц вправе рассчитывать на социальную ре-адаптацию посредством образования. Причем по мере того, как образовательный уровень заключенных постоянно возрастает, следует прогнозировать увеличение мотивации к дальнейшему обучению и участию в профессиональной переподготовке по массовым специальностям.
Согласно принятой ЮНЕСКО терминологии, образование подразделяется на обычное (normal) и особое (special). Эти международные термины обозначают образовательные учреждения и программы, предназначенные для лиц, отличающихся от обычных учащихся по ряду признаков, препятствующих успешной учебной и трудовой деятельности в обычных условиях (главным образом, по состоянию здоровья). Данная категория учащихся должна быть обеспечена особыми техническими средствами обучения и особыми условиям учебной деятельности. В данную категорию входят следующие группы населения:
инвалиды по зрению и слабовидящие; глухие и слабослышащие; лица с дефектами речи; лица с заболеваниями органов движения; с задержкой умственного развития; страдающие психическими расстройствами; социально неадаптированные; плохо владеющие чтением и письмом в силу психического расстройства или иного заболевания.
Программы специального (особого) образования дифференцируются в зависимости от характера инвалидности и от целей, которые они преследуют:
- реабилитационные программы для лиц старше обычного школьного и вузовского возраста;
- профессиональная подготовка и повышение квалификации;
- общее образование формального и неформального характера.
инвалиды по зрению и слабовидящие; глухие и слабослышащие; лица с дефектами речи; лица с заболеваниями органов движения; с задержкой умственного развития; страдающие психическими расстройствами; социально неадаптированные; плохо владеющие чтением и письмом в силу психического расстройства или иного заболевания.
Программы специального (особого) образования дифференцируются в зависимости от характера инвалидности и от целей, которые они преследуют:
- реабилитационные программы для лиц старше обычного школьного и вузовского возраста;
- профессиональная подготовка и повышение квалификации;
- общее образование формального и неформального характера.