Психодиагностика (ПД) – это область научных исследований и практической работы психолога, связанный с постановкой психологического диагноза.
Как область научного знания включает в себя знания о том, каким требованиям должны отвечать методы ПД, каковы научные критерии оценки, каковы нормы и правила создания, проверки и их применения в практике.
Вопросы, на которые ПД как наука призвана ответить:
1. какова природа жизненных явлений и возможность их оценки (количественная и качественная).
2. в какой мере применяемое средство (сейчас) ПД отвечает общим применяемым научным требованиям.
3. каковы основные процедуры конструирования и проверки научности ПД.
Теоретическая ПД рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правил построения выводов, объясняющих психологическое состояние человека в виде психодиагностических констант (например, IQ).
Практическая ПД представляет собой свод правил применения методов ПД в практике, знание этических и профессиональных норм работы психолога.
Все методы ПД делятся на две группы:
1. Исследовательские методы – применяются в научных исследованиях обычно впервые, могут не отвечать требованиям, которые предъявляются методам практической ПД, предназначены к выявлению и оценке изучаемого явления.
2. Практические методы – применяются в практической работе психолога и как правило уже известные методы, применяемые ранее и должны полностью отвечать элементарным требованиям ПЛ и быть стандартизированными.
Классификация ПД процедур:
По результату: 1. Методики предполагаемые правильный ответ (способности, интеллект).
2. Методики не предполагаемые правильные ответы (личностные)
По форме предъявления: 1. Вербальные – опосредованы речевой активностью.
2. Не вербальные – опора на перцептивные или моторные способности.
3. Смешанные – задания имеют вербальный и невербальный характер.
По основным методологическим принципам, положенным в основу методики:
1. Объективные – должен быть правильный ответ.
2. Субъективные – не содержит правильного ответа
3. Проективные – специальные стимулы слабоструктурированы, размыты.
По степени вовлеченности психолога: наименьшая, средняя и максимальная вовлеченность.
Методы исследования в психологии:
Метод – есть способ организации деятельности. Основные:
1. Наблюдение – изучение психологического явления в различных условиях, без вмешательства в их течение: 1. житейское, 2. научное: включенное и невключенное.
2. Эксперимент – метод предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельности испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений:
1. Лабораторный - протекает в спец организованных условиях, действия испытуемого определяется инструкцией. Основные.
2. Естественный – изучение в естественных условиях.
3. Констатирующий – изучается психологическое явление.
4. Формирующий – в процессе развивается определенное качество испытуемого.
Как область научного знания включает в себя знания о том, каким требованиям должны отвечать методы ПД, каковы научные критерии оценки, каковы нормы и правила создания, проверки и их применения в практике.
Вопросы, на которые ПД как наука призвана ответить:
1. какова природа жизненных явлений и возможность их оценки (количественная и качественная).
2. в какой мере применяемое средство (сейчас) ПД отвечает общим применяемым научным требованиям.
3. каковы основные процедуры конструирования и проверки научности ПД.
Теоретическая ПД рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правил построения выводов, объясняющих психологическое состояние человека в виде психодиагностических констант (например, IQ).
Практическая ПД представляет собой свод правил применения методов ПД в практике, знание этических и профессиональных норм работы психолога.
Все методы ПД делятся на две группы:
1. Исследовательские методы – применяются в научных исследованиях обычно впервые, могут не отвечать требованиям, которые предъявляются методам практической ПД, предназначены к выявлению и оценке изучаемого явления.
2. Практические методы – применяются в практической работе психолога и как правило уже известные методы, применяемые ранее и должны полностью отвечать элементарным требованиям ПЛ и быть стандартизированными.
Классификация ПД процедур:
По результату: 1. Методики предполагаемые правильный ответ (способности, интеллект).
2. Методики не предполагаемые правильные ответы (личностные)
По форме предъявления: 1. Вербальные – опосредованы речевой активностью.
2. Не вербальные – опора на перцептивные или моторные способности.
3. Смешанные – задания имеют вербальный и невербальный характер.
По основным методологическим принципам, положенным в основу методики:
1. Объективные – должен быть правильный ответ.
2. Субъективные – не содержит правильного ответа
3. Проективные – специальные стимулы слабоструктурированы, размыты.
По степени вовлеченности психолога: наименьшая, средняя и максимальная вовлеченность.
Методы исследования в психологии:
Метод – есть способ организации деятельности. Основные:
1. Наблюдение – изучение психологического явления в различных условиях, без вмешательства в их течение: 1. житейское, 2. научное: включенное и невключенное.
2. Эксперимент – метод предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельности испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений:
1. Лабораторный - протекает в спец организованных условиях, действия испытуемого определяется инструкцией. Основные.
2. Естественный – изучение в естественных условиях.
3. Констатирующий – изучается психологическое явление.
4. Формирующий – в процессе развивается определенное качество испытуемого.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи