Консультативный контакт

Наука » Психология » Возрастная психология
Консультативный контакт-это такой уровень безопасности принятия и доверия при взаимодействии с консультантом, который позволяет клиенту выразить то, что его беспокоит.
Особенности консультативного контакта:
*Интимность *Ассиметричность (неравенство-раскрывается только клиент) *Специфичность целей (отношения существуют для решения проблем клиента) *Ограниченность по времени.*Динамичность (отношения м/у клиентом и консультантом постоянно меняются) *Эмоциональность (исследование переживаний). *Безопасность
Структура консультативного контакта:
терапевтический климат, кот.вкл. физические:
*оборудование места консультирования
*структурирование пространства
*структурирование времени
и эмоциональные компоненты:
*создание атмосферы взаимного доверия, для этого консультанту особенно необходимы качества, впервые выделенные Роджерсом: аутентичность(искренность) консультанта, эмпатия, безусловное уважение клиента.

Индивид, индивидуальность, личность, теория личности.

Наука » Психология » Возрастная психология
Индивид - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.
Индивидуальность – своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других.
Личность – человек, взятый в системе таких его психолог-их харак-к, которые соц. обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека.
Психологическая структура личности (Кедров):
1 уровень- биологически обусловленные особенности(ВНД, темперамент, половые различия)
2 уровень- особенности психических процессов
3 уровень- индивидуальный соц.опыт(ЗУНы, привычки)
4уровень-направленность личности (интересы, идеалы, убеждения мировоззрение)

Психологическое консультирование как направление практической психологии

Наука » Психология » Возрастная психология
Это психологическая помощь психически здоровым людям в совладании с различного рода межличностными и внутриличностными затруднениями в процессе специально организованной консультативной беседы.
Основной метод-консультативная беседа. Псих.конс.-это организация и сопровождение процесса осознания и разрешения клиентом своих проблем и затруднений психологического характера.
Цели:
1. помощь клиенту в решении той или иной проблемы, с которой он обратился;
2. личностный рост клиента.
Цели зависят от потребностей клиента и от теоретической ориентации консультанта. Целью психоаналитического консультирования является осознание клиентом вытесненных влечений, желаний, потребностей. В гуманистическом консультировании целью является создание благоприятных условий для самоактуализации и личностного роста клиента. В бихевиористическом конс. целью является адаптация к социальной реальности, исправление неадекватных форм поведения, выработка эффективных навыков.
Виды консультирования: прямое (непосредственный контакт с клиентом) и опосредованное (через посредника – учитель об ученике, родитель о ребенке); контактное и дистантное (н.: телефонное);индивидуальное и групповое;

Развитие познавательных процессов младшего школьника

Наука » Психология » Возрастная психология
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л. С. Выготский ).
Учебная деятельность в начальных классах, прежде всего, стимулирует развитие психологических процессов, непосредственного познания, окружающего мира – ощущений и восприятий. В начале мл.шк. возраста восприятие недостаточно дифференцировано. Из-за этого ребенок иногда путает близкие по написанию буквы и цифры(6 и 9). В ряде исследований доказано, что наиболее эффективным методом организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.
Развитие мышления приводит к перестройке восприятия и памяти, превращает их в произвольные процессы. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Память развивается в двух направлениях – произвольность и осмысленность. Дети становятся способными целенаправленно запомнить материал, им не интересный. Внимание младших школьников постепенно становится произвольным. Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость (они могут целенаправленно заниматься делом 10-20 мин). Затруднены распределение внимания и его переключение. Поэтому важнейшим условием организации внимания является наглядность обучения.

Учение как ведущая деятельность младшего школьника. Отношение к учению и его динамика на протяжении школьного обучения. Развитие произвольности, самоконтроля и рефлексии.

Наука » Психология » Возрастная психология
Мл шк (от 6-7 до 9-11 лет). В этом в-те происх смена образа и стиля жизни: новые требования, новая соц роль ученика, принципиально новый вид деят — учебная деят. В школе он приобретает новые знания и умения, но и опред соц статус. Меняется воспр своего места в системе отношений. Мен-ся интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. Реб оказыв-ся на границе нового возраст-го п-да. С физиолог т зр — это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюд дисгармония в физич развитии, оно опережает нервно-псих развитие реб, что сказывается на временном ослаблении НС. Прояв-ся повыш утомляемость, беспокойство, повыш потребность в движениях. Социальная ситуация в мл шк в-те:1)Учебная деят становится вед деят.2)Заверш переход от наглядно-образного к словесно-логическому мыш.3)Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких шк-в к отметкам).4)Мотивация достижения стан-ся доминирующей.5)Происходит смена референтной гр.6)Происходит смена распорядка дня.7)Укреп-ся новая внутр позиция.8)Измен-ся система взаимоотнош реб с ок-руж людьми.
ВВД -уч деят. Ее харак-ки: результативность, обязательность, произвольность. Основы уч деят заклад-ся именно в первые годы обучения. Уч деят должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможн детей, а с другой — должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний. Компоненты уч/деят (поД.Б.Элъконину):1)Мотивация.2)Учебная задача.3)Учебные операции.4)Контроль и оценка.
Мотивы учения: познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний);
социальные (ответственность, понимание соц значимости учения, стремление занять опред позицию в отнош-х с окруж, получить их одобрение);
узколичные — получить хорошую отметку, заслужить похвалу.

Память. Процессы памяти и их характеристика

Наука » Психология » Возрастная психология
Память – это сложный психический процесс, состояций из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.
Память связывает прошлое субьекта с его настоящим и будущим и яв-ся важнейшей познават. Функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Основные процессы памяти: заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.
Виды памяти:
1.Непроизвольная п. (информ. запом-ся сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информ.) сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
2. Произвольная п.(информ. запомин-ся целенапрвлено с помощью спец. Приемов) эффектив-ть завист: 1. от целей запоминания 2. от приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:а)Мех.п. –это память, основанная на повторении материала без его осмысления. б)логическая п. (смысловая) – основ. На установлении в запоминаемом материале смысловых связей. в)образные приемы запоминания – образная память. Бывает: зрит, слухов, моторно-двигат, вкусов, осязатель, обонят.,эмоцион. г)мнемотехнические приемы запоминания - спец. приемы для облегчения запоминания.
Выделяют также кратковременную п., оперативную п., промежуточную п. Любая информ. вначале попадает в кратковрем. п. , кот. обеспечивает запоминание однократно информ. на короткое время 5-7 мин., после чего информ. может забыться полностью либо перейти в долговрем. п., при условии 1-2 кратного повторения.
Долговр. п. обеспечивает длит. сохранение информ.2 типа: ДП с сознательным доступом. ДП закрытая ( человек в естеств. условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе может получить к ней доступ).

В профессиональное самоопределение в юношеском возрасте особенности выбора профессии

Наука » Психология » Возрастная психология
Существуют различные критерии периода юношеского возраста. В основном – это возраст 16-17 лет в развитии человека.
Ведущим видом деят-ти в этом возрасте является учебно-профессиональная деят-ть. Больше всего в этом возрасте людей интересует будущая жизнь с точки зрения профессии. в этот относительно короткий период юноше необходимо создать жизненный план – решить вопросы кем быть и каким быть. В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Они находятся в состоянии профессиональной ориентации, выясняют свои способности и склонности и возможности, интерес к той или иной профессии. В нашей стране многие после 9-го класса уже учатся в училищах и техникумах, то есть уже приобщаются к каким-то профессиям.
Часто бывает так, что юноша имеет склонность и интерес к какой-либо профессии, но у него нет способностей или возможностей ею заниматься. Здесь важно переориентировать ребенка.
Выявляя склонности юноши можно ему помочь сориентироваться в выборе. Чем больше он знает о различных профессиях, тем ему будет легче. В этом ему могут помочь педагоги, психологи, родители и другие взрослые.

Взаимоотношения в юношеском возрасте

Наука » Психология » Возрастная психология
Юность-(14-21лет) завершающий этап первичной социализации.гл задача-выбор профессии и типа уч заведения.
Интеллект-общие способности в основном сформированы. Стиль мышления –зависит от типа его НС.
Юношеская мечта о любви выражае прежде всего потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости.
Для старшеклассников собственные переживания более важны, чем объек привязанности. Отсюда постоянная оглядка на мнения сверстников собственного пола, подражательность, хвастовство действительными а чаще мнимыми победами.
Согласно Д. Левинсону основная задача взросле¬ния складывается из четырех составляющих:
Увязать мечты с реальностью' найти наставника;
обеспечить себе карьеру;
наладить интимные отношения.
• В юности происходит большой прорыв в реальную жизнь. Уже в период, предшествующий половой зрелости, детский мир открывается, и молодой человек сталкивается с дей-ствительностью, часто неожиданно враждебной. Следстви¬ем этого открытия детского мира являются одиночество в период половой зрелости, чувство, что тебя никто не пони¬мает, и тенденция поклонения более старшим. В фазе юно¬сти (начиная с 16-17 лет) задача молодого человека — найти свое отношение к миру (хотя бы временное).

Теория культурно-исторического развития Выготского

Наука » Психология » Возрастная психология
Теория культурно-исторического развития Выготского.(другое название Теория исторического происхождения высш псих функций чел-ка )
Концепция появилась на фоне споров, с каких позиций подходить к изучению человека.доминировали 2 подхода –идеальный(человек имеет божественное происхождение) и биологический(человек часть живой природы)по мнению И.П.Павлова- физиология ВНД или наука о мозге рано или поздно заменит психологию.
Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.
Он показал что человек обладает особым видом психических функций, которые отсутствуют у животных-это высшие Психич функции-сознание. Выготский утверждал-ВПФ или сознание –имеет социальную природу.в концепции 3 составные части.1 ч-человек и природа-при переходе отживотных к человеку произошло изменение отношений субъекта к объекту(чел действует на природу, а живот-приспосабливается). *существуют механизмы изменения природы со сторон чел-ка-это создание орудий труда.2ч. человек и его психика.овладение природой не прошло бесследно-он научился овладев. собств психикой.у него появ ВПФ-выраж в формах произвольной дея-ти *чел овладел своим поведен с помощью орудий-психологических- это знаков.знаки-исскуств средства с помощью которых первобытный чел смог овладеть памятью и др процессами. Знаки были предметны(зарубка) знаки-символы явл-сь пусковым механизмомВыс Псих Проц. 3ч генетич аспекты.откуда беруться средства-знаки? Сначала функции приказывающего и исполняющего были разделены- интеропсихологическим, а затем интрапсихологическим(сам с собой)=ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ. В полож выготског 2 положения: 1-ВпФ-имеют опосредованную структуру. «- для процесса развития психики хар-наинтериориз отношений управления и средств-знаков главный вывод-человек отличается от животного тем, что овладел природой с помощью орудий(это психические функции).

Зрелый возраст, самооценка

Наука » Психология » Возрастная психология
Молодость - (20-23-30лет). Время созд-я семьи, освоение профессии, работа, дружба, утверждение себя в жизни. Кризис 30 лет- кризис смысла жизни, возник.вследствие нереализации жизн-го замысла. Центр.новообразование- сем.отнош-я и проф.компетентность(и семья и труд.коллектив) карьера и семья - сензит.
Зрелость - (21-55-65 лет)- самый длин.период жизни, раскрытие потенциала, пора полного расцвета личности. Глав-ми сторонами жизни остаются проф.дея-ть и сем.отн-я, важной особ-ю яв-ся осознание ответ-ти содержание своей жизни перед собой и др.людьми (кто ты? что ты?).Кризис 40 лет- обострение сем.отнош-й, дети живут самос-но, утрата близких, середина жизни. Центр.новообразование- продуктивность (и в проф. Плане тоже) как вклад в разв-е и утвержд. Будущего поколения, а при кризисе 40 лет- корректирование жизн.смысла и изменение «Я-концепции».
ОН- чувство ответ-ти и интернальность и достиж-е личной зрелости.

Методологические основы

Наука » Психология » Возрастная психология
Быв. 3 уровней:
1. философская 2. общенаучная 3.частная или спец-я
Методол.принципы, среди осн-х:
Пр-п детерминизма- позв-т выявл. Закон-сти связь явлений и опред-ть одних состояний другими.
Пр-п системности- изучает стр-ру и подстр-ру
Пр-п объект-ти- исключ возможность.
1) Пр-п единства сознания и Дея-ти- деят-ть не может быть без сознания и наоборот.
2) Пр-п развития- Треб. Изуч сис-мы как динамику разв-я.
Методология- учение о си-ме принципов, способов, орг-ции и постр-я теорет. И практ. Деят-й.
Метод- конкр способ, прием и выявл-е научных данных.

Семья в жизни человека. Кризис среднего возраста

Наука » Психология » Возрастная психология
Семья - это исторически изменяющаяся соц группа, универсальными признаки кот-й являются гетеросексуальная связь, си-ма родственных отношений, обеспеч-е и разв-е соц-х и индив-х качеств личности и осущ-е опред. Эконом.дея-ти.
Семья- это сплав 3х видов любви: супружеской, родительской и детской.
В соврем.усл-ях семью харак-ет:
- социально-классовый признак (семья рабочего, представителя интеллект. Труда).
- по типу поселения ( город, село); по национальному признаку (одно или многонациональная); по времени существования (семья молодоженов, семья сред.супруж.возраста и т.п.)
- по количеству членов семьи (бездетные, многодетные)
Функции семьи:
1) Общественно-экономическая функция. Связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домаш.имущ-ва. В сфере «домашних дел» формир-ся внутрисемейные отнош-я, содержание кот-х опред-ся видом хоз-й Дея-ти. 2) Репродуктивная функция.
3) Регенеративная функция. Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества,
4) Образовательно-воспитательная функция (социализация). Воспит-я ф-ция состоит в удовлетворении потреб-й в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
5) Рекреативная ф-ция ( от лат. – восстановление). Она связана с отдыхом, орг-ей досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.
6) Психотерапевтическая ф-ция- это новая ф-ция. Брак удачен или нет в завистмости от активизации этой ф-ции, т.е. в наст. Время семейное сущес-е в значит. Мере зависит от стаб-ти близких эмоц-х отношений.