В соответствии со сформулированными концепциями, принципами, моделями и инвариантами учения, преподавания и обучения можно, тем не менее, еще раз подтвердить незыблемость фундаментального дидактического принципа, согласно которому овладеть элементами накопленного человечеством опыта можно только через собственную, самостоятельную мыслительного типа учебно-познавательную и учебно-практическую деятельность субъекта учения, обучающегося – через учение.
Реализовать свое учение субъект может через:
· самоучение – метод учения, в котором собственная, самостоятельная учебно-познавательная и учебно-практическая деятельность субъекта учения никем не обусловлена и ничем не регламентирована;
· обучение – метод учения, в котором собственная, самостоятельная учебно-познавательная и учебно-практическая деятельность субъекта учения обусловлена формирующей деятельностью преподавателя и регламентирована системой образования.
При самоучении обучающийся сам выбирает цель и траекторию учения, состав и объем содержания, временные рамки. Очевидно, что эффективность самоучения зависит от большого количества объективных и субъективных факторов, что в целом позволяет с большой долей уверенности утверждать, что этот путь может осилить не каждый.
Обучение, в свою очередь, может быть реализовано через:
· директивное, авторитарное обучение – метод обучения, в котором главной, ведущей является формирующая деятельность преподавателя, а ведомой, пассивной – собственная учебная деятельность субъекта учения;
· диалогическое, интерактивное обучение – метод обучения, построенный на двусторонней взаимной связи учебной деятельности субъекта учения и формирующей деятельности преподавателя с равными возможностями в диалоге для каждой из сторон;
· самообучение – метод обучения, в котором собственная, самостоятельная учебно-познавательная и учебно-практическая деятельность субъекта учения является главной, ведущей, а формирующая деятельность преподавателя – вспомогательной, способствующей (или мешающей) обучению.
Примером директивного, авторитарного метода обучения может служить любая односторонняя, вербальная форма передачи учебной информации преподавателем при групповом обучении. Очевидно, что в этих условиях обеспечить эффективную, собственную, самостоятельную мыслительного типа познавательную деятельность субъекта учения над учебным материалом невозможно.
Что касается диалогического, интерактивного метода обучения, то реально эффективность этого метода можно обеспечить только при индивидуальной форме обучения, когда интенсивность взаимосвязанной деятельности преподавателя и субъекта учения будет соответствовать познавательным способностям и интеллектуальному уровню развития обучающегося. Очевидно, что при групповом обучении эффективное интерактивное обучение невозможно.
В условиях самообучения формирующая деятельность преподавателя сегодня трактуется как сочетание функций отбора необходимого субъекту учения учебного материала, т.е. формирования содержания обучения, и организационного управления и контроля (педагогического менеджмента) процессом самообучения.
Вместе с тем жесткое условие соблюдения концепции и модели учения в самообучении приводит фактически к запрету всякого формирующего дидактического воздействия преподавателя на сам процесс учения, к потере важнейшей, ведущей дидактической функции преподавания. Это делает процесс самообучения непротиворечивым, но неполнофункциональным, что негативно сказывается на его эффективности.
Кроме того, на наш взгляд, эффективное самообучение возможно в условиях, когда формирующая деятельность преподавателя была бы направлена, наряду с перечисленными выше функциями, также и на помощь в формировании, развитии, восстановлении, поддержании навыков мыслительной деятельности, на максимальное использование возможностей психики, на воспитание нравственно-поведенческих, эмоционально-волевых качеств субъекта учения, на создание положительного эмоционального баланса в самообучении – на превращение процесса самообучение в целостный образовательный процесс, в процесс самообразования.
Это бы позволило быстрее и качественнее выйти большему количеству субъектов учения на понятийный уровень познавательного процесса, на уровень фундаментальных знаний, являющийся основой для эффективного профессионального обучения в условиях массового, поточно-группового нераздельного обучения.
Самообучение – необходимое, но недостаточное условие для эффективного профессионального обучения.
Достаточным условием для осуществления эффективного профессионального обучения, наряду с сохранением непротиворечивого процесса самообучения, восстановлением полнофункциональной формирующей деятельности преподавателя путем опосредованной реализации дидактической функции преподавания через специальным образом написанные, структурированные дидактические средства интерактивного самообучения.
Именно через управляющую, обучающе-развивающую информационную среду интерактивного самообучения можно опосредованно обеспечить реализацию не только непротиворечивой, полнофункциональной модели обучения, но и целостного образовательного процесса в условиях массового, поточно-группового нераздельного профессионального обучения.
При реализации эффективного, интерактивного самообучения принципиально меняется функция преподавателя в процессе обучения – функция прямой передачи учебной информации заменяется функцией формирования информационно-управляющей среды интерактивного самообучения, косвенно, опосредованно управляющей и контролирующей собственную, самостоятельную учебную деятельность субъекта учения, способствующей, помогающей формированию, развитию навыков мыслительной деятельности, интактной работе мозга, положительному эмоциональному балансу обучения – превращению технологии непротиворечивого, полнофункционального интерактивного самообучения в технологию целостного образовательного процесса, в технологию самообразования.
Очевидно, что среди перечисленных методов учения и обучения следует признать ведущим, основным метод интерактивного самообучения, т.к. именно этот метод позволяет реализовать непротиворечивую, полнофункциональную модель обучения и образования, добиться эффективной реализации дидактической функции преподавания в условиях массового профессионального обучения.
Примером интерактивного самообучения может служить учебная деятельность обучающегося под «управлением и контролем» компьютерных тренажеров, специальных управляющих учебных пособий и т.д., и т.п.
Итак, интерактивное самообучение с точки зрения эффективности профессионально-ориентированного обучения является наиболее перспективным, эффективным методом профессионального обучения, а потому должно стать основным, ведущим методом обучения в системе профессионального образования, инвариантным к различным видам занятий (семинарам, практическим и лабораторным занятиям и т.п.) и организационно-правовым формам обучения (очная, очно-заочная, заочная, экстернат, дистанционная).
Вместе с тем с точки зрения эффективности ни один из рассмотренных методов не является универсальным, так как не может обеспечить реализацию всех функций преподавания в полном объеме.
В частности, в условиях массового профессионального обучения наибольшей эффективностью при реализации информационно-стимулирующей компоненты коммуникативной функции обладает авторитарный метод, при индивидуальных формах обучения – диалогический, при обучении умственно одаренных индивидов – самообучение и т.п.
Так, например, лекционное занятие, представляющее собой элемент директивного обучения, выполняет важные информационную и стимулирующую задачи, способствующие повышению активности субъектов учения, а потому занимающее особое место в процессе обучения.
В целом же, наибольшего эффекта в обучении можно добиться путем использования совокупности методов, позволяющих достигнуть запланированного результата, поставленной цели обучения.
Реализовать свое учение субъект может через:
· самоучение – метод учения, в котором собственная, самостоятельная учебно-познавательная и учебно-практическая деятельность субъекта учения никем не обусловлена и ничем не регламентирована;
· обучение – метод учения, в котором собственная, самостоятельная учебно-познавательная и учебно-практическая деятельность субъекта учения обусловлена формирующей деятельностью преподавателя и регламентирована системой образования.
При самоучении обучающийся сам выбирает цель и траекторию учения, состав и объем содержания, временные рамки. Очевидно, что эффективность самоучения зависит от большого количества объективных и субъективных факторов, что в целом позволяет с большой долей уверенности утверждать, что этот путь может осилить не каждый.
Обучение, в свою очередь, может быть реализовано через:
· директивное, авторитарное обучение – метод обучения, в котором главной, ведущей является формирующая деятельность преподавателя, а ведомой, пассивной – собственная учебная деятельность субъекта учения;
· диалогическое, интерактивное обучение – метод обучения, построенный на двусторонней взаимной связи учебной деятельности субъекта учения и формирующей деятельности преподавателя с равными возможностями в диалоге для каждой из сторон;
· самообучение – метод обучения, в котором собственная, самостоятельная учебно-познавательная и учебно-практическая деятельность субъекта учения является главной, ведущей, а формирующая деятельность преподавателя – вспомогательной, способствующей (или мешающей) обучению.
Примером директивного, авторитарного метода обучения может служить любая односторонняя, вербальная форма передачи учебной информации преподавателем при групповом обучении. Очевидно, что в этих условиях обеспечить эффективную, собственную, самостоятельную мыслительного типа познавательную деятельность субъекта учения над учебным материалом невозможно.
Что касается диалогического, интерактивного метода обучения, то реально эффективность этого метода можно обеспечить только при индивидуальной форме обучения, когда интенсивность взаимосвязанной деятельности преподавателя и субъекта учения будет соответствовать познавательным способностям и интеллектуальному уровню развития обучающегося. Очевидно, что при групповом обучении эффективное интерактивное обучение невозможно.
В условиях самообучения формирующая деятельность преподавателя сегодня трактуется как сочетание функций отбора необходимого субъекту учения учебного материала, т.е. формирования содержания обучения, и организационного управления и контроля (педагогического менеджмента) процессом самообучения.
Вместе с тем жесткое условие соблюдения концепции и модели учения в самообучении приводит фактически к запрету всякого формирующего дидактического воздействия преподавателя на сам процесс учения, к потере важнейшей, ведущей дидактической функции преподавания. Это делает процесс самообучения непротиворечивым, но неполнофункциональным, что негативно сказывается на его эффективности.
Кроме того, на наш взгляд, эффективное самообучение возможно в условиях, когда формирующая деятельность преподавателя была бы направлена, наряду с перечисленными выше функциями, также и на помощь в формировании, развитии, восстановлении, поддержании навыков мыслительной деятельности, на максимальное использование возможностей психики, на воспитание нравственно-поведенческих, эмоционально-волевых качеств субъекта учения, на создание положительного эмоционального баланса в самообучении – на превращение процесса самообучение в целостный образовательный процесс, в процесс самообразования.
Это бы позволило быстрее и качественнее выйти большему количеству субъектов учения на понятийный уровень познавательного процесса, на уровень фундаментальных знаний, являющийся основой для эффективного профессионального обучения в условиях массового, поточно-группового нераздельного обучения.
Самообучение – необходимое, но недостаточное условие для эффективного профессионального обучения.
Достаточным условием для осуществления эффективного профессионального обучения, наряду с сохранением непротиворечивого процесса самообучения, восстановлением полнофункциональной формирующей деятельности преподавателя путем опосредованной реализации дидактической функции преподавания через специальным образом написанные, структурированные дидактические средства интерактивного самообучения.
Именно через управляющую, обучающе-развивающую информационную среду интерактивного самообучения можно опосредованно обеспечить реализацию не только непротиворечивой, полнофункциональной модели обучения, но и целостного образовательного процесса в условиях массового, поточно-группового нераздельного профессионального обучения.
Рис. 6.1.
При реализации эффективного, интерактивного самообучения принципиально меняется функция преподавателя в процессе обучения – функция прямой передачи учебной информации заменяется функцией формирования информационно-управляющей среды интерактивного самообучения, косвенно, опосредованно управляющей и контролирующей собственную, самостоятельную учебную деятельность субъекта учения, способствующей, помогающей формированию, развитию навыков мыслительной деятельности, интактной работе мозга, положительному эмоциональному балансу обучения – превращению технологии непротиворечивого, полнофункционального интерактивного самообучения в технологию целостного образовательного процесса, в технологию самообразования.
Очевидно, что среди перечисленных методов учения и обучения следует признать ведущим, основным метод интерактивного самообучения, т.к. именно этот метод позволяет реализовать непротиворечивую, полнофункциональную модель обучения и образования, добиться эффективной реализации дидактической функции преподавания в условиях массового профессионального обучения.
Примером интерактивного самообучения может служить учебная деятельность обучающегося под «управлением и контролем» компьютерных тренажеров, специальных управляющих учебных пособий и т.д., и т.п.
Итак, интерактивное самообучение с точки зрения эффективности профессионально-ориентированного обучения является наиболее перспективным, эффективным методом профессионального обучения, а потому должно стать основным, ведущим методом обучения в системе профессионального образования, инвариантным к различным видам занятий (семинарам, практическим и лабораторным занятиям и т.п.) и организационно-правовым формам обучения (очная, очно-заочная, заочная, экстернат, дистанционная).
Вместе с тем с точки зрения эффективности ни один из рассмотренных методов не является универсальным, так как не может обеспечить реализацию всех функций преподавания в полном объеме.
В частности, в условиях массового профессионального обучения наибольшей эффективностью при реализации информационно-стимулирующей компоненты коммуникативной функции обладает авторитарный метод, при индивидуальных формах обучения – диалогический, при обучении умственно одаренных индивидов – самообучение и т.п.
Так, например, лекционное занятие, представляющее собой элемент директивного обучения, выполняет важные информационную и стимулирующую задачи, способствующие повышению активности субъектов учения, а потому занимающее особое место в процессе обучения.
В целом же, наибольшего эффекта в обучении можно добиться путем использования совокупности методов, позволяющих достигнуть запланированного результата, поставленной цели обучения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи