Образование взрослых, будучи составной частью системы образования, в общем и целом подразделяется на те же содержательные обособленные компоненты, что и детско-юношеское образование. Оно включает два главных подразделения:
- общее образование, состоящее в свою очередь из академического, гуманитарного и гражданского;
- специализированное образование, состоящее из профессионального, социально-экономического и ролевого образования.
Образование взрослых, как правило, имеет дело с людьми, уже имеющими определенный уровень общеобразовательной, профессиональной и общекультурной подготовки. Поэтому его обычно называют постбазовым, последипломным, дальнейшим, дополнительным, продолженным, освежающим, обновляющим и т.п.
В историческом достаточно хорошо просматриваются определенные тенденции. Начинаясь от простых форм, имеющих скромные задачи по обучению азам родноязычной словесности, оно постоянно расширяет диапазон распространяемых знаний и вовлекает в свою орбиту людей со все более высоким образовательным уровнем. Одновременно увеличивается его временная протяженность. Прежде учеба была пожизненной преимущественно для занятых в сфере науки, теперь она становится таковой для большинства работающего населения.
Как следует из предыдущего раздела, образование взрослых в России прошло длительный и во многом уникальный путь исторических изменений. В последние годы его развитие стало все заметнее отставать от практики технологически развитых стран. Связано это, прежде всего :
- с недооценкой потенциальных возможностей образования взрослых;
- с недостаточной научной обеспеченностью образовательной политики;
- инерционностью образовательного мышления;
- рассогласованностью образовательной и социально-экономической политики.
Образование взрослых - неотъемлемая и в то же время относительно обособленная часть системы непрерывного образования. Комплекс проблем, связанные с его функционированием и развитием, имеет свою содержательную специфику, обусловленную особенностями контингента, а также своеобразием задач, на выполнение которых направлена деятельность его различных подразделений.
Это означает, что на образование взрослых не могут быть прямо перенесены концептуальные подходы, организационные формы и методы работы, практикуемые при обучении и воспитании подрастающего поколения.
Образование само по себе, сколь бы совершенным оно не было, не может разрешить ни одну из проблем, с которыми сталкивается современное общество. Безработица, преступность, аморализм, наркомания, периодически повторяющиеся кризисы - все это проблемы, разрешаемые средствами социально-экономической политики. Однако ни с одной из них общество не в состоянии справиться без продуманно построенной и эффективно действующей системы непрерывного образования.
Образование взрослых оказалось в центре внимания теоретиков и практиков отнюдь не случайно. Происходящие перемены столь крупномасштабны и динамичны, что традиционная образовательная практика, имеющая дело с подрастающим поколением, просто не в состоянии быстро и адекватно отреагировать на изменения требований к человеку как субъекту различных видов социальной деятельности. Временные параметры подготовки нового поколения к самостоятельной жизни слишком продолжительны, более того они постоянно увеличиваются, в то время как масштабы и темпы социальных изменений возрастают еще быстрее. Поэтому разработка среднесрочной стратегии развития образования взрослых представляется актуальной как никогда.
В нашей стране образование взрослых длительное время развивалось главным образом как профессиональная учеба работников различных отраслей сферы труда и заключалось в повышении квалификации, переподготовке, освоении новой профессии. Между тем, особенность переходного периода, в котором сейчас находится российское общество, предполагает выдвижение над-экономического ориентира развития образования.[73] В противном случае, образование сохранит свою инструменталистскую функцию и навсегда утратит функцию духовного развития и воспитания граждан.
Сегодняшняя актуальность образования взрослых связана с тем, что общество решает сложные технологические, экономические, политические проблемы в условиях дефицита исторического и фактического времени. В силу присущей ему гибкости и мобильности образование взрослых способно оперативно откликаться на вызовы времени и изменяющиеся запросы жизни, доучивая и переучивая взрослое население до уровня новых требований.
Анализ современного состояния образования взрослых в стране позволяет сделать общее заключение о том, что существующая практика нуждается в основательной реорганизации. Комплекс проблем, требующих своего предметного разрешения для повышения социальной эффективности образования, обширен и многогранен.
Сама практика образования взрослых изучается в трех относительно обособленных плоскостях:
- как процесс освоения человеком имеющегося в обществе социально-культурного опыта;
- как процесс социализации, оцениваемый по критерию включенности человека в общественные и, в том числе, трудовые отношения;
- как специфический социальный институт со свойственными ему функциями, системой учреждений и образовательных программ.
Важно обратить внимание, что образование взрослых имеет ряд принципиальных отличий от детско-юношеского образования:
- активное участие взрослого учащегося в образовательном процессе;
- возможность обогащения совокупного социально-культурного опыта посредством личного вклада;
- возможность трансформации системы образования и всей социальной среды в процессе или как результат образования;
- неограниченная продолжительность (на протяжении всей жизни).
На основании этих особенностей можно определить образование взрослых как относительно самостоятельное институализированное подразделение системы непрерывного образования, призванное способствовать социальной адаптации, профессиональному росту, всестороннему развитию и самореализации человека в период его самостоятельной жизни.
- общее образование, состоящее в свою очередь из академического, гуманитарного и гражданского;
- специализированное образование, состоящее из профессионального, социально-экономического и ролевого образования.
Образование взрослых, как правило, имеет дело с людьми, уже имеющими определенный уровень общеобразовательной, профессиональной и общекультурной подготовки. Поэтому его обычно называют постбазовым, последипломным, дальнейшим, дополнительным, продолженным, освежающим, обновляющим и т.п.
В историческом достаточно хорошо просматриваются определенные тенденции. Начинаясь от простых форм, имеющих скромные задачи по обучению азам родноязычной словесности, оно постоянно расширяет диапазон распространяемых знаний и вовлекает в свою орбиту людей со все более высоким образовательным уровнем. Одновременно увеличивается его временная протяженность. Прежде учеба была пожизненной преимущественно для занятых в сфере науки, теперь она становится таковой для большинства работающего населения.
Как следует из предыдущего раздела, образование взрослых в России прошло длительный и во многом уникальный путь исторических изменений. В последние годы его развитие стало все заметнее отставать от практики технологически развитых стран. Связано это, прежде всего :
- с недооценкой потенциальных возможностей образования взрослых;
- с недостаточной научной обеспеченностью образовательной политики;
- инерционностью образовательного мышления;
- рассогласованностью образовательной и социально-экономической политики.
Образование взрослых - неотъемлемая и в то же время относительно обособленная часть системы непрерывного образования. Комплекс проблем, связанные с его функционированием и развитием, имеет свою содержательную специфику, обусловленную особенностями контингента, а также своеобразием задач, на выполнение которых направлена деятельность его различных подразделений.
Это означает, что на образование взрослых не могут быть прямо перенесены концептуальные подходы, организационные формы и методы работы, практикуемые при обучении и воспитании подрастающего поколения.
Образование само по себе, сколь бы совершенным оно не было, не может разрешить ни одну из проблем, с которыми сталкивается современное общество. Безработица, преступность, аморализм, наркомания, периодически повторяющиеся кризисы - все это проблемы, разрешаемые средствами социально-экономической политики. Однако ни с одной из них общество не в состоянии справиться без продуманно построенной и эффективно действующей системы непрерывного образования.
Образование взрослых оказалось в центре внимания теоретиков и практиков отнюдь не случайно. Происходящие перемены столь крупномасштабны и динамичны, что традиционная образовательная практика, имеющая дело с подрастающим поколением, просто не в состоянии быстро и адекватно отреагировать на изменения требований к человеку как субъекту различных видов социальной деятельности. Временные параметры подготовки нового поколения к самостоятельной жизни слишком продолжительны, более того они постоянно увеличиваются, в то время как масштабы и темпы социальных изменений возрастают еще быстрее. Поэтому разработка среднесрочной стратегии развития образования взрослых представляется актуальной как никогда.
В нашей стране образование взрослых длительное время развивалось главным образом как профессиональная учеба работников различных отраслей сферы труда и заключалось в повышении квалификации, переподготовке, освоении новой профессии. Между тем, особенность переходного периода, в котором сейчас находится российское общество, предполагает выдвижение над-экономического ориентира развития образования.[73] В противном случае, образование сохранит свою инструменталистскую функцию и навсегда утратит функцию духовного развития и воспитания граждан.
Сегодняшняя актуальность образования взрослых связана с тем, что общество решает сложные технологические, экономические, политические проблемы в условиях дефицита исторического и фактического времени. В силу присущей ему гибкости и мобильности образование взрослых способно оперативно откликаться на вызовы времени и изменяющиеся запросы жизни, доучивая и переучивая взрослое население до уровня новых требований.
Анализ современного состояния образования взрослых в стране позволяет сделать общее заключение о том, что существующая практика нуждается в основательной реорганизации. Комплекс проблем, требующих своего предметного разрешения для повышения социальной эффективности образования, обширен и многогранен.
Сама практика образования взрослых изучается в трех относительно обособленных плоскостях:
- как процесс освоения человеком имеющегося в обществе социально-культурного опыта;
- как процесс социализации, оцениваемый по критерию включенности человека в общественные и, в том числе, трудовые отношения;
- как специфический социальный институт со свойственными ему функциями, системой учреждений и образовательных программ.
Важно обратить внимание, что образование взрослых имеет ряд принципиальных отличий от детско-юношеского образования:
- активное участие взрослого учащегося в образовательном процессе;
- возможность обогащения совокупного социально-культурного опыта посредством личного вклада;
- возможность трансформации системы образования и всей социальной среды в процессе или как результат образования;
- неограниченная продолжительность (на протяжении всей жизни).
На основании этих особенностей можно определить образование взрослых как относительно самостоятельное институализированное подразделение системы непрерывного образования, призванное способствовать социальной адаптации, профессиональному росту, всестороннему развитию и самореализации человека в период его самостоятельной жизни.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи