Согласно принятой ЮНЕСКО терминологии, образование подразделяется на обычное (normal) и особое (special). Эти международные термины обозначают образовательные учреждения и программы, предназначенные для лиц, отличающихся от обычных учащихся по ряду признаков, препятствующих успешной учебной и трудовой деятельности в обычных условиях (главным образом, по состоянию здоровья). Данная категория учащихся должна быть обеспечена особыми техническими средствами обучения и особыми условиям учебной деятельности. В данную категорию входят следующие группы населения:
инвалиды по зрению и слабовидящие; глухие и слабослышащие; лица с дефектами речи; лица с заболеваниями органов движения; с задержкой умственного развития; страдающие психическими расстройствами; социально неадаптированные; плохо владеющие чтением и письмом в силу психического расстройства или иного заболевания.
Программы специального (особого) образования дифференцируются в зависимости от характера инвалидности и от целей, которые они преследуют:
- реабилитационные программы для лиц старше обычного школьного и вузовского возраста;
- профессиональная подготовка и повышение квалификации;
- общее образование формального и неформального характера.
Обучение осуществляется в специальных реабилитационных центрах, как правило, пансионатного типа. Широко используются специальные средства массовой информации, например, радио для слепых и телевидение для глухих.
Специальное образование требует для своего развития больших материальных средств. Это одна из главных причин того, что до сих пор оно не обеспечено необходимыми ресурсами и ограничено минимумом возможностей. В России насчитывается около 5 млн. инвалидов разного возраста. Если учесть нынешнюю статистику рождаемости, показывающую стабильный прирост населения с разного рода врожденными дефектами, а также другие обстоятельства, негативно сказывающиеся на его здоровье, не представляет труда спрогнозировать значительное увеличение численности людей, которым может понадобиться специальное (особое) образование.
В этой ситуации основная функция образования – социальная реабилитация.
Под социальной реабилитацией в широком смысле понимается восстановление утраченных вследствие заболевания общественных и личностно значимых функций человека. Наряду с существующей в сегодняшней медицинской практике системой мер скорейшего и наиболее эффективного восстановления таких функций, следует признать наличие еще одного ресурса, который используется пока недостаточно. Речь идет о повышении доступности медицинских, правовых и других специальных знаний, связанных с преодолением отчуждения, которое нередко испытывают инвалиды.
В этой связи стоит сослаться на проект Закона “О просветительской деятельности в г. Санкт-Петербурге”. Данный Закон предусматривает значительное повышение активности населения в целях улучшения осведомленности граждан, в том числе и инвалидов, в вопросах медико-правовой культуры (выбор способа лечения, преимущество одних препаратов над другими, прозрачность распределения дорогостоящих лечебных услуг и другие аспекты медицинской этики) и политики администраций в области медицины и здравоохранения. Просветительская деятельность выводится из-под прямого ведомственного (медицинского, правового, административного) регулирования и становится предметом межсубъектных отношений в рамках Закона.
Принятие данного Закона, сначала в Петербурге, а затем и в других регионах России, означает начало нового этапа в деятельности общественных объединений (организаций). Так, региональные общества инвалидов, реализуя свое право на просветительскую деятельность, могут выступать инициаторами и исполнителями непрерывного образования для своих членов, организовывать просветительские мероприятия с участием врачебного персонала, службы трудоустройства, поставщиков лечебных препаратов и услуг, представителей администраций и, наконец, родственников инвалидов.
Именно в этом направлении видится путь установления партнерских отношений всех лиц, имеющих отношение к проблемам инвалидов.
инвалиды по зрению и слабовидящие; глухие и слабослышащие; лица с дефектами речи; лица с заболеваниями органов движения; с задержкой умственного развития; страдающие психическими расстройствами; социально неадаптированные; плохо владеющие чтением и письмом в силу психического расстройства или иного заболевания.
Программы специального (особого) образования дифференцируются в зависимости от характера инвалидности и от целей, которые они преследуют:
- реабилитационные программы для лиц старше обычного школьного и вузовского возраста;
- профессиональная подготовка и повышение квалификации;
- общее образование формального и неформального характера.
Обучение осуществляется в специальных реабилитационных центрах, как правило, пансионатного типа. Широко используются специальные средства массовой информации, например, радио для слепых и телевидение для глухих.
Специальное образование требует для своего развития больших материальных средств. Это одна из главных причин того, что до сих пор оно не обеспечено необходимыми ресурсами и ограничено минимумом возможностей. В России насчитывается около 5 млн. инвалидов разного возраста. Если учесть нынешнюю статистику рождаемости, показывающую стабильный прирост населения с разного рода врожденными дефектами, а также другие обстоятельства, негативно сказывающиеся на его здоровье, не представляет труда спрогнозировать значительное увеличение численности людей, которым может понадобиться специальное (особое) образование.
В этой ситуации основная функция образования – социальная реабилитация.
Под социальной реабилитацией в широком смысле понимается восстановление утраченных вследствие заболевания общественных и личностно значимых функций человека. Наряду с существующей в сегодняшней медицинской практике системой мер скорейшего и наиболее эффективного восстановления таких функций, следует признать наличие еще одного ресурса, который используется пока недостаточно. Речь идет о повышении доступности медицинских, правовых и других специальных знаний, связанных с преодолением отчуждения, которое нередко испытывают инвалиды.
В этой связи стоит сослаться на проект Закона “О просветительской деятельности в г. Санкт-Петербурге”. Данный Закон предусматривает значительное повышение активности населения в целях улучшения осведомленности граждан, в том числе и инвалидов, в вопросах медико-правовой культуры (выбор способа лечения, преимущество одних препаратов над другими, прозрачность распределения дорогостоящих лечебных услуг и другие аспекты медицинской этики) и политики администраций в области медицины и здравоохранения. Просветительская деятельность выводится из-под прямого ведомственного (медицинского, правового, административного) регулирования и становится предметом межсубъектных отношений в рамках Закона.
Принятие данного Закона, сначала в Петербурге, а затем и в других регионах России, означает начало нового этапа в деятельности общественных объединений (организаций). Так, региональные общества инвалидов, реализуя свое право на просветительскую деятельность, могут выступать инициаторами и исполнителями непрерывного образования для своих членов, организовывать просветительские мероприятия с участием врачебного персонала, службы трудоустройства, поставщиков лечебных препаратов и услуг, представителей администраций и, наконец, родственников инвалидов.
Именно в этом направлении видится путь установления партнерских отношений всех лиц, имеющих отношение к проблемам инвалидов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи