Учебная деятельность школьников-подростков и особенности развития познавательных процессов.
Подростковый возраст определяется следующими хронологическими рамками: 11-13 лет – младший подростки; 14-15 лет – старшие подростки. Подростковый возраст разделяется на младший и старший подростковый кризисом 13 лет.
Учебная деятельность приобретает свои специфические формы. Для этого существуют как внешние, так и внутренние предпосылки (половое созревание).
Внешние предпосылки:
1. Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям.
2. Отсутствие единства требований (вместо одного учителя – 5-6 учителей с разными требованиями и разным отношением к учащимся). Отсюда необходимость формирования собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых.
3. Введение общественно-полезного труда приводит к появлению у подростка переживания себя как участника общественно-трудовой деятельности.
4. Появление новых требований в семье – реальной помощи по хозяйству, ответственности. Учителя и родители начинают опелировать к разуму и логике подростков.
Ведущая роль – общественная в контексте собственно учебной деятельности подростка. Социальнозначимая деятельность, средством реализации которой служит: учение (Божович), общение (Эльконин), общественнополезный труд (Фельдштейн).
При выполнении деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественной работе и становиться общественно-значимыми. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений.
Новые условия деятельности предъявляют повышенные требования к интеллекту и поведению подростков. Изменяется характер познавательных интересов – возникает интерес к определенному предмету, конкретный интерес к содержанию предмета.
Центральное новообразование – абстрактное мышление, одно их них, наряду с самопознанием, половой идентификацией, переоценкой ценностей, автономной моралью.
У подростков продолжает развиваться теоретическое, рефлексивное мышление. Мыслительные операции становятся формальнологическими. Но основе общих посылок строит гипотезы, проверяет их. Развиваются такие операции как классификация, аналогия, обобщение и др.
Скачек во владении умственными операциями наблюдается при переходе из 8-го в 9-й класс. Проявляется рефлексивный характер мышления: дети анализируют операции, которые они производят, и способы решения задач. Особенности теоретикорефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Подросток приобретает взрослую логику мышления. Происходит интеллектуализация психических функций: восприятия и памяти. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения:
- геометрия и черчение развивают восприятие;
- для развития памяти важно то, что усложнение и значительное увеличение объема изучаемого приводит к окончательному отказу от дословного заучивания (зубрежки).
- в процессе понимания дети трансформируют текст и запоминая его воспроизводят основной смысл зачитанного, активно осваивая мнемотические приемы, развивается воображение (оно богаче, чем фантазии ребенка).
Центральное новообразование – произвольность, наряду с внутренним планом действий и рефлексия, начинает формирование в младшем школьном возрасте в процессе учебной деятельности.
Ведущая деятельность – учебная деятельность, но сохраняется потребность в игре.
Научные понятия в процессе усвоения проходят путь от обобщения к конкретным объектам (от общего к частному). Овладение в обучении системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного мышления (теоретического) – говорили Эльконин и Давыдов.
2. Восприятие – в начале возраста восприятие еще недостаточно дифференцировано, из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры. Для его развития необходимо учить детей наблюдению.
3. Память – развивается в 2-х направлениях: произвольности и осмысленности. Способность к систематическому заучиванию учебного материала возрастает на протяжении всего младшего школьного возраста.
4. Внимание – становится произвольным, увеличивается объем и устойчивость. Внимание и память развивается в процессе учебной деятельности, сначала под инструкцией учителя, а затем ребенок приобретает умение выполнять задание самостоятельно.
5. Мотивационная сфера – по мнению * Леонтьева – ядро личности. Следовательно, в обучении формируется более устойчивая структура мотивов, в иерархии которой мотивы учения становятся основными. Некоторые мотивы возникают непосредственно в обучении, а другие лежат за ее пределами.
Мотивы подразделяют на 2 вида:
1. Широкие социальные мотивы.
2. Узколичностные – в них отражено стремление к собственному благополучию.
К 3 классу важным фактором, стимулирующим успешное обучение, становится мнение класса.
Мотивация неуспевающих школьников специфично и отличается от мотивации благополучных сверстников. Получить хорошую оценку и одобрение – является основным мотивом.
Проблема оценки и школьной успеваемости – центральная проблема младшего школьного возраста. От оценки зависит развитие учебной мотивации. Школьная оценка непосредственно влияет на формирование самооценки. Самооценка у 1-классников выше, чем в 3 классе.
В процессе обучения проис-ходит личностное развитие школьника. Это единственный момент в жизни ребенка, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правили к их повседневному выполнению.
Подростковый возраст определяется следующими хронологическими рамками: 11-13 лет – младший подростки; 14-15 лет – старшие подростки. Подростковый возраст разделяется на младший и старший подростковый кризисом 13 лет.
Учебная деятельность приобретает свои специфические формы. Для этого существуют как внешние, так и внутренние предпосылки (половое созревание).
Внешние предпосылки:
1. Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям.
2. Отсутствие единства требований (вместо одного учителя – 5-6 учителей с разными требованиями и разным отношением к учащимся). Отсюда необходимость формирования собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых.
3. Введение общественно-полезного труда приводит к появлению у подростка переживания себя как участника общественно-трудовой деятельности.
4. Появление новых требований в семье – реальной помощи по хозяйству, ответственности. Учителя и родители начинают опелировать к разуму и логике подростков.
Ведущая роль – общественная в контексте собственно учебной деятельности подростка. Социальнозначимая деятельность, средством реализации которой служит: учение (Божович), общение (Эльконин), общественнополезный труд (Фельдштейн).
При выполнении деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественной работе и становиться общественно-значимыми. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений.
Новые условия деятельности предъявляют повышенные требования к интеллекту и поведению подростков. Изменяется характер познавательных интересов – возникает интерес к определенному предмету, конкретный интерес к содержанию предмета.
Центральное новообразование – абстрактное мышление, одно их них, наряду с самопознанием, половой идентификацией, переоценкой ценностей, автономной моралью.
У подростков продолжает развиваться теоретическое, рефлексивное мышление. Мыслительные операции становятся формальнологическими. Но основе общих посылок строит гипотезы, проверяет их. Развиваются такие операции как классификация, аналогия, обобщение и др.
Скачек во владении умственными операциями наблюдается при переходе из 8-го в 9-й класс. Проявляется рефлексивный характер мышления: дети анализируют операции, которые они производят, и способы решения задач. Особенности теоретикорефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Подросток приобретает взрослую логику мышления. Происходит интеллектуализация психических функций: восприятия и памяти. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения:
- геометрия и черчение развивают восприятие;
- для развития памяти важно то, что усложнение и значительное увеличение объема изучаемого приводит к окончательному отказу от дословного заучивания (зубрежки).
- в процессе понимания дети трансформируют текст и запоминая его воспроизводят основной смысл зачитанного, активно осваивая мнемотические приемы, развивается воображение (оно богаче, чем фантазии ребенка).
Центральное новообразование – произвольность, наряду с внутренним планом действий и рефлексия, начинает формирование в младшем школьном возрасте в процессе учебной деятельности.
Ведущая деятельность – учебная деятельность, но сохраняется потребность в игре.
Научные понятия в процессе усвоения проходят путь от обобщения к конкретным объектам (от общего к частному). Овладение в обучении системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного мышления (теоретического) – говорили Эльконин и Давыдов.
2. Восприятие – в начале возраста восприятие еще недостаточно дифференцировано, из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры. Для его развития необходимо учить детей наблюдению.
3. Память – развивается в 2-х направлениях: произвольности и осмысленности. Способность к систематическому заучиванию учебного материала возрастает на протяжении всего младшего школьного возраста.
4. Внимание – становится произвольным, увеличивается объем и устойчивость. Внимание и память развивается в процессе учебной деятельности, сначала под инструкцией учителя, а затем ребенок приобретает умение выполнять задание самостоятельно.
5. Мотивационная сфера – по мнению * Леонтьева – ядро личности. Следовательно, в обучении формируется более устойчивая структура мотивов, в иерархии которой мотивы учения становятся основными. Некоторые мотивы возникают непосредственно в обучении, а другие лежат за ее пределами.
Мотивы подразделяют на 2 вида:
1. Широкие социальные мотивы.
2. Узколичностные – в них отражено стремление к собственному благополучию.
К 3 классу важным фактором, стимулирующим успешное обучение, становится мнение класса.
Мотивация неуспевающих школьников специфично и отличается от мотивации благополучных сверстников. Получить хорошую оценку и одобрение – является основным мотивом.
Проблема оценки и школьной успеваемости – центральная проблема младшего школьного возраста. От оценки зависит развитие учебной мотивации. Школьная оценка непосредственно влияет на формирование самооценки. Самооценка у 1-классников выше, чем в 3 классе.
В процессе обучения проис-ходит личностное развитие школьника. Это единственный момент в жизни ребенка, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правили к их повседневному выполнению.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи