Инвалиды и лица с задержкой в развитии

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Согласно принятой ЮНЕСКО терми­нологии, образование подразделяется на обычное (normal) и особое (special). Эти международные термины обозначают образовательные учреждения и программы, предназначенные для лиц, отличающихся от обычных учащихся по ряду признаков, препятствующих успешной учебной и трудовой деятельности в обычных условиях (главным образом, по состоянию здоровья). Данная категория учащихся должна быть обеспечена особыми техническими средствами обучения и особыми условиям учебной деятельности. В данную категорию входят следующие группы населения:

инвалиды по зрению и слабовидящие; глухие и слабослышащие; лица с дефектами речи; лица с заболеваниями органов движения; с задержкой умственного развития; страдающие психическими расстройствами; социально неадап­тированные; плохо владеющие чтением и письмом в силу психического расстройства или иного заболевания.

Программы специального (особого) образования дифференцируются в зависимости от характера инвалидности и от целей, которые они преследуют:

- реабилитационные программы для лиц старше обычного школь­ного и вузовского возраста;

- профессиональная подготовка и повышение квалификации;

- общее образование формального и неформального характера.

Обучение осуществляется в специальных реабилитационных центрах, как правило, пансионатного типа. Широко используются специальные средства массовой информации, например, радио для слепых и телевидение для глухих.

Специальное образование требует для своего развития больших материальных средств. Это одна из главных причин того, что до сих пор оно не обеспечено необходимыми ре­сурсами и ограничено минимумом возможностей. В России на­считывается около 5 млн. инвалидов разного возраста. Если учесть нынешнюю статистику рождаемости, показывающую стабильный при­рост населения с разного рода врожденными дефектами, а также дру­гие обстоятельства, негативно сказывающиеся на его здоровье, не представляет труда спрогнозировать значительное увеличение числен­ности людей, которым может понадобиться специальное (особое) образование.

В этой ситуации основная функция образования – социальная реабилитация.

Под социальной реабилитацией в широком смысле понимается восстановление утраченных вследствие заболевания общественных и личностно значимых функций человека. Наряду с существующей в сегодняшней медицинской практике системой мер скорейшего и наиболее эффективного восстановления таких функций, следует признать наличие еще одного ресурса, который используется пока недостаточно. Речь идет о повышении доступности медицинских, правовых и других специальных знаний, связанных с преодолением отчуждения, которое нередко испытывают инвалиды.

В этой связи стоит сослаться на проект Закона “О просветительской деятельности в г. Санкт-Петербурге”. Данный Закон предусматривает значительное повышение активности населения в целях улучшения осведомленности граждан, в том числе и инвалидов, в вопросах медико-правовой культуры (выбор способа лечения, преимущество одних препаратов над другими, прозрачность распределения дорогостоящих лечебных услуг и другие аспекты медицинской этики) и политики администраций в области медицины и здравоохранения. Просветительская деятельность выводится из-под прямого ведомственного (медицинского, правового, административного) регулирования и становится предметом межсубъектных отношений в рамках Закона.

Принятие данного Закона, сначала в Петербурге, а затем и в других регионах России, означает начало нового этапа в деятельности общественных объединений (организаций). Так, региональные общества инвалидов, реализуя свое право на просветительскую деятельность, могут выступать инициаторами и исполнителями непрерывного образования для своих членов, организовывать просветительские мероприятия с участием врачебного персонала, службы трудоустройства, поставщиков лечебных препаратов и услуг, представителей администраций и, наконец, родственников инвалидов.

Именно в этом направлении видится путь установления партнерских отношений всех лиц, имеющих отношение к проблемам инвалидов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.