Разработка теории непрерывного образования взрослых в 1970-80 е годы

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Разработке теории непрерывного образования взрослых в это время способствовали, по крайней мере, следующие обстоятельства. Первое – это научно-техническая революция, которая существенно изменила характер производства и потребовала привлечения кадров, овладевших новыми навыками и специальностями. Значительное увеличение работников, проходящих через систему повышения квалификации, явилось конкретным шагом в развитии непрерывного образования в стране.

Другое – это возникшее на волне деколонизации движение за всеобщее образование освободившихся народов. Начиная с 1960 годов ООН и ЮНЕСКО активно поощряют создание международных институтов и организаций, которые под руководством известных политических и государственных деятелей поддерживают образование взрослых в различных странах[69]. Опыт этих организаций оказался востребованным и в России.

Среди фундаментальных работ по основам непрерывного образования следует отметить одноименную монографию[70] А.П.Владиславлева, посвященная образовательным аспектам научно-технической революции. Автор сумел вскрыть недостатки традиционной системы народного образования, в частности его базовой и дополнительной форм, указал на новые возможности системы “наука-техника-производство” в структуре непрерывного образования.

В работах А.Владиславлева неоднократно подчеркивается объективная необходимость систематического и самостоятельного повышения квалификации работниками, причем касается это всех возрастных групп. Также, он проанализировал значение индивидуальности и системности , как методологических принципов непрерывного образования.

А.Владиславлев внес значительный практический вклад в развитие системы народных университетов. В 1980-е годы, занимая должность одного из руководителей Общества “Знание”, он активно представлял общественные организации образования взрослых СССР за рубежом, состоял членом Исполкома Всемирного совета по образованию взрослых[71].

Другим известным в нашей стране и за рубежом разработчиком теории непрерывного образования стал В.Г.Онушкин ( - 1997), академик Академии педагогических наук, который на протяжении многих лет возглавлял первый и единственный в нашей стране НИИ образования взрослых в Санкт-Петербурге. Являясь членом редколлегии ряда международных теоретических журналов, а также, членом ученого совета Института образования ЮНЕСКО (Гамбург) – ведущего международного агенства по данной проблематике - он сумел привлечь внимание крупных исследователей к проблемам непрерывного образования и образования взрослых в современной России.

Под редакцией В.Онушкина была издана фундаментальная коллективная монография[72], посвященная функциям непрерывного образования взрослых (компенсаторная, адаптационная, развивающая) и его задачам (создание целостной системы образовательных учреждений, которая обеспечивает обучение и воспитание человека на протяжении всей его жизни и соответствует развитию сознательной потребности в новых знаниях, умениях и навыках). Значителен вклад В.Онушкина в разработку вопросов духовного развития личности и формирования активной гражданской позиции в процессе непрерывного образования взрослых.

В 1970-90 годы в стране активно работают и другие исследователи. Среди отечественных авторов, внесших значительный вклад в разработку теоретических основ непрерывного образования взрослых: Вершловский С.Г., Громкова М.Т., Змеев С.И., Кулюткин Ю.Н, Лобанова Н.Н., Соколовская Е.А., Сухобская Г.С., Тонконогая Е.П., Саруханов Э.Р., Алексеев В.Н., Симонова Т.М., Андреева Н.В., Бабкина Т.В., Добринская Е.И., Климов С.М., Лебедева С.С., Полутина С.П., Соломин И.Л., Анейчик В.В., Жукова Л.В., Лесохина Л.Н., Литке Ф.Н. и другие.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.