По мере завершения НЭПа и перехода к индустриализации формируется достаточно эффективно действующая система профессионального и общего образования взрослых. Появляется сеть вечерних школ, школ рабочей молодежи (рабфак) и фабрично-заводских училищ, через которые прошли несколько десятков миллионов рабочих и бывших крестьян, бежавших в свое время от коллективизации и голода в города. Казавшаяся недостижимой ранее задача всеобщей грамотности была, в основном, решена к концу 1930х годов. Наряду с ней, была решена, в основном, и проблема обеспечения кадрами развивающейся социалистической экономики.
По окончании Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. продолжается развитие системы образования взрослых. Общее начальное образование становится обязательным. На ХХ съезде партии в феврале 1956 года принимается решение о введении всеобщего среднего образования, при этом особое внимание начинает уделяться сельским районам. С 1958 года устанавливается обязательное общее восьмилетнее образование, после получения которого учащиеся могут получать профессиональную и техническую подготовку в специализированных учебных заведениях.
Однако, все попытки Н.С.Хрущева сделать образование действительно равным и общедоступным не увенчались успехом. Лишь к концу 1980 – х годов государству удалось реализовать на практике общее обязательное десятилетнее образование, что оказало, разумеется, значительное влияние на возможности образования взрослых.
Принципиально новая ситуация в образовании взрослых сложилась лишь в 70-е годы, когда наметился существенный рост учреждений повышения квалификации. Так, за период с 1960 по 1970 годы число работников, вовлеченных в различные виды вторичной профессиональной подготовки увеличилось почти вдвое с 9,8 до 18,7 млн.чел. А на протяжении следующего десятилетия их численность еще раз удвоилась и к началу 80-х годов составила 50 млн. человек. Подобных темпов роста не знал ни один образовательный институт.
Предусматривались следующие типы учебных заведений повышения квалификации:
- институты повышения квалификации с филиалами при крупных предприятиях, организациях, учреждениях (имели ведомственное подчинение);
- межотраслевые институты повышения квалификации (межведомственного подчинения);
- факультеты повышения квалификации при высших учебных заведениях;
- курсы повышения квалификации при министерствах;
- курсы повышения квалификации при предприятиях, НИИ, ПКО.
В 1970-е годы в стране было создано свыше 30 институтов повышения квалификации, около 80 факультетов при высших учебных заведениях и около 700 курсов повышения квалификации при предприятиях, НИИ, ПКО, высших и средних специальных учебных заведениях.
Помимо собственно профессионального образования большое значение уделялось коммунистическому воспитанию, которое очевидно можно считать разновидностью непрерывное образовательной деятельности. Цель коммунистического воспитания - подготовка советского человека[68] непримиримого к реакционным проявлениям религии, национал-шовинизма и неграмотности. Также, поощрялось вовлечение женщин в общественно-полезный труд, содержательное проведение досуга, культурное развитие и укрепление коммунистической сознательности.
Для совмещения профессионального образования и коммунистического воспитания, были организованы программы как формального так и неформального образования взрослых. К первым, очевидно, относятся школы рабочей и сельской молодежи, в которых в вечернее время, после основной трудовой деятельности, слушатели могли завершить общее среднее образование и получить соответствующий сертификат.
Однако, возможности в получении образования различными группами населения оставались далеко не одинаковыми. Достаточно вспомнить принятые еще в годы Отечественной войны Законы “Об образовании молодежи, работающей на предприятиях”(1943), и “ Об организации вечерних школ для сельской молодежи” (1944). Предусмотренные этими законами меры, позволяли работающей и сельской молодежи, восполнять недостаток знаний и навыков. Тем не менее, в поздние послевоенное годы эта часть взрослого населения существенно уступала по уровню образования более молодым.
Еще одним институтом, который занимался образованием рабочих стал Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС), в распоряжении которого находилась развития сеть средних специальных и высших учебных заведений. Среди них, следует выделить университеты культуры, которые, часто располагались в местных домах и дворцах культуры, рабочих клубах, “красных уголках”. В университетах культуры читались лекции, проводились занятия кружков по самому широкому кругу гуманитарных проблем. Часто, занятия продолжались в ходе посещения художественной галереи, концертного зала или театра.
Система образования взрослых в советский период включала в себя, также, университеты марксизма-ленинизма, в которых обучались рядовые члены партии. Помимо идеологической подготовки, слушатели могли участвовать в гуманитарных программах различной направленности и глубины.
Наиболее крупной организацией, которая занималась неформальным образованием взрослых стало общество “Знание”. Учрежденное в 1947 году группой выдающихся деятелей науки и искусства общество на безвозмездной основе занялось просветительской деятельностью среди различных групп населения страны. Пользуясь поддержкой власти, территориальные (областные) отделения общества только, к примеру, в 1980 году насчитывали 3.2 млн. лекторов, которые прочитали в общей сложности 28 млн. лекций по самой различной тематике. Несложные расчеты показывают, что каждый житель страны в среднем в год прослушивал около четырех лекций по линии общества “Знание”.
В рамках общества “Знание” достаточно эффективно действовала сеть народных университетов, для поступления в которые не требовалось сдавать экзамены или подтверждать предыдущий уровень образования. Народные университеты располагали штатными преподавателями, которые работали в пределах утвержденных программ и учебных планов. Выпускники народных университетов получали подготовку для дальнейшего продвижения по ступеням непрерывного образования.
Так, в основном, выглядели контуры системы образования взрослых, которая сохранилась в России к началу 1990-х годов.
По окончании Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. продолжается развитие системы образования взрослых. Общее начальное образование становится обязательным. На ХХ съезде партии в феврале 1956 года принимается решение о введении всеобщего среднего образования, при этом особое внимание начинает уделяться сельским районам. С 1958 года устанавливается обязательное общее восьмилетнее образование, после получения которого учащиеся могут получать профессиональную и техническую подготовку в специализированных учебных заведениях.
Однако, все попытки Н.С.Хрущева сделать образование действительно равным и общедоступным не увенчались успехом. Лишь к концу 1980 – х годов государству удалось реализовать на практике общее обязательное десятилетнее образование, что оказало, разумеется, значительное влияние на возможности образования взрослых.
Принципиально новая ситуация в образовании взрослых сложилась лишь в 70-е годы, когда наметился существенный рост учреждений повышения квалификации. Так, за период с 1960 по 1970 годы число работников, вовлеченных в различные виды вторичной профессиональной подготовки увеличилось почти вдвое с 9,8 до 18,7 млн.чел. А на протяжении следующего десятилетия их численность еще раз удвоилась и к началу 80-х годов составила 50 млн. человек. Подобных темпов роста не знал ни один образовательный институт.
Предусматривались следующие типы учебных заведений повышения квалификации:
- институты повышения квалификации с филиалами при крупных предприятиях, организациях, учреждениях (имели ведомственное подчинение);
- межотраслевые институты повышения квалификации (межведомственного подчинения);
- факультеты повышения квалификации при высших учебных заведениях;
- курсы повышения квалификации при министерствах;
- курсы повышения квалификации при предприятиях, НИИ, ПКО.
В 1970-е годы в стране было создано свыше 30 институтов повышения квалификации, около 80 факультетов при высших учебных заведениях и около 700 курсов повышения квалификации при предприятиях, НИИ, ПКО, высших и средних специальных учебных заведениях.
Помимо собственно профессионального образования большое значение уделялось коммунистическому воспитанию, которое очевидно можно считать разновидностью непрерывное образовательной деятельности. Цель коммунистического воспитания - подготовка советского человека[68] непримиримого к реакционным проявлениям религии, национал-шовинизма и неграмотности. Также, поощрялось вовлечение женщин в общественно-полезный труд, содержательное проведение досуга, культурное развитие и укрепление коммунистической сознательности.
Для совмещения профессионального образования и коммунистического воспитания, были организованы программы как формального так и неформального образования взрослых. К первым, очевидно, относятся школы рабочей и сельской молодежи, в которых в вечернее время, после основной трудовой деятельности, слушатели могли завершить общее среднее образование и получить соответствующий сертификат.
Однако, возможности в получении образования различными группами населения оставались далеко не одинаковыми. Достаточно вспомнить принятые еще в годы Отечественной войны Законы “Об образовании молодежи, работающей на предприятиях”(1943), и “ Об организации вечерних школ для сельской молодежи” (1944). Предусмотренные этими законами меры, позволяли работающей и сельской молодежи, восполнять недостаток знаний и навыков. Тем не менее, в поздние послевоенное годы эта часть взрослого населения существенно уступала по уровню образования более молодым.
Еще одним институтом, который занимался образованием рабочих стал Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС), в распоряжении которого находилась развития сеть средних специальных и высших учебных заведений. Среди них, следует выделить университеты культуры, которые, часто располагались в местных домах и дворцах культуры, рабочих клубах, “красных уголках”. В университетах культуры читались лекции, проводились занятия кружков по самому широкому кругу гуманитарных проблем. Часто, занятия продолжались в ходе посещения художественной галереи, концертного зала или театра.
Система образования взрослых в советский период включала в себя, также, университеты марксизма-ленинизма, в которых обучались рядовые члены партии. Помимо идеологической подготовки, слушатели могли участвовать в гуманитарных программах различной направленности и глубины.
Наиболее крупной организацией, которая занималась неформальным образованием взрослых стало общество “Знание”. Учрежденное в 1947 году группой выдающихся деятелей науки и искусства общество на безвозмездной основе занялось просветительской деятельностью среди различных групп населения страны. Пользуясь поддержкой власти, территориальные (областные) отделения общества только, к примеру, в 1980 году насчитывали 3.2 млн. лекторов, которые прочитали в общей сложности 28 млн. лекций по самой различной тематике. Несложные расчеты показывают, что каждый житель страны в среднем в год прослушивал около четырех лекций по линии общества “Знание”.
В рамках общества “Знание” достаточно эффективно действовала сеть народных университетов, для поступления в которые не требовалось сдавать экзамены или подтверждать предыдущий уровень образования. Народные университеты располагали штатными преподавателями, которые работали в пределах утвержденных программ и учебных планов. Выпускники народных университетов получали подготовку для дальнейшего продвижения по ступеням непрерывного образования.
Так, в основном, выглядели контуры системы образования взрослых, которая сохранилась в России к началу 1990-х годов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи