Психическое развитие ребенка в раннем возрасте.

Наука » Психология » Возрастная психология
* Эльконин Даниил Борисович определяет возрастные рамки периода от 1 года до 3 лет.
В этом возрасте по Выготскому начинает разрушаться «ситуация Мы».
Начинается психическое отделение ребенка от матери. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и развиваются психологические функции.
Раннее детство – сензитивный период для усвоения речи. Как происходит развитие речи ребенка рассмотрено в работах* Выготского, Леонтьева, Лисиной, Эльконина и др.
- К концу 1 мес. – у ребенка возникает слуховое сосредоточение: внимание на обращенные к нему слова.
- 3 мес. – в речевом развитии имеет значение экспрессивная сторона общения.
- 4 мес. – появляется гуление. Ребенок может подражать ритмам. Гуление необходимо для развития фонематического слуха, задано генетически, являясь продромным поведением (гулят даже глухие дети).
- После 6 мес. – появляется лепет, которым сопровождается все время бодрствования. Лепет содержи фонемы родного языка взаимообусловленный процесс и зависит от общения со взрослым, восприятием его речи на эмоциональном и слуховом уровне. Появляются псевдослова.
- 7-8 мес. – ребенок внимательно следит за движениями и речью взрослых. Потребность в общении приводит к подражанию звукам речи, через которое происходит освоение языка. Понимание речи возникает на основе зрительного восприятия (где находится то-то). Появляется автономная речь. Слова начинают иметь предметную соотнесенность.
- К концу 1 года – ребенок понимает речь взрослого, произносит от 4 до 15 слов, но пассивный багаж значительно богаче.
- К началу раннего возраста – дети пытаются называть вещи, быстро растет пассивный словарь.
- К 2 годам – возникает и понимание речирассказа. Интенсивно развивается активная речь.
- К 3 годам – появляются первые фразы и первые вопросы, ребенок понимает 1200-1500 слов (Мухина).
Познавательные процессы: Помимо речи развиваются и другие психические функции: восприятие, память, мышление, воображение.
1. Восприятие – связано с наглядной ситуацией, аффективно окрашено.
2. Память – главная функция. Память связана с развитием восприятия, так же аффективно окрашена. Аффективный характер восприятия и памяти приводит к сенсомоторному единству. Доминирует непроизвольная память.

Речь зависит от среды. К 7 годам ребенок должен знать около 3000 слов.
1. Восприятие – утрачивает первоначальное значение, т.е. перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются, восприятие становится осмысленным и целенаправленным, в нем выделяют произвольные действия, наблюдение и поиск. Развитию восприятия способствует его специальная организация (детей учат наблюдать).
2. Мышление – совершает переход от наглядно-действенного к наглядно-образному – является основным видом. Начинает формироваться словесно-логическое мышление. К 7 годам мышление приобретает форму словесно-логического.
3. Память – у младших до-школьников преобладает непроизвольная память, но между 4-5 годами начинает формироваться произвольная память, развитию которой также способствует игра. Память является ведущей функцией.
Самооценка – появляется на основе первичной чисто эмоциональной самооценки «Я хороший» и оценки поведения другого. Сначала оценивает других, а затем собственные действия. Оценивая себя, ребенок часто преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка. К 7 годам она становится более адекватной у большинства.
* Лисина проследила развитие самосознания дошкольника в зависимости от особенностей семейного воспитания.
Переход от дошкольного детства к школьному сопровождается кризисом 7 лет.
Кризис 7 лет: связан с обострением противоречий между возрастными потребностями ребенка и его ограниченными возможностями, и между новыми потребностями ребенка и сложившимися ранее отношениями со взрослыми.
* Божович считает кризис 7 лет – периодом рождения социального Я.
Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей: то, что было усвоено ранее становится первостепенным, старые мотивы и интересы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые.

Ведущая деятельность – сюжетноролевая игра.
Центральные новообразования (3-7 лет) – соподчинение мотивов («Я должен» преобладает над «Я хочу»); самооценка; половая идентификация; детское самосознание.
Новообразования кризиса 7 лет – утрата детской непосредственности; дифференциация внешней и внутренней стороны личности ребенка; осмысленная ориентировка в собственных переживаниях; борьба мотивов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.