Возрастная психология (ВП) – это отрасль психологической науки, которая изучает особенности формирования личности на разных этапах ее развития.
Предмет ВП – человек, при его переходе из одного возраста в другой, с подробным содержательным психологическим анализом каждого возрастного периода.
Важно! Выяснение закономерностей развития человека с внешней средой контактируя, как влияет внутреннее развитие на внешнюю среду и как внешняя среда влияет на внутренний мир.
Главное, что отличает ВП от других областей психологии – это акцент на динамике развития, поэтому ее еще называют психологией развития или генетической психологией.
Основные разделы ВП: Детская психология (развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте); психология младшего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека, геронтопсихология.
Психология развития появилась фрагментарно раньше самостоятельной психологической наук. Не было конкретных работ по ВП, но поднимались проблемы возрастов. ВП самостоятельной отраслью становится с конца 19 века с работы Прейера «Душа ребенка», где он описал наблюдение за собственным сыном в процессе его развития.
ВП имеет тесные связи с педагогической, социальной, общей, дифференциальной психологией, психологией личности; а так же с педагогикой, философией, социологией, медициной и др. ВП и педпсихология смотрят на развитие ребенка с точки зрения воспитателяучителя и самого ребенка.
Задачи ВП:
1. Изучение возрастной динамики психики человека.
2. Выделение качественных отличий и своеобразие каждого этапа развития.
3. Рассмотрение возрастных особенностей психических процессов, усвоения знаний, факторов влияющих на развитие личности
Методы ВП:
1. Метод срезов – берутся различные группы людей и изучается уровень развития определенной функции. Может быть: а) Метод поперечных срезов – разные категории испытуемых и рассмотрение определенного качества (функции) и б) Лонгетюдный метод – метод продольных срезов – исследование одних и тех же испытуемых на протяжении определенного времени.
2. Сравнительный метод – когда делается несколько срезов.
3. Наблюдение – важно особенно с маленькими детьми. Может быть: а) сплошным – наблюдение за всеми особенностями поведения; б) выборочным – фиксируются некоторые единицы наблюдения. Ставиться цель, разрабатывается схема наблюдения и оно проводиться систематически. Результаты заносятся в дневник.
4. Эксперимент – проводится в условиях приближенных к естественным. В ВП важен а) констатирующий Э – он определяет уровень и особенности развития детей, присущие им в настоящее время; б) формирующий Э – создание специальных условий, прослеживается динамика развития определенных психических функций.
5. Экспериментально генетический метод * Выготский Л.С. выделил его наблюдая процесс становления у ребенка понятий.
Предмет ВП – человек, при его переходе из одного возраста в другой, с подробным содержательным психологическим анализом каждого возрастного периода.
Важно! Выяснение закономерностей развития человека с внешней средой контактируя, как влияет внутреннее развитие на внешнюю среду и как внешняя среда влияет на внутренний мир.
Главное, что отличает ВП от других областей психологии – это акцент на динамике развития, поэтому ее еще называют психологией развития или генетической психологией.
Основные разделы ВП: Детская психология (развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте); психология младшего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека, геронтопсихология.
Психология развития появилась фрагментарно раньше самостоятельной психологической наук. Не было конкретных работ по ВП, но поднимались проблемы возрастов. ВП самостоятельной отраслью становится с конца 19 века с работы Прейера «Душа ребенка», где он описал наблюдение за собственным сыном в процессе его развития.
ВП имеет тесные связи с педагогической, социальной, общей, дифференциальной психологией, психологией личности; а так же с педагогикой, философией, социологией, медициной и др. ВП и педпсихология смотрят на развитие ребенка с точки зрения воспитателяучителя и самого ребенка.
Задачи ВП:
1. Изучение возрастной динамики психики человека.
2. Выделение качественных отличий и своеобразие каждого этапа развития.
3. Рассмотрение возрастных особенностей психических процессов, усвоения знаний, факторов влияющих на развитие личности
Методы ВП:
1. Метод срезов – берутся различные группы людей и изучается уровень развития определенной функции. Может быть: а) Метод поперечных срезов – разные категории испытуемых и рассмотрение определенного качества (функции) и б) Лонгетюдный метод – метод продольных срезов – исследование одних и тех же испытуемых на протяжении определенного времени.
2. Сравнительный метод – когда делается несколько срезов.
3. Наблюдение – важно особенно с маленькими детьми. Может быть: а) сплошным – наблюдение за всеми особенностями поведения; б) выборочным – фиксируются некоторые единицы наблюдения. Ставиться цель, разрабатывается схема наблюдения и оно проводиться систематически. Результаты заносятся в дневник.
4. Эксперимент – проводится в условиях приближенных к естественным. В ВП важен а) констатирующий Э – он определяет уровень и особенности развития детей, присущие им в настоящее время; б) формирующий Э – создание специальных условий, прослеживается динамика развития определенных психических функций.
5. Экспериментально генетический метод * Выготский Л.С. выделил его наблюдая процесс становления у ребенка понятий.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи