Концептуальные принципы интерактивного самообучения
Представленная выше концепция интерактивного самообучения позволяет разрешить объективно складывающиеся противоречия во взаимодействии между моделями учения и преподавания в рамках единого процесса обучения (образования). Опираясь на уже известные принципы обучения и самообучения сформулируем теперь основные концептуальные принципы интерактивного самообучения – ориентиры для разработки теоретических основ интерактивного самообучения, а следовательно и принципов дидактического и педагогического проектирования технологий интерактивного самообучения.
1. В самообучении учение первично, а преподавание вторично.
2. Субъект самообучения в своем учении не может быть непосредственным объектом преподавания.
3. Объектом учения и преподавания в интерактивном самообучении служат интерактивные дидактические средства самообучения.
4. Дидактическая функция преподавания полноценно и эффективно может быть реализована через посредство информационной среды интерактивного самообучения, создаваемой субъектом преподавания.
5. Ведущими, главными среди функций преподавания, реализуемых субъектом преподавания в модели интерактивного самообучения, являются:
· стимулирование активности субъектов в учении;
· создание информационной среды интерактивного самообучения.
Интерактивное самообучение – ведущая модель обучения
Итак, ранее мы рассмотрели модели самоучения, авторитарного и интерактивного обучения, самообучения и интерактивного самообучения. каждая из этих моделей имеет свои особенности, область применения, решаемые образовательные задачи, свое дидактическое и образовательное поле в реальном образовательном процессе.
Так, в частности, реализация модели самоучения предъявляет к субъекту самоучения самые высокие требования с точки зрения уровня развития его познавательной, мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер. С учетом данных известного психолога Г. Айзенка о распределении людей по уровню их умственного развития, можно предположить, что модель самоучения может быть успешно реализована людьми с высоким и сверхвысоким интеллектом (0,5% от общего количества обучающихся, IQ >140), что говорит об исключительности самого факта успешной реализации этой модели учения.
Пример авторитарной модели обучения при групповом нераздельном обучении – это метод, когда преподаватель вербально предъявляет учебную информацию группе обучающихся, в составе которой есть и умственно одаренные (3,5% от обучающихся IQ >130), и с умственным развитием выше среднего (21,5% от обучающихся 110 110), но и индивиды со средним умственным развитием (50% от всех обучающих IQ <110) и даже какая-то часть из категорий обучающихся с умственным развитием ниже среднего, но с достаточно развитыми мотивационно-потребностной и эмоционально волевой сферами (ориентировочную около 10% от обучающих IQ <80). Это, в конечном итоге, даст возможность гарантированного, качественного обучения 85-90% обучающихся, что позволяет рассматривать модель интерактивного самообучения как основную, ведущую в массовом профессиональном обучении. Если учесть, что субъект преподавания может реализовать многофункциональную интерактивную среду самообучения, наделив ее способностью опосредованно, косвенно реализовать целостный образовательный процесс, включающий и развитие, и воспитание (социализацию) субъектов самообучения, то можно говорить об основной ведущей роли интерактивного самообучения в массовом, профессиональном образовательном процессе.
При этом роль субъекта преподавания не только не умаляется, но и усиливается, принципиально при этом изменяясь. Главные задачи, решаемые преподавателями в дидактической системе интерактивного самообучения – создание каждым преподавателем адаптированной, управляющей, информационно-образовательной среды интерактивного самообучения, информационно-стимулирующее воздействие на обучающихся с целью их мотивации к активности в самообучении, организационное управление (менеджмент) самообучения и контроль за уровнем и оценка качества самообучения.
Таким образом, в зависимости от конкретных целей обучения, может быть реализована та или иная модель обучения.
авторитарная –– информационно –– стимулирующая функции в рамках лекционного занятия
интерактивная –– прямое дидактическое воздействие при индивидуальной консультационной помощи, индивидуальное самообучение – для 20% очных занятий
интерактивное самообучение и учение –– косвенное дидактическое воздействие при групповом, нераздельном обучении (для 60% – 20%).
Но так как все: и воспитание, и развитие это, в конечном итоге учение (через собственный интерес, через убеждения), то ведущей моделью обучения при групповом нераздельном обучении следует признать модель интерактивного самообучения, с помощью которой можно осуществить и эффективное учение, и эффективное воспитание, и эффективное развитие – иначе говоря, эффективное образование личности, эффективный целостный образовательный процесс.
Представленная выше концепция интерактивного самообучения позволяет разрешить объективно складывающиеся противоречия во взаимодействии между моделями учения и преподавания в рамках единого процесса обучения (образования). Опираясь на уже известные принципы обучения и самообучения сформулируем теперь основные концептуальные принципы интерактивного самообучения – ориентиры для разработки теоретических основ интерактивного самообучения, а следовательно и принципов дидактического и педагогического проектирования технологий интерактивного самообучения.
1. В самообучении учение первично, а преподавание вторично.
2. Субъект самообучения в своем учении не может быть непосредственным объектом преподавания.
3. Объектом учения и преподавания в интерактивном самообучении служат интерактивные дидактические средства самообучения.
4. Дидактическая функция преподавания полноценно и эффективно может быть реализована через посредство информационной среды интерактивного самообучения, создаваемой субъектом преподавания.
5. Ведущими, главными среди функций преподавания, реализуемых субъектом преподавания в модели интерактивного самообучения, являются:
· стимулирование активности субъектов в учении;
· создание информационной среды интерактивного самообучения.
Интерактивное самообучение – ведущая модель обучения
Итак, ранее мы рассмотрели модели самоучения, авторитарного и интерактивного обучения, самообучения и интерактивного самообучения. каждая из этих моделей имеет свои особенности, область применения, решаемые образовательные задачи, свое дидактическое и образовательное поле в реальном образовательном процессе.
Так, в частности, реализация модели самоучения предъявляет к субъекту самоучения самые высокие требования с точки зрения уровня развития его познавательной, мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер. С учетом данных известного психолога Г. Айзенка о распределении людей по уровню их умственного развития, можно предположить, что модель самоучения может быть успешно реализована людьми с высоким и сверхвысоким интеллектом (0,5% от общего количества обучающихся, IQ >140), что говорит об исключительности самого факта успешной реализации этой модели учения.
Пример авторитарной модели обучения при групповом нераздельном обучении – это метод, когда преподаватель вербально предъявляет учебную информацию группе обучающихся, в составе которой есть и умственно одаренные (3,5% от обучающихся IQ >130), и с умственным развитием выше среднего (21,5% от обучающихся 110
При этом роль субъекта преподавания не только не умаляется, но и усиливается, принципиально при этом изменяясь. Главные задачи, решаемые преподавателями в дидактической системе интерактивного самообучения – создание каждым преподавателем адаптированной, управляющей, информационно-образовательной среды интерактивного самообучения, информационно-стимулирующее воздействие на обучающихся с целью их мотивации к активности в самообучении, организационное управление (менеджмент) самообучения и контроль за уровнем и оценка качества самообучения.
Таким образом, в зависимости от конкретных целей обучения, может быть реализована та или иная модель обучения.
авторитарная –– информационно –– стимулирующая функции в рамках лекционного занятия
интерактивная –– прямое дидактическое воздействие при индивидуальной консультационной помощи, индивидуальное самообучение – для 20% очных занятий
интерактивное самообучение и учение –– косвенное дидактическое воздействие при групповом, нераздельном обучении (для 60% – 20%).
Но так как все: и воспитание, и развитие это, в конечном итоге учение (через собственный интерес, через убеждения), то ведущей моделью обучения при групповом нераздельном обучении следует признать модель интерактивного самообучения, с помощью которой можно осуществить и эффективное учение, и эффективное воспитание, и эффективное развитие – иначе говоря, эффективное образование личности, эффективный целостный образовательный процесс.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи