Проблема профессионального самоопределения в ранней юности. Особенности познавательных и эмоционально-волевых процессов старшеклассников.

Наука » Психология » Возрастная психология
Проблема профессионального самоопределения в ранней юности. Особенности познавательных и эмоционально-волевых процессов старшеклассников.
Юношеский возраст (15-18 лет).
Ведущая деятельность – познавательная.
Центральное новообразование – профессиональное самоопределение; мировоззрение.
Социальная ситуация развития характеризуется тем, что подросток стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: подготовка к труду, семейной жизни, выполнению гражданских обязанностей.
Выбор дальнейшего жизненного пути, становиться тем эмоциональным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся жизнедеятельность, все интересы. Старшеклассник стремиться ответить на три основных вопроса: кем быть?; каким быть?; с кем быть?.
Изменяется отношение к учебе – оно становиться более прагматичным, направленным на лучшую подготовку к будущей профессии. Становиться актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, появление чувства интимности.
Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления. Ранняя юность – установление психологической независимости во всех сферах: взглядах, суждениях, поступках. Период принятия ответственности за свою судьбу, адаптация к жизни, не всегда соответствующая актуальным внутренним установкам.
Анализ своих чувств и интимных отношений, поиск смысла и образа жизни, переживание одиночества, выбор профессии – это круг наиболее значимых проблем возраста.
Повышается самоконтроль и саморегуляция, но еще свойственно переменчивость настроения, чувствительность к оценке себя другими, расширяется диапазон социальных ролей. Эмоциональная напряженность еще сохраняется.
Ведущая деятельность – связь между познавательными и учебными интересами становиться постоянной, появляется избирательность в учебе. Отметка утрачивает свою побудительную силу, ему важны знания сами по себе, в значительной степени обеспечивающие будущее. Мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер. Определяется свой собственный стиль учебной работы.
Выбор профессии – это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом. Поиск определенного места в обществе, окончательное включение себя в жизнь социального целого (Выготский). Ранняя юность – это время формирования жизненных планов, самосознание.
Психологические особенности возраста:
1. Система отношений – формирование личной идентичности (Эриксон). Кризис состоит из: выборов (социальных, индивидуальных, личностных); идентификаций; самоопределений.
Идентичность – эмоциональнокогнетивное единство представлений о себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений. (Реан) – близко понятию самоопределение.
Самоопределение – это способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, умение переосмыслить собственную сущность. (Щедровицкий)
Этапы развития идентичности выделил Дж. Марша.
1. «Неопределенная размытая идентичность» - характеризуется тем, что индивид еще не выработал четких убеждений, не выбрал профессии и столкнулся с кризисом идентичности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.