На VIII съезде ВКП(б) в 1919 году была принята программа политического образования трудящихся, которую при непосредственным руководстве отдела агитации и пропаганды ЦК возглавил в стране народный комиссариат просвещения (Наркомпрос). Распространение политических знаний среди самых различных слоев населения не могло быть успешным без достижения всеобщей грамотности. В.И.Ленин, безусловно, понимал, что неграмотность является основным препятствием для сохранения результатов революции. “Неграмотный человек – писал он, - находится вне политики… он становится объектом слухов, сплетен, вымыслов и предрассудков”.
Относительно степени грамотности населения в первые годы советской власти существуют различные мнения, однако, большинство исследователей считают, что в среднем по стране не умели читать и писать около 60-70% населения, причем в отдельных областях этот показатель достигал ста процентов.[58] Положение усугублялось тем, что полностью отсутствовала система образования взрослых, а страна находилась в тяжелейшем экономическом и политическом положении.
В такой ситуации, когда провозглашенные ценности существенно не совпадали с реальным заказом к системе образования, представляет интерес позиция ведущих теоретиков того времени.
Крупская Н.К. (1869-1939) помимо организаторской деятельности и ряда работ по теории детско-юношеского образования, оставила значительное наследие по непрерывному образованию. Занимая ряд крупных постов в партийной иерархии, она делала акцент на воспитании нового человека, беззаветно преданного идеалам социализма и коммунизма[59]. В тоже время, она настойчиво боролась за усиление умственного (общего) образования посредством включения в программы различных общеобразовательных предметов и установления связей между ними. Признавая наличие классовых ценностей, Крупская, тем не менее, отстаивала право каждого учащегося на выбор своей программы развития и в этом, она была близка к образовательным идеям Л.Н.Толстого.[60] В качестве заведующей внешкольным отделом Народного комиссариата просвещения она ведала политико-просветительской работой среди взрослых, призывая совмещать в учебном процессе ценности государственные и индивидуальные, личностно значимые. Таким образом, можно говорить о непрерывности как в межпредметном направлении, так и ценностном.
Элементами непрерывности образования можно считать и идею политехнизма, как неразрывную связь обучения с производительным трудом, развертывание педагогической пропаганды среди широких слоев населения. Речь идет о “сотрудничестве с массами в борьбе за политику партии на фронте просвещения”[61].
В вышедшей в свет в 1915 году работе “Народное образование и демократия” Крупская изложила ряд подходов человекоцентристского (гуманистического) непрерывного образования, которые оказались очень схожими с положениями опубликованной в это же время известной работы Дьюи "Образование и демократия”.[62]
Луначарский А.В. (1895-1933), первый Нарком просвещения. Принятый при его непосредственном участии в декабре 1917 года Декрет “Об образовании” произвел огромное впечатление задачей всеобщего и бесплатного образования. Луначарский лично занимался вопросами рабочего образования, ликвидацией неграмотности среди всех слоев населения, стремился реализовать на практике связь школы с жизнью. Последовательно выступал за школу отделенную от церкви, в которой представлены все слои населения и все национальности, где на практике осуществляется равноправие мужчин и женщин. Луначарский всячески поддерживал уникальные по времени институты непрерывного образования – школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), школы рабочей и колхозной молодежи (ШРМ), рабочие факультеты (рабфак).
В качестве наркома просвещения курировал вопросы культуры, что создавало дополнительные возможности использования в образовательных целях театров, библиотек, лекториев при музеях и т.д.[63]
В годы культа личности Сталина, с началом деформации принципов народного образования, Луначарский постепенно отстраняется от организаторской работы. В 1933 на пути в Испанию в качестве полпреда он скоропостижно скончался.
Пинкевич А.П. (1884-1937) одна из ключевых фигур в образовании в 1920-30е годы в России. Занимая в различное время должности ректора крупнейших педагогических институтов страны, он имел возможность непосредственно влиять на развитие системы образования и подготовку ее кадров. Не скрывая своей абсолютной поддержки большевистской революции и ее ценностей, он, тем не менее, понимал, что достижения мировой науки и культуры имеют всеобщее значение. Поэтому они должны использоваться в учебном процессе. Но как одновременно совместить классовое и общечеловеческое? Каким образом сочетать общее (проблема грамотности), профессиональное и политическое (марксизм-ленинизм) составляющие образования?
Эти вопросы, неоднократно поднятые Пинкевичем в его трудах, а также в выступлениях в стране и за рубежом, легли в основу заочной внутрипартийной дискуссии. Дискуссия о задачах непрерывного образования между Крупской, Луначарским и рядом ответработников образования. Теоретической базой являлись соответствующие работы В.Ленина.
Дело заключалось в том, что потребности образования в начале 1920 г. определялись необходимостью возрождения сельского хозяйства и промышленности. Власти понимали, что хорошо обученный и грамотный работник необходим для создания обновленной социалистической России. Поэтому приоритет все больше смещается от политического к профессиональному образованию.
Пинкевич пытается сохранить верность либеральной традиции преподавания, критикует лекции и экзамены как атрибуты авторитарной традиции обучения. Однако, недостаток средств заставляет его признать временную целесообразность лекционной формы занятий не только в университетах, но в других учебных заведениях.
Пинкевич неоднократно не соглашался с точкой зрения Ленина, согласно которой основная задача системы образования – защита завоеваний революции, а потом лишь, развитие человека.[64]
Признавая, что конфликт между идеологическими и профессиональными целями образования действительно имеет место при переходе от капитализма к социализму, Пинкевич, тем не менее, предложил готовить “огромное число грамотных рабочих со всесторонними трудовыми навыками, достаточное количество экипированных и обученных техников, и ограниченное количество высококвалифицированных инженеров и организаторов промышленности, хорошо разбирающихся в задачах нынешнего времени”[65]
Пинкевич сумел предложить компромисс,[66] совместив ценности классовые, революционные с ценностями экономического роста страны и духовного развития человека в процессе непрерывного образования. Однако, к началу 30-х годов возможности для подобных дискуссий исчерпали себя. В 1934 году за заслуги в развитии советской системы образования Пинкевичу правительством был подарен личный автомобиль – событие достаточно редкое в то время. Но уже через три года он был арестован и дальнейшая судьба его не известна
Относительно степени грамотности населения в первые годы советской власти существуют различные мнения, однако, большинство исследователей считают, что в среднем по стране не умели читать и писать около 60-70% населения, причем в отдельных областях этот показатель достигал ста процентов.[58] Положение усугублялось тем, что полностью отсутствовала система образования взрослых, а страна находилась в тяжелейшем экономическом и политическом положении.
В такой ситуации, когда провозглашенные ценности существенно не совпадали с реальным заказом к системе образования, представляет интерес позиция ведущих теоретиков того времени.
Крупская Н.К. (1869-1939) помимо организаторской деятельности и ряда работ по теории детско-юношеского образования, оставила значительное наследие по непрерывному образованию. Занимая ряд крупных постов в партийной иерархии, она делала акцент на воспитании нового человека, беззаветно преданного идеалам социализма и коммунизма[59]. В тоже время, она настойчиво боролась за усиление умственного (общего) образования посредством включения в программы различных общеобразовательных предметов и установления связей между ними. Признавая наличие классовых ценностей, Крупская, тем не менее, отстаивала право каждого учащегося на выбор своей программы развития и в этом, она была близка к образовательным идеям Л.Н.Толстого.[60] В качестве заведующей внешкольным отделом Народного комиссариата просвещения она ведала политико-просветительской работой среди взрослых, призывая совмещать в учебном процессе ценности государственные и индивидуальные, личностно значимые. Таким образом, можно говорить о непрерывности как в межпредметном направлении, так и ценностном.
Элементами непрерывности образования можно считать и идею политехнизма, как неразрывную связь обучения с производительным трудом, развертывание педагогической пропаганды среди широких слоев населения. Речь идет о “сотрудничестве с массами в борьбе за политику партии на фронте просвещения”[61].
В вышедшей в свет в 1915 году работе “Народное образование и демократия” Крупская изложила ряд подходов человекоцентристского (гуманистического) непрерывного образования, которые оказались очень схожими с положениями опубликованной в это же время известной работы Дьюи "Образование и демократия”.[62]
Луначарский А.В. (1895-1933), первый Нарком просвещения. Принятый при его непосредственном участии в декабре 1917 года Декрет “Об образовании” произвел огромное впечатление задачей всеобщего и бесплатного образования. Луначарский лично занимался вопросами рабочего образования, ликвидацией неграмотности среди всех слоев населения, стремился реализовать на практике связь школы с жизнью. Последовательно выступал за школу отделенную от церкви, в которой представлены все слои населения и все национальности, где на практике осуществляется равноправие мужчин и женщин. Луначарский всячески поддерживал уникальные по времени институты непрерывного образования – школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), школы рабочей и колхозной молодежи (ШРМ), рабочие факультеты (рабфак).
В качестве наркома просвещения курировал вопросы культуры, что создавало дополнительные возможности использования в образовательных целях театров, библиотек, лекториев при музеях и т.д.[63]
В годы культа личности Сталина, с началом деформации принципов народного образования, Луначарский постепенно отстраняется от организаторской работы. В 1933 на пути в Испанию в качестве полпреда он скоропостижно скончался.
Пинкевич А.П. (1884-1937) одна из ключевых фигур в образовании в 1920-30е годы в России. Занимая в различное время должности ректора крупнейших педагогических институтов страны, он имел возможность непосредственно влиять на развитие системы образования и подготовку ее кадров. Не скрывая своей абсолютной поддержки большевистской революции и ее ценностей, он, тем не менее, понимал, что достижения мировой науки и культуры имеют всеобщее значение. Поэтому они должны использоваться в учебном процессе. Но как одновременно совместить классовое и общечеловеческое? Каким образом сочетать общее (проблема грамотности), профессиональное и политическое (марксизм-ленинизм) составляющие образования?
Эти вопросы, неоднократно поднятые Пинкевичем в его трудах, а также в выступлениях в стране и за рубежом, легли в основу заочной внутрипартийной дискуссии. Дискуссия о задачах непрерывного образования между Крупской, Луначарским и рядом ответработников образования. Теоретической базой являлись соответствующие работы В.Ленина.
Дело заключалось в том, что потребности образования в начале 1920 г. определялись необходимостью возрождения сельского хозяйства и промышленности. Власти понимали, что хорошо обученный и грамотный работник необходим для создания обновленной социалистической России. Поэтому приоритет все больше смещается от политического к профессиональному образованию.
Пинкевич пытается сохранить верность либеральной традиции преподавания, критикует лекции и экзамены как атрибуты авторитарной традиции обучения. Однако, недостаток средств заставляет его признать временную целесообразность лекционной формы занятий не только в университетах, но в других учебных заведениях.
Пинкевич неоднократно не соглашался с точкой зрения Ленина, согласно которой основная задача системы образования – защита завоеваний революции, а потом лишь, развитие человека.[64]
Признавая, что конфликт между идеологическими и профессиональными целями образования действительно имеет место при переходе от капитализма к социализму, Пинкевич, тем не менее, предложил готовить “огромное число грамотных рабочих со всесторонними трудовыми навыками, достаточное количество экипированных и обученных техников, и ограниченное количество высококвалифицированных инженеров и организаторов промышленности, хорошо разбирающихся в задачах нынешнего времени”[65]
Пинкевич сумел предложить компромисс,[66] совместив ценности классовые, революционные с ценностями экономического роста страны и духовного развития человека в процессе непрерывного образования. Однако, к началу 30-х годов возможности для подобных дискуссий исчерпали себя. В 1934 году за заслуги в развитии советской системы образования Пинкевичу правительством был подарен личный автомобиль – событие достаточно редкое в то время. Но уже через три года он был арестован и дальнейшая судьба его не известна
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи