В отличие от обучения, направленного на формирование ЗУНов, воспитание направлено на формирование более углубленных личностных образов, убеждений, нравственных норм, устойчивых отношений. Все это необходимо для развития целостной личности. Можно сказать, что
Воспитание – осуществляется в основном через межличностное общение и ставит своей целью формирование и развитие ребенка как личности, развития его мировоззрения, морали, мотивации и т.д.
Задачи воспитания определяются общественными и нравственными ценностями.
Общая цель современного воспитания – сделать детей высоконравственными, духовнонравственными, внутренне свободными и ответственными.
Существуют и специальные цели воспитания соответствующие современным тенденциям общественного прогресса.
Воспитание осуществляется в процессе совместной деятельности семьи, школы – основные институты воспитания; внешкольных учреждений, общественности, детских общественных организаций, плюс СМИ, литература, искусство и т.д. Кроме того воспитывает весь уклад жизни в обществе. К социальнопсихологическим аспектам воспитания относится – общение.
Знания являются необходимым, но не достаточным условием. Необходим переход от знаний к поведению, нужно приобрести нравственное поведение.
* Макаренко отмечал, что нужно создавать ситуации, где ребенок мог бы проявить желаемые качества. Воспитывать надо по формуле: знаюумеюхочу.
Проблемами воспитания занимались Божович, Лисина.
*Лисина установила 4 формы общения детей дошкольного возраста:
1. Ситуативноличностное общение – до 1 года.
2. Ситуативноделовое общение – до 2х лет.
3. Ситуативнопознавательное – до 5 лет.
4. Внеситуативноличностное – до 7 лет.
На формирование черт личности оказывает влияние группа (коллектив), в котором ребенок воспитывается, и семья.
В воспитании используются методы:
поощрения;
наказания;
убеждения (сознание);
внушения (неосознаваемые).
* Роджерс и Маслоу (личностноориентированный подход) говорили о создании в процессе воспитания условий для самореализации личности:
1. непринятие прямых воздействий на личность;
2. отсутствие у воспитателя права определять, каким человеку быть;
3. не принимать решение за других;
4. принимать человека таким, каков он есть.
Вершиной процесса воспитание является самовоспитание – сознательная деятельность субъекта, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности.
Психическими механизмами самовоспитания являются методы саморегуляции своего поведения, деятельности, личностного роста.
В основе самовоспитания лежит:
1. Развитие высокого уровня самосознания высшее выражение сознания у человека как члена общества, направленное на самого себя;
2. Включенного самопознания – процесс осознания себя, своего Я;
3. Адекватной самооценки – осознание и оценка своих собственных возможностей двумя путями – первый – соизмерение уровня притязаний с достигнутым результатом и второй – социальное сравнение, сопоставление мнения окружающих о себе,
4. Развитие критического мышления – осознание собственных возможностей, недостатков.
5. Стремления к самосовершенствованию – определенный тип отношения, поступков, действий к самому себе и собственному будущему с точки зрения соответствия конкретному идеалу.
* Кон И.С. занимался вопросами самовоспитания и считает, что самовоспитанием школьников надо руководить и для этого надо решить 3 задачи:
1. Поддерживать стремление подростка развивать у себя положительные черты личности.
2. Помочь школьникам критически относиться к своей личности.
3. Наметить программу самовоспитания
* Гамезо М.В. выделяет 2 критерия воспитанности:
1. Уровень сформированности нравственных потребностей.
2. Уровень произвольности поведения.
* Маркова указывает на то, что важным для оценки труда учителя являются те психологические изменения в развитии личности учащегося, которые происходят в результате труда учителя. Воспитанность включает:
1. Запас нравственных представлений.
2. Нравственные убеждения.
3. Реальнонравственное поведение.
Воспитанность – согласованность знаний, убеждений, поведений.
в) психологический – указывает на то, на сколько человек адаптировался к требованиям среды (уровень интеллекта, способность к научению, двигательные навыки, чувства, установки, мотивы)
Проблемы ВП:
1. Парадокс развития – в момент рождения человек самое беспомощное существо, к зрелости – это самое совершенное существо.
2. Гетерохронность (неравномерность) – разрыв между интеллектом и личностью.
3. Оргазмичсекая и средовая – обусловленность психического и поведенческого развития.
4. Проблема относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие.
5. Соотношение задатков и способностей
6. Сравнительное влияние на развитие эволюционных, революционных, и ситуативных изменений в психике и поведении ребенка.
7. Выяснение соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психическом развитии ребенка.
Основные категории развития в ВП:
1. Категория развития (основная). Этим вопросом занимался Выготский Л.С.
Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, процессов.
Признаки развития: дифференциация, расчленение ранее единого элемента, появление новых сторон в развитии.
Выготский выделил 2 вида развития:
1. Преформированное развитие – в нем изначально заданы стадии (явления или процессы) которые пройдет индивид и конечный результат которого будет достигнут (эмбриональное, пренатальное развитие).
2. Непреформированное развитие – не предопределено заранее, обусловлено системой общественных отношений и связей, которые существуют на данном этапе развития общества. Конечные формы развития не заданы (акселерация).
Развитие – процесс непрерывного гетерохронного (неравномерного) изменения в психике и организме человека, происходящий под влиянием стихийных и организованных начал, активности самого человека.
Развитие человека идет в 3х областях: физическое, когнитивное и психосоциальное развитие.
2. Категория возраста – категория служит для обозначения временных границ индивидуального развития.
Возраст – категория, служащая для обозначения временных границ индивидуального развития (Обухова);
– конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей (Фельдштейн).
В настоящее время наблюдается размывание развития во времени биологического возраста; периодов жизни человека; традиционных представлений о возрасте.
Причины: усложнение процессов жизнедеятельности (обучение непрерывно на протяжении жизни).
Возраст:
а) биологический – средняя вероятная продолжительность жизни человека;
б) социальный – оценивается по степени соответствия положения человека существующему в данной культуре нормам;
Воспитание – осуществляется в основном через межличностное общение и ставит своей целью формирование и развитие ребенка как личности, развития его мировоззрения, морали, мотивации и т.д.
Задачи воспитания определяются общественными и нравственными ценностями.
Общая цель современного воспитания – сделать детей высоконравственными, духовнонравственными, внутренне свободными и ответственными.
Существуют и специальные цели воспитания соответствующие современным тенденциям общественного прогресса.
Воспитание осуществляется в процессе совместной деятельности семьи, школы – основные институты воспитания; внешкольных учреждений, общественности, детских общественных организаций, плюс СМИ, литература, искусство и т.д. Кроме того воспитывает весь уклад жизни в обществе. К социальнопсихологическим аспектам воспитания относится – общение.
Знания являются необходимым, но не достаточным условием. Необходим переход от знаний к поведению, нужно приобрести нравственное поведение.
* Макаренко отмечал, что нужно создавать ситуации, где ребенок мог бы проявить желаемые качества. Воспитывать надо по формуле: знаюумеюхочу.
Проблемами воспитания занимались Божович, Лисина.
*Лисина установила 4 формы общения детей дошкольного возраста:
1. Ситуативноличностное общение – до 1 года.
2. Ситуативноделовое общение – до 2х лет.
3. Ситуативнопознавательное – до 5 лет.
4. Внеситуативноличностное – до 7 лет.
На формирование черт личности оказывает влияние группа (коллектив), в котором ребенок воспитывается, и семья.
В воспитании используются методы:
поощрения;
наказания;
убеждения (сознание);
внушения (неосознаваемые).
* Роджерс и Маслоу (личностноориентированный подход) говорили о создании в процессе воспитания условий для самореализации личности:
1. непринятие прямых воздействий на личность;
2. отсутствие у воспитателя права определять, каким человеку быть;
3. не принимать решение за других;
4. принимать человека таким, каков он есть.
Вершиной процесса воспитание является самовоспитание – сознательная деятельность субъекта, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности.
Психическими механизмами самовоспитания являются методы саморегуляции своего поведения, деятельности, личностного роста.
В основе самовоспитания лежит:
1. Развитие высокого уровня самосознания высшее выражение сознания у человека как члена общества, направленное на самого себя;
2. Включенного самопознания – процесс осознания себя, своего Я;
3. Адекватной самооценки – осознание и оценка своих собственных возможностей двумя путями – первый – соизмерение уровня притязаний с достигнутым результатом и второй – социальное сравнение, сопоставление мнения окружающих о себе,
4. Развитие критического мышления – осознание собственных возможностей, недостатков.
5. Стремления к самосовершенствованию – определенный тип отношения, поступков, действий к самому себе и собственному будущему с точки зрения соответствия конкретному идеалу.
* Кон И.С. занимался вопросами самовоспитания и считает, что самовоспитанием школьников надо руководить и для этого надо решить 3 задачи:
1. Поддерживать стремление подростка развивать у себя положительные черты личности.
2. Помочь школьникам критически относиться к своей личности.
3. Наметить программу самовоспитания
* Гамезо М.В. выделяет 2 критерия воспитанности:
1. Уровень сформированности нравственных потребностей.
2. Уровень произвольности поведения.
* Маркова указывает на то, что важным для оценки труда учителя являются те психологические изменения в развитии личности учащегося, которые происходят в результате труда учителя. Воспитанность включает:
1. Запас нравственных представлений.
2. Нравственные убеждения.
3. Реальнонравственное поведение.
Воспитанность – согласованность знаний, убеждений, поведений.
в) психологический – указывает на то, на сколько человек адаптировался к требованиям среды (уровень интеллекта, способность к научению, двигательные навыки, чувства, установки, мотивы)
Проблемы ВП:
1. Парадокс развития – в момент рождения человек самое беспомощное существо, к зрелости – это самое совершенное существо.
2. Гетерохронность (неравномерность) – разрыв между интеллектом и личностью.
3. Оргазмичсекая и средовая – обусловленность психического и поведенческого развития.
4. Проблема относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие.
5. Соотношение задатков и способностей
6. Сравнительное влияние на развитие эволюционных, революционных, и ситуативных изменений в психике и поведении ребенка.
7. Выяснение соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психическом развитии ребенка.
Основные категории развития в ВП:
1. Категория развития (основная). Этим вопросом занимался Выготский Л.С.
Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, процессов.
Признаки развития: дифференциация, расчленение ранее единого элемента, появление новых сторон в развитии.
Выготский выделил 2 вида развития:
1. Преформированное развитие – в нем изначально заданы стадии (явления или процессы) которые пройдет индивид и конечный результат которого будет достигнут (эмбриональное, пренатальное развитие).
2. Непреформированное развитие – не предопределено заранее, обусловлено системой общественных отношений и связей, которые существуют на данном этапе развития общества. Конечные формы развития не заданы (акселерация).
Развитие – процесс непрерывного гетерохронного (неравномерного) изменения в психике и организме человека, происходящий под влиянием стихийных и организованных начал, активности самого человека.
Развитие человека идет в 3х областях: физическое, когнитивное и психосоциальное развитие.
2. Категория возраста – категория служит для обозначения временных границ индивидуального развития.
Возраст – категория, служащая для обозначения временных границ индивидуального развития (Обухова);
– конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей (Фельдштейн).
В настоящее время наблюдается размывание развития во времени биологического возраста; периодов жизни человека; традиционных представлений о возрасте.
Причины: усложнение процессов жизнедеятельности (обучение непрерывно на протяжении жизни).
Возраст:
а) биологический – средняя вероятная продолжительность жизни человека;
б) социальный – оценивается по степени соответствия положения человека существующему в данной культуре нормам;
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи