В профессиональной работе практическому психологу приходиться занимать определенные позиции в зависимости от характера решаемых задач, временных ограничений и ресурсных возможностей.
1. Производство – проблема адаптации человека в той или иной сфере деятельности (профотбор, комплектация кадров, адаптация людей, экстремальные условия).
2. Рекламные агентства – профотбор, улучшение социально-психологического климата, решение личных проблем и т.д.; участие в разработке рекламных компаний, оценка рекламного материала, работа по поддержке рекламы, проведение маркетингов.
3. Экономика – изучение и формирование общественного мнения, развитие организации маркетингов, консультирование и обучение предпринимателей, менеджеров, руководителей.
4. Политическая сфера – участие в разработке и принятии решений политических деятелей, анализ динамики общественного мнения и нахождение путей воздействия на установки и настроения населения, оптимизация образа власти или политической структуры, создание психологических портретов оппонентов и партнеров.
5. Армия – проблемы адаптации персонала, знание в области этнопсихологии, территориальные отношения, снятие психологической напряженности, исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т.д.
6. Система МВД и УИН – люди в этой системе наделены властью, силой и правами. Существует целостная система психологической службы по профотбору, работе с персоналом, заключенными и подследственными. Абилитация – создание «новой» жизни: смена фамилии, места жительства, люди в местах лишения свободы начинают жить заново. Рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы прав. Имеет ряд отраслей: судебную, криминалистическую, исправительно-трудовую и др.
7. Служба занятости – с 1991г. решение глобальных проблем: массовое переучивание, коррекция личности в условиях социально-экономических проблем, профориентация выпускников.
8. Здравоохранение – социально-психологические аспекты лечебного процесса (изучение личности больного, его реакции на заболевание и болезнь, изучение процесса взаимодействия больного и врача) и социально-психологические аспекты организации здравоохранения (исследование стилей управления, групповой динамики в медицинских коллективах, конфликты в ходе выполнения профессиональной деятельности, профилактика синдрома «эмоционального выгорания»).
9. Психология труда – изучает закономерности трудовой деятельности (инженерная, авиационная, управленческая и т.д.) Каждая отрасль вырабатывает свои теоретические представления и включает более частные дисциплины.
Функции основные виды деятельности психолога:
1. Психопросвещение.
2. Психодиагностика.
3. Психотерапия и психокоррекция.
Практически весь набор проблем малой группы был представлен в работах этого направления.
Структура группы – это система ограничений, налагаемых на свободу элементов этой системы. Для того, чтобы структура работала надо ввести ограничения.
Норма – понятийный аппарат группы, регулирует взаимоотношения людей. Всегда способствует развитию личности; для личности хуже, если нормы не существует. Она влияет не только на личность, но и на группу. Любая норма действенна пока она ценностная.
Ценность – это личностный смысл; это ядро мотивов и потребностей человека.
Позиция – это положение человека в данной социальной системе. В соответствии с позицией формируется роль.
Хаймен:
1. Группа членства – ориентация на нормы, принятые в группе, каждого члена группы.
2. Референтные группы – члены группы разделяют нормы поведения принятые не в этой, а иной группе, на которые они ориентируются (эталон сравнения), хотя сами в нее не входят.
Можно выделить 3 основных направления в исследовании малых групп, сложившиеся в руслах различных исследовательских подходов:
- социометрическое;
- социологическое;
- школа «групповой динамики».
1. Социометрическое направление – связано с именем Дж. Морено. В рамках данного направления предполагалось исследование, лишь структуры психологических. Межличностных отношений, непосредственных эмоциональных контактов между людьми. Однако в данной методике аспект деятельности малых групп не просто не представлен, но умолчание о нем носит принципиальный характер: рождается представление о достаточности исследований только пласта собственно эмоциональных отношений. Введение «деловых» критериев социометрического выбора мало поправляет дело, т.к. не обеспечивает включения отношений деятельности в контексте исследования.
2. Социологическое направление – связано с именем Мэйо. При проведении эксперимента Мэйо получил новый факт – существование в малой группе двух типов структур: формальной и неформальной. Позже возникло целое направление в исследовании малых групп, связано преимущественно с анализом каждого из двух типов групповых структур, выявления соотносительного значения каждого из них в системе управления группой.
3. Школа «групповой динамики» - представляет собой наиболее «психологическое» направление исследований малых групп и связана и именем К. Левина. Основная проблематика исследования сводилась к следующему:
- какова природа групп,
- каковы условия их формирования,
- какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами,
- каковы условия их успешного функционирования.
Вся совокупность этих исследований получила название «групповой динамики». Большое внимание было уделено проблемам образования ТАКИХ характеристик группы, как норма, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, наконец, лидерство в группах. «Групповая динамика» исследовала
1. Производство – проблема адаптации человека в той или иной сфере деятельности (профотбор, комплектация кадров, адаптация людей, экстремальные условия).
2. Рекламные агентства – профотбор, улучшение социально-психологического климата, решение личных проблем и т.д.; участие в разработке рекламных компаний, оценка рекламного материала, работа по поддержке рекламы, проведение маркетингов.
3. Экономика – изучение и формирование общественного мнения, развитие организации маркетингов, консультирование и обучение предпринимателей, менеджеров, руководителей.
4. Политическая сфера – участие в разработке и принятии решений политических деятелей, анализ динамики общественного мнения и нахождение путей воздействия на установки и настроения населения, оптимизация образа власти или политической структуры, создание психологических портретов оппонентов и партнеров.
5. Армия – проблемы адаптации персонала, знание в области этнопсихологии, территориальные отношения, снятие психологической напряженности, исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т.д.
6. Система МВД и УИН – люди в этой системе наделены властью, силой и правами. Существует целостная система психологической службы по профотбору, работе с персоналом, заключенными и подследственными. Абилитация – создание «новой» жизни: смена фамилии, места жительства, люди в местах лишения свободы начинают жить заново. Рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы прав. Имеет ряд отраслей: судебную, криминалистическую, исправительно-трудовую и др.
7. Служба занятости – с 1991г. решение глобальных проблем: массовое переучивание, коррекция личности в условиях социально-экономических проблем, профориентация выпускников.
8. Здравоохранение – социально-психологические аспекты лечебного процесса (изучение личности больного, его реакции на заболевание и болезнь, изучение процесса взаимодействия больного и врача) и социально-психологические аспекты организации здравоохранения (исследование стилей управления, групповой динамики в медицинских коллективах, конфликты в ходе выполнения профессиональной деятельности, профилактика синдрома «эмоционального выгорания»).
9. Психология труда – изучает закономерности трудовой деятельности (инженерная, авиационная, управленческая и т.д.) Каждая отрасль вырабатывает свои теоретические представления и включает более частные дисциплины.
Функции основные виды деятельности психолога:
1. Психопросвещение.
2. Психодиагностика.
3. Психотерапия и психокоррекция.
Практически весь набор проблем малой группы был представлен в работах этого направления.
Структура группы – это система ограничений, налагаемых на свободу элементов этой системы. Для того, чтобы структура работала надо ввести ограничения.
Норма – понятийный аппарат группы, регулирует взаимоотношения людей. Всегда способствует развитию личности; для личности хуже, если нормы не существует. Она влияет не только на личность, но и на группу. Любая норма действенна пока она ценностная.
Ценность – это личностный смысл; это ядро мотивов и потребностей человека.
Позиция – это положение человека в данной социальной системе. В соответствии с позицией формируется роль.
Хаймен:
1. Группа членства – ориентация на нормы, принятые в группе, каждого члена группы.
2. Референтные группы – члены группы разделяют нормы поведения принятые не в этой, а иной группе, на которые они ориентируются (эталон сравнения), хотя сами в нее не входят.
Можно выделить 3 основных направления в исследовании малых групп, сложившиеся в руслах различных исследовательских подходов:
- социометрическое;
- социологическое;
- школа «групповой динамики».
1. Социометрическое направление – связано с именем Дж. Морено. В рамках данного направления предполагалось исследование, лишь структуры психологических. Межличностных отношений, непосредственных эмоциональных контактов между людьми. Однако в данной методике аспект деятельности малых групп не просто не представлен, но умолчание о нем носит принципиальный характер: рождается представление о достаточности исследований только пласта собственно эмоциональных отношений. Введение «деловых» критериев социометрического выбора мало поправляет дело, т.к. не обеспечивает включения отношений деятельности в контексте исследования.
2. Социологическое направление – связано с именем Мэйо. При проведении эксперимента Мэйо получил новый факт – существование в малой группе двух типов структур: формальной и неформальной. Позже возникло целое направление в исследовании малых групп, связано преимущественно с анализом каждого из двух типов групповых структур, выявления соотносительного значения каждого из них в системе управления группой.
3. Школа «групповой динамики» - представляет собой наиболее «психологическое» направление исследований малых групп и связана и именем К. Левина. Основная проблематика исследования сводилась к следующему:
- какова природа групп,
- каковы условия их формирования,
- какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами,
- каковы условия их успешного функционирования.
Вся совокупность этих исследований получила название «групповой динамики». Большое внимание было уделено проблемам образования ТАКИХ характеристик группы, как норма, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, наконец, лидерство в группах. «Групповая динамика» исследовала
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи