Концепция учения и средства обучения

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Признание инвариантности концепции и психодидактической модели учения в образовании и приоритетности учения перед преподаванием в обучении и переход к методу и модели самообучения позволило принципиально по-новому увидеть роль и место дидактических средств обучения.

Во-первых, проблема эффективности массового профессионального образования, его качества, интенсивности и экономичности, оказалась напрямую связана со способностью реализации образовательной системой личностно-ориентированного обучения, отвечающего и социальным потребностям, и психическим возможностям каждого индивида, каждого субъекта учения.

Во-вторых стало очевидным, что речь и другие действия самого преподавателя как средства прямой, непосредственной реализации дидактической функции преподавания – предъявление учебной информации, управление самим процессом учения и т.д. – в условиях массового поточно-группового нераздельного профессионального обучения не соответствуют психолого-физиологической природе познавательной и практической деятельности субъекта учения, а потому малоэффективны.

В-третьих, в связи с ростом требований к эффективности профессионального образования, росту потребности в количестве и качестве выпускаемых специалистов различной квалификации растет потребность в создании такой образовательной системы, которая бы смогла обеспечить вовлечение в образовательный процесс и достижения положительного результата в условиях неразделенного обучения значительного количества дееспособного населения.

Интерактивные средства самообучения

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Напоминаем, что один из концептуальных принципов преподавания гласит, что ведущими в формирующей деятельности преподавателя являются две функции. Это коммуникативно-стимулирующая функция, задачей которой является повышение активности обучающихся в учении, и дидактическая функция, связанная с предъявлением учебной информации, созданием дидактических средств обучения и формирующим воздействием преподавателя на сам процесс учения – управление учением, психологическая поддержка, слияние на развитие, воспитание, образование субъекта учения и т.п. При этом средствами обучения являются речь и действия преподавателя, а также дидактические (учебники, учебные пособия, методические указания, компьютерные программы и т.п.) и технические (лабораторное оборудование, компьютеры, компьютерные сети и т.п.) материальные объекты, предназначенные для обучения.

Сравнительный анализ психодидактической модели учения – концепции и концептуальных принципов учения, закономерностей психических процессов учения, инварианта и компонент эффективности учения, и элементов дидактической функции преподавания показывает следующее.

1. Предъявление группе обучающихся учебной информации преподавателем в вербальной форме:

· малоэффективно – в левополушарной памяти фиксируется до 10% услышанного, от которого через месяц остается 20% – результат монолога преподавателя перед группой обучающихся – 5% предъявленной учебной информации в памяти обучающихся, к.п.д. процесса хуже, чем у паровоза;

· противоречить концепции и в целом психодидактической модели учения, не обеспечивая условий для собственной самостоятельной, сугубо индивидуальной учебной деятельности обучающегося;

Виды занятий

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Все ныне практикуемые в системе профессионального образования виды занятий для всех форм обучения (лекционные, практические, лабораторные, коллоквиумы, семинары, выполнение контрольных, курсовых работ, проектов и т.п.) в условиях реализации технологии интерактивного самообучения можно свести к следующим двум основным видам:

· самостоятельная работа – аудиторная и внеаудиторная;

· лекционные занятия.

Аудиторная самостоятельная работа (АСР) является формой организации процесса интерактивного самообучения, выполняемая в рамках аудиторных учебных занятий по расписанию согласно учебному плану в присутствии преподавателя.

К основным видам АСР относятся:

· практические занятия;

· лабораторные занятия;

· семинарские занятия;

Метод обучения

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
В соответствии со сформулированными концепциями, принципами, моделями и инвариантами учения, преподавания и обучения можно, тем не менее, еще раз подтвердить незыблемость фундаментального дидактического принципа, согласно которому овладеть элементами накопленного человечеством опыта можно только через собственную, самостоятельную мыслительного типа учебно-познавательную и учебно-практическую деятельность субъекта учения, обучающегося – через учение.

Реализовать свое учение субъект может через:

· самоучение – метод учения, в котором собственная, самостоятельная учебно-познавательная и учебно-практическая деятельность субъекта учения никем не обусловлена и ничем не регламентирована;

· обучение – метод учения, в котором собственная, самостоятельная учебно-познавательная и учебно-практическая деятельность субъекта учения обусловлена формирующей деятельностью преподавателя и регламентирована системой образования.

При самоучении обучающийся сам выбирает цель и траекторию учения, состав и объем содержания, временные рамки. Очевидно, что эффективность самоучения зависит от большого количества объективных и субъективных факторов, что в целом позволяет с большой долей уверенности утверждать, что этот путь может осилить не каждый.

Сравнительный анализ методов и моделей обучения

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Концептуальные принципы интерактивного самообучения
Представленная выше концепция интерактивного самообучения позволяет разрешить объективно складывающиеся противоречия во взаимодействии между моделями учения и преподавания в рамках единого процесса обучения (образования). Опираясь на уже известные принципы обучения и самообучения сформулируем теперь основные концептуальные принципы интерактивного самообучения – ориентиры для разработки теоретических основ интерактивного самообучения, а следовательно и принципов дидактического и педагогического проектирования технологий интерактивного самообучения.

1. В самообучении учение первично, а преподавание вторично.

2. Субъект самообучения в своем учении не может быть непосредственным объектом преподавания.

3. Объектом учения и преподавания в интерактивном самообучении служат интерактивные дидактические средства самообучения.

4. Дидактическая функция преподавания полноценно и эффективно может быть реализована через посредство информационной среды интерактивного самообучения, создаваемой субъектом преподавания.

Структурирование содержания учения

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
В основе лежат понятия смыслового абзаца и смысловой (информационной) единицы.

1. Базовым смысловым элементом интерактивных средств самообучения (ИСС) являются смысловые абзацы – минимальные дозы учебной информации, содержащие определенную, законченную мысль. Обычно, при прочтении учебного текста, обучающийся читает его несколько раз, определяя, выделяя границы изложения определенной законченной мысли, которую излагает автор, а затем уже, в рамках этого отрезка текста, обучающийся приступает к действиям по его осмыслению и усвоению.

2. Для субъекта учения с хорошими навыками мыслительной деятельности, с высоким уровнем интеллектуального развития эти умственные операции и действия не вызывают больших затруднений. В случае же недостаточного развития, ослабления навыков мыслительной деятельности необходима косвенная помощь со стороны автора интерактивного средства самообучения в выделении этих смысловых абзацев путем, например, их оцифровки, кадрирования и т.п.

3. К этим смысловым абзацам добавляется и сопутствующая им, дополнительная, вспомогательная учебная информация, которая служит для пояснения, иллюстрации, уточнения мысли, содержащейся в этом абзаце.

Концепция интерактивного самообучения

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Концепция интерактивного самообучения базируется на ведущей идее, заключающейся в том, чтобы создать непротиворечивую, полнофункциональную модель массового, поточно-группового нераздельного самообучения, способную к реализации целостного образовательного процесса.

А это значит, что необходимо создать метод обучения, обеспечивающий полнофункциональное взаимодействие моделей учения и преподавания, полную актуализацию всех функций преподавания для значительного большинства субъектов учения в условиях их поточно-группового нераздельного самообучения. Кроме того, необходимо иметь возможность реализации целостного образовательного процесса, осуществляющего, наряду с учением, развитие и воспитание субъектов учения, их образование и способность к самообразованию, их умение учиться.

Рассмотренные ранее методы и модель самообучения – необходимое, но недостаточное условие для создания непротиворечивой, полнофункциональной модели обучения.

Действительно, в строгом соответствии с моделью учения, мы совершенно обосновано отдали приоритет в учебной деятельности субъектам учения. Но при этом субъект преподавания фактически утратил возможность прямого влияния на сам процесс учения, т.е. право на полноценное выполнение одной из своих ведущих функций – дидактической.

Методы и модель самообучения

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Самообучение – метод обучения, в которой собственная, самостоятельная учебно-познавательная и учебно-практическая деятельность субъектов учения является главной, ведущей, а формирующая деятельность субъекта преподавания – содействующей, способствующей (или мешающей) учению.

Из самого определения понятия «самообучение» становится ясной концепция самообучения – жесткая установка на необходимость непреложного соблюдения приоритета модели учения в условиях массового обучения. Отсюда следуют главные концептуальные принципы самообучения.

1. Самообучение – природосообразное обучение, т. к. в условиях самообучения по определению всегда учение первично, а преподавание вторично.

2. Индивиды в самообучении – всегда субъекты учения.

3. Преподавание в самообучении не должно противоречить концептуальным принципам учения, модели учения.

В условиях самообучения часть функций выполняет субъект преподавания, а все, что касается осуществления, самой учебной деятельности, самого учения, то эти функции субъект учения выполняет сам.

Формирующая деятельность субъекта преподавания, не противоречащая модели учения, связана с выполнением следующих функций:

· целеполагание;

Метод и модель авторитарного обучения

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Авторитарное обучение – метод обучения, в котором главной, ведущей является формирующая деятельность субъекта преподавания, а ведомой, пассивной – собственная учебная деятельность субъекта (субъектов) учения.

Концепция авторитарного обучения – учебная деятельность обучающегося осуществляется при прямом, непосредственном формирующем воздействии преподавателя.

Сформулируем концептуальные принципы авторитарной модели обучения.

1. Преподавание первично, а учение вторично в авторитарном обучении.

Авторитарный метод обучения реализуется всякий раз, когда преподаватель пытается осуществить дидактическую функцию преподавания в вербальной форме при массовом поточно-групповом нераздельном обучении. Это прямое, непосредственное предъявление учебной информации при внешнем управлении процессом учения, а также и другие действия, связанные с целенаправленным формирующим воздействием преподавателя на сам процесс учения. Примером тому могут служить лекционные занятий, групповые консультации и любой другой вид занятий, метод или прием обучения, где участвуют, как уже упоминалось выше, «молчащие ученики и ораторствующий преподаватель».

Метод самоучения

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Самоучение – учение, которое никем, кроме самого субъекта, не обусловлено, не управляется и не контролируется, и ничем не регламентировано.

Итак, в идеализированном, «чистом» методе самоучения преподавателя нет, субъект сам себя учит. При этом мы подразумеваем широкое толкование понятия «преподаватель» имея в виду любого индивида, сообщающего субъекту самоучения интересующие его сведения, ибо, в противном случае, это уже или индивидуальное авторитарное обучение, или диалогическое самообучение.

При самоучении субъект сам должен выполнить весь подготовительный информационно-мотивационный этап – аналитико-прогностическую и проектную работу по целеполаганию, отбору состава и объема содержания самоучения, траектории и временным рамкам учения и т.д.

Очевидно, что без внешней помощи профессионала-преподавателя в выбранной субъектом самоучения области общественной практики выполнить эту работу самостоятельно сможет далеко не каждый. Естественно, что у субъекта самоучения должна быть очень сильная потребность, а, следовательно, и мотивация в познании той профессиональной области, которую он выбрал.

Метод обучения

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Известно, что слово «метод» происходит от греческого methodos, что в буквальном смысле означает путь, подход к чему-либо.

На наш взгляд, в широком понимании метод – это установленный, выявленный подход к достижению определенного результата в том или ином виде деятельности при изменении одного или нескольких параметров этой деятельности.

В частности, метод обучения – подход к достижению цели обучения при изменении одного или нескольких параметров процесса обучения.

Например, существуют классификации методов обучения по уровню активности учащихся (Е.Я. Голант), уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), по источникам получения знаний (Е.И. Перовский и Д.О. Лордкипанидзе) и др. [5, С. 173-175].

В нашем случае классификационными параметрами методов обучения будут служить характеристики взаимодействия субъектов обучения – преподавателя и учащегося – и их сочетание, определяющие соответствующий метод учения, обучения, образования и область дидактического поля, занимаемого этим методом.

ДИДАКТО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ УЧЕНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Еще раз уточним, что в обучении есть два носителя осознанной активности – два субъекта обучения.

Это субъект преподавания, преподаватель – индивид, как носитель осознанной активности в своей формирующей процесс и результат учения деятельности, называемой преподаванием.

И это субъект учения, обучающийся – индивид, как носитель осознанной активности в своем учении – собственной, самоуправляемой, самостоятельной учебно-познавательной и учебно-практической деятельности по усвоению знаний и освоению действий и деятельностей.

Так как обучение, по определению, предполагает взаимосвязанный процесс, взаимодействие субъекта преподавания и субъекта (субъектов) учения, то в зависимости от наличия самого преподавателя, а если да, то от характера этого взаимодействия, в частности, например, уровня приоритета каждого из двух субъектов – участников этого процесса, уровня контролируемости учения и т.п. возможны различные методы учения, обучения и образования.

Рассмотрим эти методы с точки зрения их соответствия теоретико-методологическим основам профессионального обучения, природосообразной, непротиворечивой, полнофункциональной и эффективной модели обучения.

Но прежде уточним смысл самого понятия «метод обучения».