Психические характеристики дошкольного возраста.

Наука » Психология » Возрастная психология
* Эльконин Даниил Борисович определяет возрастные рамки периода от 3 до 7лет.
Основное значение имеет игра, которая становится ведущим видом деятельности, игра проходит свой путь развития.
Развитие детской игры:
1. Предметноманипуляционная –*Леонтьев выделил:
а) Функциональные – игры с предметами в которых раскрывается свойство предмета и способы действий с ним.
б) Конструктивные – возникают на базе функциональных, в них ребенок осмысливает назначение предметов и их взаимодействие, овладевает способностью создавать что-то по образцу.
Младшие дошкольники в основном играют в одиночку, но с 4-х лет начинают развиваться сюжетно-ролевые игры.
2. Сюжетноролевая – изучали *Выготский, Леонтьев, Эльконин Запорожец.
В них отражаются различные стороны жизни, взаимоотношения взрослых и дети проигрывают их. Дети чаще воспроизводят социальные роли.
В каждой игре существуют свои игровые условия. В ней участвуют дети, предметы, игрушки. Их подбор и сочетание меняет игру. Игра имеет сюжет – сфера деятельности, которая отражается в игре. Сюжет и содержание игры воплощаются в роли.
Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства. К концу дошкольного детства в развитии игры выделяют 2 основные фазы:
1. 3-5 лет – воспроизводится логика реальных событий, действий.
2. 5-7 лет – моделируются реальные отношения между людьми.
В игре развивается мотивационно-потребностная сфера: возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.
В игре начинает развиваться и творческое воображение: детям в игре нужна внешняя опора в деятельности. В игре 3-4 летнего возраста значение имеет сходство предмета-заместителя мс предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться на непохожие предметы. Большое значение в развитии творческого воображения имеет словотворчество..
Игра способствует развитию других психических познавательных процессов:
- произвольной памяти;
речи – завершается процесс фонематическое развитие; интенсивно растет словарный состав речи.
3. Мышление – наглядно-действенное. Это аналог сенсомоторного интеллекта (по Пиаже), т.е. мышление основывается на восприятии и действии. Взрослый учит ребенка пользоваться предметами, и мышление проявляется в самом процессе практической деятельности. Начинают формироваться элементы наглядно-образного мышления. Формируются обобщения. Начинает формироваться знаковая функция сознания – усвоение того, что предметы можно замещать другими предметами.
4. Воображение – ребенок впервые приобретает возможность представить себе то, что ему рассказывает взрослый, или что изображено на рисунке.
Самосознание: К концу раннего детства происходит зарождение самосознания. Он начинает узнавать себя на фотографиях, в зеркале, пользуется своим именем при общении, осознавать себя как самостоятельную личность. В результате этого меняется его отношение к взрослому. На основе этого возникает кризис 3 лет.
Кризис 3 лет: Идет разрушение старой системы социальных отношений. Кризис выделения своего Я (Эльконин).
Появляется негативизм на просьбу взрослого, может игнорировать его требования, противостоять им и т.д.
Мотивация поведения ребенка меняется. В 3 года он впервые становится способным поступать вопреки своему желанию. Поведение определяется не этим желанием, а отношениями с другими взрослыми. Мотивация поведения находится вне данной ситуации.
Кризис характеризуется еще и упрямством – реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с ним считались.
В этот период может появиться и строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся системы отношений, против норм воспитаний, принятых в семье.
Кризис 3-х лет – это ломка взаимоотношений существующих между ребенком и взрослым.
По * Эльконину – это кризис:
1. социальных отношений;
2. выделение своего «Я».
Ведущая деятельность – предметная.
Центральные новообразования (1 – 3 года) – овладение прямой походкой; овладение речью; овладение предметной деятельностью.
Новообразования кризиса 3 лет – перестройка социальной позиции по отношению к взрослому; стремление к самостоятельности; притязание на признание со стороны взрослого.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.