Психодиагностика (ПД) – это область научных исследований и практической работы психолога, связанный с постановкой психологического диагноза.
Как область научного знания включает в себя знания о том, каким требованиям должны отвечать методы ПД, каковы научные критерии оценки, каковы нормы и правила создания, проверки и их применения в практике.
Вопросы, на которые ПД как наука призвана ответить:
1. какова природа жизненных явлений и возможность их оценки (количественная и качественная).
2. в какой мере применяемое средство (сейчас) ПД отвечает общим применяемым научным требованиям.
3. каковы основные процедуры конструирования и проверки научности ПД.
Теоретическая ПД рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правил построения выводов, объясняющих психологическое состояние человека в виде психодиагностических констант (например, IQ).
Практическая ПД представляет собой свод правил применения методов ПД в практике, знание этических и профессиональных норм работы психолога.
Все методы ПД делятся на две группы:
Как область научного знания включает в себя знания о том, каким требованиям должны отвечать методы ПД, каковы научные критерии оценки, каковы нормы и правила создания, проверки и их применения в практике.
Вопросы, на которые ПД как наука призвана ответить:
1. какова природа жизненных явлений и возможность их оценки (количественная и качественная).
2. в какой мере применяемое средство (сейчас) ПД отвечает общим применяемым научным требованиям.
3. каковы основные процедуры конструирования и проверки научности ПД.
Теоретическая ПД рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правил построения выводов, объясняющих психологическое состояние человека в виде психодиагностических констант (например, IQ).
Практическая ПД представляет собой свод правил применения методов ПД в практике, знание этических и профессиональных норм работы психолога.
Все методы ПД делятся на две группы:
В профессиональной работе практическому психологу приходиться занимать определенные позиции в зависимости от характера решаемых задач, временных ограничений и ресурсных возможностей.
1. Производство – проблема адаптации человека в той или иной сфере деятельности (профотбор, комплектация кадров, адаптация людей, экстремальные условия).
2. Рекламные агентства – профотбор, улучшение социально-психологического климата, решение личных проблем и т.д.; участие в разработке рекламных компаний, оценка рекламного материала, работа по поддержке рекламы, проведение маркетингов.
3. Экономика – изучение и формирование общественного мнения, развитие организации маркетингов, консультирование и обучение предпринимателей, менеджеров, руководителей.
4. Политическая сфера – участие в разработке и принятии решений политических деятелей, анализ динамики общественного мнения и нахождение путей воздействия на установки и настроения населения, оптимизация образа власти или политической структуры, создание психологических портретов оппонентов и партнеров.
5. Армия – проблемы адаптации персонала, знание в области этнопсихологии, территориальные отношения, снятие психологической напряженности, исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т.д.
1. Производство – проблема адаптации человека в той или иной сфере деятельности (профотбор, комплектация кадров, адаптация людей, экстремальные условия).
2. Рекламные агентства – профотбор, улучшение социально-психологического климата, решение личных проблем и т.д.; участие в разработке рекламных компаний, оценка рекламного материала, работа по поддержке рекламы, проведение маркетингов.
3. Экономика – изучение и формирование общественного мнения, развитие организации маркетингов, консультирование и обучение предпринимателей, менеджеров, руководителей.
4. Политическая сфера – участие в разработке и принятии решений политических деятелей, анализ динамики общественного мнения и нахождение путей воздействия на установки и настроения населения, оптимизация образа власти или политической структуры, создание психологических портретов оппонентов и партнеров.
5. Армия – проблемы адаптации персонала, знание в области этнопсихологии, территориальные отношения, снятие психологической напряженности, исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т.д.
Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности.
Малая группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.
Минимальный объем группы равен 3, а максимальный определяется количеством членов объединенных одной совместной деятельностью (примерно до 40 человек). Например, класс – 30 человек; психотерапевтическая группа – 12.
Главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Рассмотрение их важно:
1. необходимо выяснить как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются именно в малой группе;
2. нужно показать, каков механизм, посредством которого малая группа «доводит» до личности всю систему общественных влияний, норм и ценностей, которые формируются в больших группах;
3. показать, как развивается группа, какие этапы проходит в своем развитии.
Групповая динамика – имеет 3 значения:
1. Определенное направление исследований малых групп в СП, т.е. школа К. Левина.
2. Обозначение определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп; преимущественно разработаны в школе К. Левина.
3. Обозначение динамических процессов, которые происходят одновременно в группе и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.
Малая группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.
Минимальный объем группы равен 3, а максимальный определяется количеством членов объединенных одной совместной деятельностью (примерно до 40 человек). Например, класс – 30 человек; психотерапевтическая группа – 12.
Главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Рассмотрение их важно:
1. необходимо выяснить как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются именно в малой группе;
2. нужно показать, каков механизм, посредством которого малая группа «доводит» до личности всю систему общественных влияний, норм и ценностей, которые формируются в больших группах;
3. показать, как развивается группа, какие этапы проходит в своем развитии.
Групповая динамика – имеет 3 значения:
1. Определенное направление исследований малых групп в СП, т.е. школа К. Левина.
2. Обозначение определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп; преимущественно разработаны в школе К. Левина.
3. Обозначение динамических процессов, которые происходят одновременно в группе и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.
* Эльконин Даниил Борисович определяет возрастные рамки периода от 3 до 7лет.
Основное значение имеет игра, которая становится ведущим видом деятельности, игра проходит свой путь развития.
Развитие детской игры:
1. Предметноманипуляционная –*Леонтьев выделил:
а) Функциональные – игры с предметами в которых раскрывается свойство предмета и способы действий с ним.
б) Конструктивные – возникают на базе функциональных, в них ребенок осмысливает назначение предметов и их взаимодействие, овладевает способностью создавать что-то по образцу.
Младшие дошкольники в основном играют в одиночку, но с 4-х лет начинают развиваться сюжетно-ролевые игры.
2. Сюжетноролевая – изучали *Выготский, Леонтьев, Эльконин Запорожец.
В них отражаются различные стороны жизни, взаимоотношения взрослых и дети проигрывают их. Дети чаще воспроизводят социальные роли.
В каждой игре существуют свои игровые условия. В ней участвуют дети, предметы, игрушки. Их подбор и сочетание меняет игру. Игра имеет сюжет – сфера деятельности, которая отражается в игре. Сюжет и содержание игры воплощаются в роли.
Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства. К концу дошкольного детства в развитии игры выделяют 2 основные фазы:
Основное значение имеет игра, которая становится ведущим видом деятельности, игра проходит свой путь развития.
Развитие детской игры:
1. Предметноманипуляционная –*Леонтьев выделил:
а) Функциональные – игры с предметами в которых раскрывается свойство предмета и способы действий с ним.
б) Конструктивные – возникают на базе функциональных, в них ребенок осмысливает назначение предметов и их взаимодействие, овладевает способностью создавать что-то по образцу.
Младшие дошкольники в основном играют в одиночку, но с 4-х лет начинают развиваться сюжетно-ролевые игры.
2. Сюжетноролевая – изучали *Выготский, Леонтьев, Эльконин Запорожец.
В них отражаются различные стороны жизни, взаимоотношения взрослых и дети проигрывают их. Дети чаще воспроизводят социальные роли.
В каждой игре существуют свои игровые условия. В ней участвуют дети, предметы, игрушки. Их подбор и сочетание меняет игру. Игра имеет сюжет – сфера деятельности, которая отражается в игре. Сюжет и содержание игры воплощаются в роли.
Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства. К концу дошкольного детства в развитии игры выделяют 2 основные фазы:
* Эльконин Даниил Борисович определяет возрастные рамки периода от 1 года до 3 лет.
В этом возрасте по Выготскому начинает разрушаться «ситуация Мы».
Начинается психическое отделение ребенка от матери. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и развиваются психологические функции.
Раннее детство – сензитивный период для усвоения речи. Как происходит развитие речи ребенка рассмотрено в работах* Выготского, Леонтьева, Лисиной, Эльконина и др.
- К концу 1 мес. – у ребенка возникает слуховое сосредоточение: внимание на обращенные к нему слова.
- 3 мес. – в речевом развитии имеет значение экспрессивная сторона общения.
- 4 мес. – появляется гуление. Ребенок может подражать ритмам. Гуление необходимо для развития фонематического слуха, задано генетически, являясь продромным поведением (гулят даже глухие дети).
- После 6 мес. – появляется лепет, которым сопровождается все время бодрствования. Лепет содержи фонемы родного языка взаимообусловленный процесс и зависит от общения со взрослым, восприятием его речи на эмоциональном и слуховом уровне. Появляются псевдослова.
- 7-8 мес. – ребенок внимательно следит за движениями и речью взрослых. Потребность в общении приводит к подражанию звукам речи, через которое происходит освоение языка. Понимание речи возникает на основе зрительного восприятия (где находится то-то). Появляется автономная речь. Слова начинают иметь предметную соотнесенность.
В этом возрасте по Выготскому начинает разрушаться «ситуация Мы».
Начинается психическое отделение ребенка от матери. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и развиваются психологические функции.
Раннее детство – сензитивный период для усвоения речи. Как происходит развитие речи ребенка рассмотрено в работах* Выготского, Леонтьева, Лисиной, Эльконина и др.
- К концу 1 мес. – у ребенка возникает слуховое сосредоточение: внимание на обращенные к нему слова.
- 3 мес. – в речевом развитии имеет значение экспрессивная сторона общения.
- 4 мес. – появляется гуление. Ребенок может подражать ритмам. Гуление необходимо для развития фонематического слуха, задано генетически, являясь продромным поведением (гулят даже глухие дети).
- После 6 мес. – появляется лепет, которым сопровождается все время бодрствования. Лепет содержи фонемы родного языка взаимообусловленный процесс и зависит от общения со взрослым, восприятием его речи на эмоциональном и слуховом уровне. Появляются псевдослова.
- 7-8 мес. – ребенок внимательно следит за движениями и речью взрослых. Потребность в общении приводит к подражанию звукам речи, через которое происходит освоение языка. Понимание речи возникает на основе зрительного восприятия (где находится то-то). Появляется автономная речь. Слова начинают иметь предметную соотнесенность.
В организации процесса обучения всегда решаются 2 основные задачи обучения:
чему учить (объем и содержание заданий) и как учить (личность учащегося).
Чем больше преобладает вторая тенденция, тем в большей степени учитель опирается на знания педагогической психологии. Тип учения определяется через соотношение этих двух тенденций, определяется по характеру взаимодействия учителя и ученика. Основное различие состоит в том, сообщает ли учитель ученикам готовые знания или ориентирует их собственную деятельность по добыванию знаний. В чистом виде сообщение знаний было характерно для догматического обучения, которое было основным до 70-х годов 19 века (заучивание и зубрежка, нагрузка на процессы памяти).
С 70-х годов внедрился новый метод обучения – объяснительно-иллюстрационный метод, он является господствующим более 100 лет, поэтому его еще называют традиционным Основные принципы которого: объясняющий момент; увеличение роли наглядности, связь с практикой.
*Данилов, Эльконин, Огородников, Занков развивали метод активизирующего практического обучения, основанные на повышении роли самостоятельности ученика и повышении трудности.
Психологические теории обучения:
1. Бихевиоризм (Скинер) – основной механизм обучения – условный рефлекс, но не классический, как у Павлова, а инструментальный (формирование через собственную активность).
Обучение – это развитие и формирование навыка. Основа психики – формирование навыка. А уровень развития – чем больше количество навыков, тем выше уровень развития человек достиг.
Теория оперантного поведения: (законы)
чему учить (объем и содержание заданий) и как учить (личность учащегося).
Чем больше преобладает вторая тенденция, тем в большей степени учитель опирается на знания педагогической психологии. Тип учения определяется через соотношение этих двух тенденций, определяется по характеру взаимодействия учителя и ученика. Основное различие состоит в том, сообщает ли учитель ученикам готовые знания или ориентирует их собственную деятельность по добыванию знаний. В чистом виде сообщение знаний было характерно для догматического обучения, которое было основным до 70-х годов 19 века (заучивание и зубрежка, нагрузка на процессы памяти).
С 70-х годов внедрился новый метод обучения – объяснительно-иллюстрационный метод, он является господствующим более 100 лет, поэтому его еще называют традиционным Основные принципы которого: объясняющий момент; увеличение роли наглядности, связь с практикой.
*Данилов, Эльконин, Огородников, Занков развивали метод активизирующего практического обучения, основанные на повышении роли самостоятельности ученика и повышении трудности.
Психологические теории обучения:
1. Бихевиоризм (Скинер) – основной механизм обучения – условный рефлекс, но не классический, как у Павлова, а инструментальный (формирование через собственную активность).
Обучение – это развитие и формирование навыка. Основа психики – формирование навыка. А уровень развития – чем больше количество навыков, тем выше уровень развития человек достиг.
Теория оперантного поведения: (законы)
Обучение – это процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируется определенные ЗУНы на основе его собственной активности.
Развитие – закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. В психологии развитие – это качественные и количественные, прогрессивные и регрессивные, в целом необратимые изменения в психике человека.
(Словарь по возрастной и педагогической психологии – под редакцией Гамезо)
* Выготский Л.С. в 30е годы 20 века проанализировал теории о соотношении обучения и развития. Он считал, что соотношение обучения и развития – центральный и основной вопрос, без которого проблемы педагогической психологии не могут быть решены, но даже поставлены.
2. В основе первой теории лежит идея о независимости развития и обучения: развитие должно совершить определенные законченные циклы и определенные функции должны созреть, прежде чем школа может приступить к обучению.
*Гезелл – ввел метод лонгитюдного изучения психического развития детей, с помощью близнецового метода изучал соотношение, созревание и научение. * Фрейд – периодизация психического развития на основе сексуальности человека. *Пиаже – выдвинул концепцию стадиального развития психики.
3. В основе второй теории – обучение полностью сливается с развитием, каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии.
* Джеймс – отвергал членение сознания на элементы и выдвигал положение о его целостности в динамике («поток сознания!), реализующей нужды индивида.
Развитие – закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. В психологии развитие – это качественные и количественные, прогрессивные и регрессивные, в целом необратимые изменения в психике человека.
(Словарь по возрастной и педагогической психологии – под редакцией Гамезо)
* Выготский Л.С. в 30е годы 20 века проанализировал теории о соотношении обучения и развития. Он считал, что соотношение обучения и развития – центральный и основной вопрос, без которого проблемы педагогической психологии не могут быть решены, но даже поставлены.
2. В основе первой теории лежит идея о независимости развития и обучения: развитие должно совершить определенные законченные циклы и определенные функции должны созреть, прежде чем школа может приступить к обучению.
*Гезелл – ввел метод лонгитюдного изучения психического развития детей, с помощью близнецового метода изучал соотношение, созревание и научение. * Фрейд – периодизация психического развития на основе сексуальности человека. *Пиаже – выдвинул концепцию стадиального развития психики.
3. В основе второй теории – обучение полностью сливается с развитием, каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии.
* Джеймс – отвергал членение сознания на элементы и выдвигал положение о его целостности в динамике («поток сознания!), реализующей нужды индивида.
Проблема профессионального самоопределения в ранней юности. Особенности познавательных и эмоционально-волевых процессов старшеклассников.
Юношеский возраст (15-18 лет).
Ведущая деятельность – познавательная.
Центральное новообразование – профессиональное самоопределение; мировоззрение.
Социальная ситуация развития характеризуется тем, что подросток стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: подготовка к труду, семейной жизни, выполнению гражданских обязанностей.
Выбор дальнейшего жизненного пути, становиться тем эмоциональным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся жизнедеятельность, все интересы. Старшеклассник стремиться ответить на три основных вопроса: кем быть?; каким быть?; с кем быть?.
Изменяется отношение к учебе – оно становиться более прагматичным, направленным на лучшую подготовку к будущей профессии. Становиться актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, появление чувства интимности.
Юношеский возраст (15-18 лет).
Ведущая деятельность – познавательная.
Центральное новообразование – профессиональное самоопределение; мировоззрение.
Социальная ситуация развития характеризуется тем, что подросток стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: подготовка к труду, семейной жизни, выполнению гражданских обязанностей.
Выбор дальнейшего жизненного пути, становиться тем эмоциональным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся жизнедеятельность, все интересы. Старшеклассник стремиться ответить на три основных вопроса: кем быть?; каким быть?; с кем быть?.
Изменяется отношение к учебе – оно становиться более прагматичным, направленным на лучшую подготовку к будущей профессии. Становиться актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, появление чувства интимности.
Учебная деятельность школьников-подростков и особенности развития познавательных процессов.
Подростковый возраст определяется следующими хронологическими рамками: 11-13 лет – младший подростки; 14-15 лет – старшие подростки. Подростковый возраст разделяется на младший и старший подростковый кризисом 13 лет.
Учебная деятельность приобретает свои специфические формы. Для этого существуют как внешние, так и внутренние предпосылки (половое созревание).
Внешние предпосылки:
1. Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям.
2. Отсутствие единства требований (вместо одного учителя – 5-6 учителей с разными требованиями и разным отношением к учащимся). Отсюда необходимость формирования собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых.
3. Введение общественно-полезного труда приводит к появлению у подростка переживания себя как участника общественно-трудовой деятельности.
4. Появление новых требований в семье – реальной помощи по хозяйству, ответственности. Учителя и родители начинают опелировать к разуму и логике подростков.
Ведущая роль – общественная в контексте собственно учебной деятельности подростка. Социальнозначимая деятельность, средством реализации которой служит: учение (Божович), общение (Эльконин), общественнополезный труд (Фельдштейн).
При выполнении деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественной работе и становиться общественно-значимыми. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений.
Подростковый возраст определяется следующими хронологическими рамками: 11-13 лет – младший подростки; 14-15 лет – старшие подростки. Подростковый возраст разделяется на младший и старший подростковый кризисом 13 лет.
Учебная деятельность приобретает свои специфические формы. Для этого существуют как внешние, так и внутренние предпосылки (половое созревание).
Внешние предпосылки:
1. Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям.
2. Отсутствие единства требований (вместо одного учителя – 5-6 учителей с разными требованиями и разным отношением к учащимся). Отсюда необходимость формирования собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых.
3. Введение общественно-полезного труда приводит к появлению у подростка переживания себя как участника общественно-трудовой деятельности.
4. Появление новых требований в семье – реальной помощи по хозяйству, ответственности. Учителя и родители начинают опелировать к разуму и логике подростков.
Ведущая роль – общественная в контексте собственно учебной деятельности подростка. Социальнозначимая деятельность, средством реализации которой служит: учение (Божович), общение (Эльконин), общественнополезный труд (Фельдштейн).
При выполнении деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественной работе и становиться общественно-значимыми. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений.
* Эльконин Даниил Борисович определяет возрастные рамки периода от 6-7 до 10-11 лет.
Он пишет, что период младшего школьного детства исторически выделился сравнительно недавно, с введением системы всеобщего среднего образования.
* Мухина считает, что поступление ребенка в школу – переломный момент в его жизни, т.к. происходит переход к новым условиям деятельности и новому положению в обществе.
Складывается новый тип взаимоотношений: учительученик.
Урок – основная форма организации учебной деятельности, на котором ребенку необходимо действовать не так как хочу, а так как надо.
Новые условия предъявляют высокие требования к личности ребенка. Итогом развития дошкольного детства являются предпосылки тех качеств, которые необходимы ребенку для усвоения школьных знаний.
К этим предпосылкам относится уровень готовности к школе и, прежде всего, желание стать школьником (позиция ученика).
Важная сторона психологической готовности к школе достаточно высокий уровень волевого развития ребенка. Типичной чертой, отличающей 7летних детей, является соподчинение мотивов, дающее возможность ребенку управлять своим поведением. Произвольность познавательной деятельности еще не достигла полного развития.
Он пишет, что период младшего школьного детства исторически выделился сравнительно недавно, с введением системы всеобщего среднего образования.
* Мухина считает, что поступление ребенка в школу – переломный момент в его жизни, т.к. происходит переход к новым условиям деятельности и новому положению в обществе.
Складывается новый тип взаимоотношений: учительученик.
Урок – основная форма организации учебной деятельности, на котором ребенку необходимо действовать не так как хочу, а так как надо.
Новые условия предъявляют высокие требования к личности ребенка. Итогом развития дошкольного детства являются предпосылки тех качеств, которые необходимы ребенку для усвоения школьных знаний.
К этим предпосылкам относится уровень готовности к школе и, прежде всего, желание стать школьником (позиция ученика).
Важная сторона психологической готовности к школе достаточно высокий уровень волевого развития ребенка. Типичной чертой, отличающей 7летних детей, является соподчинение мотивов, дающее возможность ребенку управлять своим поведением. Произвольность познавательной деятельности еще не достигла полного развития.
В отличие от обучения, направленного на формирование ЗУНов, воспитание направлено на формирование более углубленных личностных образов, убеждений, нравственных норм, устойчивых отношений. Все это необходимо для развития целостной личности. Можно сказать, что
Воспитание – осуществляется в основном через межличностное общение и ставит своей целью формирование и развитие ребенка как личности, развития его мировоззрения, морали, мотивации и т.д.
Задачи воспитания определяются общественными и нравственными ценностями.
Общая цель современного воспитания – сделать детей высоконравственными, духовнонравственными, внутренне свободными и ответственными.
Существуют и специальные цели воспитания соответствующие современным тенденциям общественного прогресса.
Воспитание осуществляется в процессе совместной деятельности семьи, школы – основные институты воспитания; внешкольных учреждений, общественности, детских общественных организаций, плюс СМИ, литература, искусство и т.д. Кроме того воспитывает весь уклад жизни в обществе. К социальнопсихологическим аспектам воспитания относится – общение.
Знания являются необходимым, но не достаточным условием. Необходим переход от знаний к поведению, нужно приобрести нравственное поведение.
* Макаренко отмечал, что нужно создавать ситуации, где ребенок мог бы проявить желаемые качества. Воспитывать надо по формуле: знаюумеюхочу.
Проблемами воспитания занимались Божович, Лисина.
Воспитание – осуществляется в основном через межличностное общение и ставит своей целью формирование и развитие ребенка как личности, развития его мировоззрения, морали, мотивации и т.д.
Задачи воспитания определяются общественными и нравственными ценностями.
Общая цель современного воспитания – сделать детей высоконравственными, духовнонравственными, внутренне свободными и ответственными.
Существуют и специальные цели воспитания соответствующие современным тенденциям общественного прогресса.
Воспитание осуществляется в процессе совместной деятельности семьи, школы – основные институты воспитания; внешкольных учреждений, общественности, детских общественных организаций, плюс СМИ, литература, искусство и т.д. Кроме того воспитывает весь уклад жизни в обществе. К социальнопсихологическим аспектам воспитания относится – общение.
Знания являются необходимым, но не достаточным условием. Необходим переход от знаний к поведению, нужно приобрести нравственное поведение.
* Макаренко отмечал, что нужно создавать ситуации, где ребенок мог бы проявить желаемые качества. Воспитывать надо по формуле: знаюумеюхочу.
Проблемами воспитания занимались Божович, Лисина.
Возрастная психология (ВП) – это отрасль психологической науки, которая изучает особенности формирования личности на разных этапах ее развития.
Предмет ВП – человек, при его переходе из одного возраста в другой, с подробным содержательным психологическим анализом каждого возрастного периода.
Важно! Выяснение закономерностей развития человека с внешней средой контактируя, как влияет внутреннее развитие на внешнюю среду и как внешняя среда влияет на внутренний мир.
Главное, что отличает ВП от других областей психологии – это акцент на динамике развития, поэтому ее еще называют психологией развития или генетической психологией.
Основные разделы ВП: Детская психология (развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте); психология младшего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека, геронтопсихология.
Психология развития появилась фрагментарно раньше самостоятельной психологической наук. Не было конкретных работ по ВП, но поднимались проблемы возрастов. ВП самостоятельной отраслью становится с конца 19 века с работы Прейера «Душа ребенка», где он описал наблюдение за собственным сыном в процессе его развития.
ВП имеет тесные связи с педагогической, социальной, общей, дифференциальной психологией, психологией личности; а так же с педагогикой, философией, социологией, медициной и др. ВП и педпсихология смотрят на развитие ребенка с точки зрения воспитателяучителя и самого ребенка.
Задачи ВП:
Предмет ВП – человек, при его переходе из одного возраста в другой, с подробным содержательным психологическим анализом каждого возрастного периода.
Важно! Выяснение закономерностей развития человека с внешней средой контактируя, как влияет внутреннее развитие на внешнюю среду и как внешняя среда влияет на внутренний мир.
Главное, что отличает ВП от других областей психологии – это акцент на динамике развития, поэтому ее еще называют психологией развития или генетической психологией.
Основные разделы ВП: Детская психология (развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте); психология младшего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека, геронтопсихология.
Психология развития появилась фрагментарно раньше самостоятельной психологической наук. Не было конкретных работ по ВП, но поднимались проблемы возрастов. ВП самостоятельной отраслью становится с конца 19 века с работы Прейера «Душа ребенка», где он описал наблюдение за собственным сыном в процессе его развития.
ВП имеет тесные связи с педагогической, социальной, общей, дифференциальной психологией, психологией личности; а так же с педагогикой, философией, социологией, медициной и др. ВП и педпсихология смотрят на развитие ребенка с точки зрения воспитателяучителя и самого ребенка.
Задачи ВП: