Основные отличия образования взрослых от детско-юношеского образования

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Образование взрослых, будучи составной частью системы обра­зования, в общем и целом подразделяется на те же содержательные обособленные компоненты, что и детско-юношеское образование. Оно включает два главных подразделения:

- общее образование, состоящее в свою очередь из академиче­ского, гуманитарного и гражданского;

- специализированное образование, состоящее из профессио­нального, социально-экономического и ролевого образования.

Образование взрослых, как правило, имеет дело с людьми, уже имеющими определенный уровень общеобразовательной, профессиональной и общекультурной подготовки. Поэтому его обычно называют постбазовым, последипломным, дальнейшим, дополнительным, продолженным, освежающим, обновляющим и т.п.

В историческом достаточно хорошо просматриваются определенные тенденции. Начинаясь от простых форм, имеющих скромные задачи по обучению азам родноязычной словесности, оно постоянно расширяет диапазон распространяемых знаний и вовле­кает в свою орбиту людей со все более высоким образовательным уровнем. Одновременно увеличивается его временная протяженность. Прежде учеба была пожиз­ненной преимущественно для занятых в сфере науки, теперь она ста­новится таковой для большинства работающего населения.

Как следует из предыдущего раздела, образование взрослых в России прошло длительный и во многом уникальный путь исторических изменений. В последние годы его раз­витие стало все заметнее отставать от практики технологически развитых стран. Связано это, прежде всего :

- с недооценкой потенциальных возможностей образования взрослых;

- с недостаточной научной обеспеченностью образовательной поли­тики;

- инерционностью образовательного мышления;

- рассогласованностью образовательной и социально-экономиче­ской политики.

Образование взрослых - неотъемлемая и в то же время относи­тельно обособленная часть системы непрерывного образования. Комплекс проблем, связанные с его функционированием и развитием, имеет свою содержа­тельную специфику, обусловленную особенностями контингента, а так­же своеобразием задач, на выполнение которых направлена деятель­ность его различных подразделений.

Это означает, что на образова­ние взрослых не могут быть прямо перенесены концептуальные подхо­ды, организационные формы и методы работы, практикуемые при обуче­нии и воспитании подрастающего поколения.

Образование само по себе, сколь бы совершенным оно не было, не может разрешить ни одну из проблем, с которыми сталкивается современное общество. Безработица, преступность, аморализм, нарко­мания, периодически повторяющиеся кризисы - все это проблемы, раз­решаемые средствами социально-экономической политики. Однако ни с одной из них общество не в состоянии справиться без продуманно по­строенной и эффективно действующей системы непрерывного образования.

Образование взрослых оказалось в центре внимания теоретиков и практиков отнюдь не случайно. Происходящие перемены столь круп­номасштабны и динамичны, что традиционная образовательная практи­ка, имеющая дело с подрастающим поколением, просто не в состоянии быстро и адекватно отреагировать на изменения требований к челове­ку как субъекту различных видов социальной деятельности. Временные параметры подготовки нового поколения к самостоятельной жизни слишком продолжительны, более того они постоянно увеличиваются, в то время как масштабы и темпы социальных изменений возрастают еще быстрее. Поэтому разработка среднесрочной стратегии развития образования взрос­лых представляется актуальной как никогда.

В нашей стране образование взрослых длительное время развивалось главным образом как профессиональная учеба работников различных отраслей сферы труда и заключалось в повышении квалификации, переподготовке, освоении новой профессии. Между тем, особенность переходного периода, в котором сейчас находится российское общество, предполагает выдвижение над-экономического ориентира развития образования.[73] В противном случае, образование сохранит свою инструменталистскую функцию и навсегда утратит функцию духовного развития и воспитания граждан.

Сегодняшняя актуальность образования взрослых связана с тем, что общество решает сложные технологи­ческие, экономические, политические проблемы в условиях дефицита исторического и фактического времени. В силу присущей ему гибкости и мобильности образование взрослых способно оперативно откликаться на вызовы времени и изме­няющиеся запросы жизни, доучивая и переучивая взрослое население до уровня новых требований.

Анализ современного состояния образования взрослых в стране позволяет сделать общее заключение о том, что су­ществующая практика нуждается в основательной реорганизации. Комплекс проблем, требующих своего предметного разрешения для по­вышения социальной эффективности образования, обширен и многогранен.

Сама практика образования взрослых изучается в трех относительно обособленных плоскостях:

- как процесс освоения че­ловеком имеющегося в обществе социально-культурного опыта;

- как процесс социализации, оцениваемый по критерию включенности человека в общественные и, в том числе, трудовые отношения;

- как специфический социальный институт со свойственными ему функциями, системой учреждений и образовательных программ.

Важно обратить внимание, что образование взрослых имеет ряд принципиальных отличий от детско-юношеского образования:

- активное участие взрослого учащегося в образовательном процессе;

- возможность обогащения совокупного социально-культурного опыта посредством личного вклада;

- возможность трансформации системы образования и всей социальной среды в процессе или как результат образования;

- неограниченная продолжительность (на протяжении всей жизни).

На основании этих особенностей можно определить образование взрослых как относительно самостоятельное институализированное подразде­ление системы непрерывного образования, призванное способствовать социальной адаптации, профессиональному росту, всестороннему развитию и самореализации человека в период его самостоятельной жизни.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.