Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности.

Наука » Психология » Возрастная психология
Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности.
Малая группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.
Минимальный объем группы равен 3, а максимальный определяется количеством членов объединенных одной совместной деятельностью (примерно до 40 человек). Например, класс – 30 человек; психотерапевтическая группа – 12.
Главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Рассмотрение их важно:
1. необходимо выяснить как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются именно в малой группе;
2. нужно показать, каков механизм, посредством которого малая группа «доводит» до личности всю систему общественных влияний, норм и ценностей, которые формируются в больших группах;
3. показать, как развивается группа, какие этапы проходит в своем развитии.
Групповая динамика – имеет 3 значения:
1. Определенное направление исследований малых групп в СП, т.е. школа К. Левина.
2. Обозначение определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп; преимущественно разработаны в школе К. Левина.
3. Обозначение динамических процессов, которые происходят одновременно в группе и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.
Важнейшие процессы:
1. Процесс образования малых групп, причем сюда могут быть отнесены не только способы формирования группы, но и такие механизмы которые делают группу группой, например феномен группового давления на индивида (который в традиционной психологии к динамическим процессам не относится);
2. Процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия решений, так же включающий многие механизмы – совокупность процессов управления группой и руководства ей;
3. Процесс образования коллектива - развитие группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив;
4. Развитие совместной деятельности – аспект динамических процессов представлен явлениями групповой жизни, возникающими при развитии совместной деятельности.
Процесс групповой сплоченности – процесс, сопровождающий ее на всех этапах развития. Суть сплочения – формирование особого типа связей в группе, которые позволяют формальную структуру, задаваемую извне, превратить в психологическую общность.
1. Социометрический подход Морено – сплоченность прямо связывается с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии.
2. Подход Фестингера – сплоченность, есть сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней. Силы – привлекательность группы для индивида или удовлетворенность членством в группе.
3. Подход Ньюкома – вводит понятие «согласие», при его помощи пытается интерпретировать сплоченность. Идея необходимости возникновения сходных ориентаций членов по отношению к каким-то значимым для них ценностям. Достижение согласия – снятие напряжения в поле действия индивида.
4. Подход Бейвеласа – особое значение придает характеру групповых целей. Операциональные цели группы – это построение оптимальной системы коммуникаций. Символические цели группы – это цели, соответствующие индивидуальным намерениям членов группы. Сплоченность зависит от реализации и того и другого характера целей. Главный индикатор группы – совместная деятельность ее членов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.