Проблема обучения и развития

Наука » Психология » Возрастная психология
Обучение – это процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируется определенные ЗУНы на основе его собственной активности.
Развитие – закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. В психологии развитие – это качественные и количественные, прогрессивные и регрессивные, в целом необратимые изменения в психике человека.
(Словарь по возрастной и педагогической психологии – под редакцией Гамезо)
* Выготский Л.С. в 30е годы 20 века проанализировал теории о соотношении обучения и развития. Он считал, что соотношение обучения и развития – центральный и основной вопрос, без которого проблемы педагогической психологии не могут быть решены, но даже поставлены.
2. В основе первой теории лежит идея о независимости развития и обучения: развитие должно совершить определенные законченные циклы и определенные функции должны созреть, прежде чем школа может приступить к обучению.
*Гезелл – ввел метод лонгитюдного изучения психического развития детей, с помощью близнецового метода изучал соотношение, созревание и научение. * Фрейд – периодизация психического развития на основе сексуальности человека. *Пиаже – выдвинул концепцию стадиального развития психики.
3. В основе второй теории – обучение полностью сливается с развитием, каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии.
* Джеймс – отвергал членение сознания на элементы и выдвигал положение о его целостности в динамике («поток сознания!), реализующей нужды индивида.
4. Сделаны попытки преодолеть в теории крайности 2х первых, путем простого их совмещения.
Развитие мыслится как процесс от обучения независимый, а само обучение, в ходе которого происходит развитие, мыслится тождественным развитию.
В этой теории Выготский выделил 2 основные черты:
1. Взаимосвязь обучения и развития: активно разрабатывалась *Костюк – выявление психологически обоснованных путей учебного материала и
* Менчинская – изучала закономерности усвоения знаний, разрабатывала приемы преодоления неуспеваемости в школе.
2. Попытка объяснить наличие развивающего обучения опираясь на установки структурной психологии: разработки гештальтпсихологии – * Коффка (первым из гештальтистов обратился к проблеме развития ребенка, но недооценивал роль социальных факторов).


Суть такого объяснения – предположение о том, что ребенок овладевая какойлибо конкретной операцией, осваивает общий структурный принцип, сфера приложения которого шире, чем у данной операции.
* Выготский выдвинул гипотезу: процессы развития не совпадают с процессами обучения и первые идут вслед за вторыми, создавая зоны ближайшего развития.
Он обосновывает свою гипотезу, излагая содержание общего генетического закона развития высших психических функций в культурно исторической теории:
Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды. Сначала как деятельность коллективная, социальная. Второй раз – как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка.
Этот закон он применяет к процессу детского обучения. Существенным признаком обучения является то, что оно создает зоны ближайшего развития, т.е. вызывает у ребенка к жизни, побуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развития. Сначала эти процессы возможны только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничестве с товарищами, но, преодолевая внутренний ход развития, они становятся внутренним достоянием ребенка.
Обучение ведет за собой развитие. Следовательно, обучение должно идти впереди развития. Механизмом связи обучения и развития является зона ближайшего развития, которая переходит в дальнейшем в зону актуального развития и т.д. Обучение всегда должно создавать зону ближайшего развития. При этих условиях обучение будет эффективным.
Целенаправленное обучение – специально организованное овладение ребенком социального опыта.
В рамках концепции Выгодским были введены понятия:
1. Зона актуального развития – наличный уровень подготовленности ребенка, который характеризуется тем, какие задания он может выполнять самостоятельно, без подсказки и помощи взрослого.
2. Зона ближайшего развития – процесс развития, осуществляемый ребенком только в условиях сотрудничества со взрослым, с их помощью и пока еще недоступные для него в самостоятельной деятельности.
Социальная ситуация развития – то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа, обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественные
одиночества, страх знакомства с новыми людьми, страх быть отвергнутой. Стоит вопрос о раннем сексуальном опыте и упрощении ритуала ухаживания, переживаний связанных с этим.
6. Юношеские депрессии – 14-18 лет представляют собой критический период для возникновения психопатий, остро акцентуируются некоторые черты характера. Отмечается появление депрессивного состояния, которое провоцируется часто возникающим чувством печали, безнадежности, самоуничижения и скрывается за показной скукой, агрессивностью, ипохондрией, капризами, неопределенным поведением. Депрессия в этом возрасте бывает двух видов:
1. Безразличие и чувство пустоты. Возникает ощущение, что детство ушло, а взрослым себя еще не чувствует. Менее продолжительна и имеет благоприятный исход
2. Вследствие полосы жизненных поражений. Приходит осознание ограничения потенциальных возможностей, а вместе с этим и мысли о самоубийстве (20%)
К концу юношеского возраста на первый план выступает «кризис оторванности», чувство изоляции от мира, одиночества, с которым юноши и девушки не всегда способны справиться самостоятельно.



1. «Досрочная идентификация» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не сознательно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету.
2. «Мораторий» для этого этапа характерно то, что индивид находиться в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов тот единственный, который может считать своим.
3. «Зрелая идентичность» кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.
Статусы идентичности – это как бы и этапы личности, и вместе с тем типологические понятия. Подросток с неопределенной идентичностью может вступать в стадию «моратория» и затем достичь зрелой идентичности, но может навсегда остаться на уровне размытой идентичности или пойти по пути досрочной идентификации, отказавшись от активного выбора и самоопределения.
2. Взаимоотношения со сверстниками – потребность в общении, расширение географического и социального пространства, появляется феномен «ожидания общения» готовность к контактам, главное поделиться собственными переживаниями, интерес к переживаниям других невелик. Отсюда частое напряжение в отношениях, неудовлетворенность. Общение выступает и как канал информации и как выработка социальных навыков.
3. Взаимоотношения со взрослыми – сложные, но цениться общение только при наличии доверительных отношений. При отсутствии таковых одна из главных причин тревожности старшеклассника. Выявлена прямая зависимость между стилем семейного воспитания и уровнем тревожности. При ярко выраженном стремлении к независимости сохраняется глубинная связь с родителями и потребность в психологической поддержке.
4. Отношение к себе – характеризуется системой складывающихся представлений о самом себе, развивается способность к самоанализу, актуальной становится проблема самовоспитания, выстраивается системы ценностных ориентаций.
5. Любовь – носит сильный, но не очень продолжительный характер эмоционального переживания, хотя иногда переходит в серьезную, постоянную привязанность. Разрыв или разлука с любимым нередко приводит к глубоким дегрессиям. Часто девушки поддерживают отношения из чувства самозащиты: страх
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.