В организации процесса обучения всегда решаются 2 основные задачи обучения:
чему учить (объем и содержание заданий) и как учить (личность учащегося).
Чем больше преобладает вторая тенденция, тем в большей степени учитель опирается на знания педагогической психологии. Тип учения определяется через соотношение этих двух тенденций, определяется по характеру взаимодействия учителя и ученика. Основное различие состоит в том, сообщает ли учитель ученикам готовые знания или ориентирует их собственную деятельность по добыванию знаний. В чистом виде сообщение знаний было характерно для догматического обучения, которое было основным до 70-х годов 19 века (заучивание и зубрежка, нагрузка на процессы памяти).
С 70-х годов внедрился новый метод обучения – объяснительно-иллюстрационный метод, он является господствующим более 100 лет, поэтому его еще называют традиционным Основные принципы которого: объясняющий момент; увеличение роли наглядности, связь с практикой.
*Данилов, Эльконин, Огородников, Занков развивали метод активизирующего практического обучения, основанные на повышении роли самостоятельности ученика и повышении трудности.
Психологические теории обучения:
1. Бихевиоризм (Скинер) – основной механизм обучения – условный рефлекс, но не классический, как у Павлова, а инструментальный (формирование через собственную активность).
Обучение – это развитие и формирование навыка. Основа психики – формирование навыка. А уровень развития – чем больше количество навыков, тем выше уровень развития человек достиг.
Теория оперантного поведения: (законы)
1. Напряжение потребности, закон готовности;
2. Закон упражнения;
3. Закон наведения или подсказки;
4. Смежность стимулов и реакций.
На основе этого теория программного обучения Беспалько: зона обратной связи; зона строго дозированного получения информации; роль подсказок; роль контроля знаний; закон эффекта; подкрепление удачных реакций. Суть: материал систематизирован, дается определенными порциями, после каждой порции контрольные задания.
Сильные стороны концепции: индивидуальный подход, возможность вернуться к тому, что не понял. Слабые стороны: не каждую тему можно преподнести порциями.
2. Теория Пиаже – Обучение – внешний процесс, т.к. основано на созревании определенных функций; обучать можно тому, до чего уже созрел ребенок.
Пиаже выделил две фазы учения:
1. ассимиляцию – включение нового объекта в старые схемы (память);
2. аккомодацию – приспособление уже имеющихся схем к новым объектам действия – ребенок сам должен приложить свои знания к новым (мышление, воображение, творчество).
*Выготский говорил наоборот - обучение ведет за собой развитие, воздействие на зоны ближайшего развития.
3. Теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина – построена на идее интериоризации знаний, т.е. их перехода от внешних действий к внутренним. Суть – предметное действие и мысль его выражающая есть единое целое; никакое знание не может быть не сохранено, не усвоено вне деятельности.
чему учить (объем и содержание заданий) и как учить (личность учащегося).
Чем больше преобладает вторая тенденция, тем в большей степени учитель опирается на знания педагогической психологии. Тип учения определяется через соотношение этих двух тенденций, определяется по характеру взаимодействия учителя и ученика. Основное различие состоит в том, сообщает ли учитель ученикам готовые знания или ориентирует их собственную деятельность по добыванию знаний. В чистом виде сообщение знаний было характерно для догматического обучения, которое было основным до 70-х годов 19 века (заучивание и зубрежка, нагрузка на процессы памяти).
С 70-х годов внедрился новый метод обучения – объяснительно-иллюстрационный метод, он является господствующим более 100 лет, поэтому его еще называют традиционным Основные принципы которого: объясняющий момент; увеличение роли наглядности, связь с практикой.
*Данилов, Эльконин, Огородников, Занков развивали метод активизирующего практического обучения, основанные на повышении роли самостоятельности ученика и повышении трудности.
Психологические теории обучения:
1. Бихевиоризм (Скинер) – основной механизм обучения – условный рефлекс, но не классический, как у Павлова, а инструментальный (формирование через собственную активность).
Обучение – это развитие и формирование навыка. Основа психики – формирование навыка. А уровень развития – чем больше количество навыков, тем выше уровень развития человек достиг.
Теория оперантного поведения: (законы)
1. Напряжение потребности, закон готовности;
2. Закон упражнения;
3. Закон наведения или подсказки;
4. Смежность стимулов и реакций.
На основе этого теория программного обучения Беспалько: зона обратной связи; зона строго дозированного получения информации; роль подсказок; роль контроля знаний; закон эффекта; подкрепление удачных реакций. Суть: материал систематизирован, дается определенными порциями, после каждой порции контрольные задания.
Сильные стороны концепции: индивидуальный подход, возможность вернуться к тому, что не понял. Слабые стороны: не каждую тему можно преподнести порциями.
2. Теория Пиаже – Обучение – внешний процесс, т.к. основано на созревании определенных функций; обучать можно тому, до чего уже созрел ребенок.
Пиаже выделил две фазы учения:
1. ассимиляцию – включение нового объекта в старые схемы (память);
2. аккомодацию – приспособление уже имеющихся схем к новым объектам действия – ребенок сам должен приложить свои знания к новым (мышление, воображение, творчество).
*Выготский говорил наоборот - обучение ведет за собой развитие, воздействие на зоны ближайшего развития.
3. Теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина – построена на идее интериоризации знаний, т.е. их перехода от внешних действий к внутренним. Суть – предметное действие и мысль его выражающая есть единое целое; никакое знание не может быть не сохранено, не усвоено вне деятельности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи