Предмет образования взрослых

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Чтобы полнее раскрыть мно­гообразные связи образования взрослых с различными сторонами жизне­деятельности человека и общества, необходимо по возможности полнее и точнее охарактеризовать объект, отображаемый этим термином. Уточнение терминологии образования взрослых имеет не только теоретико-познавательное значение, оно позволяет полнее представить реалии, стоящие за каждым из терминов, увидеть и осознать связи между ними, а стало быть, и связи с различными сторонами жизни общества.

Вплоть до сегодняшнего дня из числа наиболее доступных и полных справочных изданий по образованию является Педагогическая Энциклопедия (1964-1968 гг.издания), в которой не было статьи об образовании взрослых. С тех пор в теории и практике многое изменилось - возникли новые реалии, углубилось понимание традиционных проблем, пересмот­рены подходы к ряду ключевых вопросов, стала очевиднее необходи­мость их комплексного изучения.

Вышедший в конце I993 года первый том Российской Педагогической Энциклопедии в значительной мере от­разил происходящие перемены, однако он построен преимущественно на монодисциплинарном подходе и в слабой мере освещает специфические особенности образования взрослых.

Увидевшая свет в 2000 году Энциклопедия[74] Российской цивилизации, не претендуя на полноту излагаемого материала, содержит ряд определении образовательных терминов, в том числе и термина “непрерывное образование”. Однако, объем постатейного материала не позволил авторам рассмотреть проблему с необходимой основательностью.

Трудности, которые возникают при разработке определения, связаны, видимо с тем, что не всегда ясен сам предмет обсуждения. Понятно, с одной стороны, что имеют­ся в виду субъекты учебной деятельности, перешагнувшие порог дет­ского и юношеского возраста. Но таковыми являются также старше­курсники вузов в стационарных формах обучения, не говоря уже о та­ких лицах, относимых к категории учащихся, как аспиранты и докто­ранты.

Показатель хронологического возраста, взятый сам по себе, таким образом, не проливает свет на существенные особенности контин­гента образования взрослых. Взрослость - это не столько возраст, сколько социальный статус субъекта учебной деятельности. Состоя­ние взрослости характеризуется комплексом биологических и социаль­ных показателей:

- хронологический возраст, наступающий вслед за детством и юностью;

- психофизиологическая зрелость;

- социальная зрелость;

- полная гражданская дееспособность;

- экономическая самостоятельность;

- вовлеченность в сферу профессионального (оплачиваемого) труда.

Последний из признаков включает в себя все предыдущие и потому может рассматриваться как интегральный критерий взрослости.

Таком подход находится в согласии с историей и современной практи­кой образования взрослых: оно возникло как социальный институт, предназначенный для лиц, сочетающих учебную и трудовую деятель­ность.

К настоящему времени сложилась определенная общность взглядов на роль образования взрослых в соединении интересов личности и общества. Это нашло свое отра­жение в разделяемой образователями всех стран идее непрерывного, т.е. пожизненного образования.

Стремление придать этой идее статус логически строгой теории повлекло за собой заметное обогащение об­разовательной терминологии, что выразилось как в появлении новых терминов, так и в наполнении давно существо­вавших новым смыслом. Есть все основания говорить о понятийной системе, элементы которой – отдельные понятия – в той или иной степени отражают особенность учебной деятельности взрослого. Иначе говоря, на уровне понятий удается описать субъект учебной деятельности в его историче­ской изменчивости и в отличиях от детско-юношеской образовательной практики.

С разработкой терминологии и обоснованием научного статуса знаний по образованию взрослых связан еще один аспект данной проблемы.

Сегодня почти все теоретические разработки в области образования взрослых относятся к различным научным дисциплинам и почти не систематизированы. Причем, новые знания часто носят характер эмпирических предписаний, их достоверность (истинность) может быть ситуативной. Широко используются повседневные термины, не выходящие значением за рамки наличной ситуации, ключевые понятия (некоторые из которых заимствованы из советской педагогики и марксистско-ленинской философии) размыты, неопределенны, описательны. Как следствие этого, все участники процесса - образователи, педагоги, учащиеся, политики - с большим трудом находят общий язык.

В рамках науковедческого анализа образования взрослых предстоит решить вопрос, обладают ли данные знания необходимыми признаками научности. В частности, обеспечивается ли благодаря им научное предвидение? Существуют ли законы, которыми описываются современные практики образования взрослых? Как обстоит дело с выводимостью знаний, и образуют ли они единую систему? Насколько разработана терминология? Можно ли уже сложившиеся понятия использовать для изучения новых контекстов? Какие процедуры применяются для определения достоверности знаний? Кого считать профессионалом в данной области - существует ли система подготовки кадров (исследователей, практиков и т.д.)?

В контексте принятой недавно (2000 г.) национальной доктрины образования крепнет убеждение, что теория образования не является исключительной прерогативой педагогической науки – в ее разработке принимают все более активное участие представители различных отраслей фундаментального знания о человеке: философы, антропологи, социологи, экономисты[75].

При этом приходится констатировать, что сам феномен образования до сих пор не получил общенаучного определения.

В качестве наиболее удачных, на наш взгляд, приведем определения, которые сегодня приняты в международной нормативно - правовой практике.[76]

Образование взрослых - это всякая организованная и поддерживаемая в течение определенного времени образовательная деятельность, направленная на развитие потребностей, навыков и знаний в период самостоятельной жизни человека.

Другое, более широкое определение:

Образование взрослых - это одно из фундаментальных прав, обеспечивающее активное участие в жизни общества и государства, гарантирующее устойчивое развитие на основе соблюдения принципов демократии, равенства социальных возможностей мужчин и женщин, а также, научного, экономического и культурного развития, перехода к мирным и правовым средствам разрешения возникающих конфликтов.



Сложность вопроса "Что такое образование?" состоит в том, что прямой однозначный ответ на него вообще вряд ли возможен, поскольку мы имеем дело с реалией, являющейся одновременно и социальным процессом и социальным институтом. Отсюда вполне понятные различия в трактовках термина "образование", предлагаемые представителями различных наук и ведомств. Проблема заключается в том, как соединить различные подходы в целостное понимание данного феномена и как, на основе этого, проводить единую, межведомственную политику.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.