Авторитарное обучение – метод обучения, в котором главной, ведущей является формирующая деятельность субъекта преподавания, а ведомой, пассивной – собственная учебная деятельность субъекта (субъектов) учения.
Концепция авторитарного обучения – учебная деятельность обучающегося осуществляется при прямом, непосредственном формирующем воздействии преподавателя.
Сформулируем концептуальные принципы авторитарной модели обучения.
1. Преподавание первично, а учение вторично в авторитарном обучении.
Авторитарный метод обучения реализуется всякий раз, когда преподаватель пытается осуществить дидактическую функцию преподавания в вербальной форме при массовом поточно-групповом нераздельном обучении. Это прямое, непосредственное предъявление учебной информации при внешнем управлении процессом учения, а также и другие действия, связанные с целенаправленным формирующим воздействием преподавателя на сам процесс учения. Примером тому могут служить лекционные занятий, групповые консультации и любой другой вид занятий, метод или прием обучения, где участвуют, как уже упоминалось выше, «молчащие ученики и ораторствующий преподаватель».
В этом случае субъекты учения превращаются в объекты обучения, а обучающиеся становятся обучаемыми – налицо явное противоречие с концепцией и концептуальными принципами учения, закономерностями психических процессов учения, инвариантом эффективности учения, так как нарушается принцип строгой индивидуализации в учении. Перед преподавателем, в аудитории, при достаточно большой численности студентов сидят 60% «середнячков», 20% студентов с повышенным интеллектом и умственно одаренных и 17% студентов с пониженным интеллектом. Умственно отсталых (3%) в аудитории, будем надеяться, нет. Лекцию читает опытный, хорошо подготовленный преподаватель на высоком теоретическом уровне. На какую группу студентов из перечисленных выше рассчитан темп чтения лекции, темп предъявления учебной информации?
Ведь студент должен во время лекции усвоить, осмыслить, осознать и записать учебную информацию, т.е. должен иметь место в таком случае мыслительный тип процесса учения с присущими ему функциональными особенностями. По существу же на лекционном занятии для большинства присутствующих обеспечены условия только для информационного типа учения, с усвоением информации на уровне восприятия общих представлений об изучаемом явлении, объекте, процессе.
Информационно-мотивационное воздействие на обучающихся при массовом, поточно групповом нераздельном обучении для предварительной ориентировки обучающихся в целях и содержании обучения и возбуждения интереса к изучаемой дисциплине, профессии и учению.
2. Индивид в авторитарном обучении – объект преподавания, ведомый, обучаемый.
3. Преподавание в авторитарном обучении противоречит концептуальным принципам учения, модели учения, т.к. основано на целенаправленном, прямом воздействии на сам процесс учения.
4. Авторитарное обучение обеспечивает условия только для информационного типа процесса учения информационного восприятия на уровне общих представлений об изучаемом учебном материале.
Конечно, подбором темпа предъявления учебной информации и другими приемами опытный преподаватель сможет обеспечить мыслительный тип процесса учения для некоторой части аудитории. Тем не менее очевидно, что в условиях авторитарного метода обучения обеспечить эффективную собственную, самостоятельную, мыслительного типа познавательную деятельность над учебной информацией каждого субъекта учения в группе принципиально невозможно. Ведь цель и траекторию учения, состав и объем содержания учебной информации, временные рамки, стратегию и тактику, темп учения планирует и задает субъект преподавания без учета индивидуальных особенностей каждого субъекта учения.
5. В условиях авторитарного обучения принципиально невозможно учесть в обучении индивидуальные особенности каждого обучающегося – осуществить личностно-ориентированное обучение.
При этом нарушается принцип строгой индивидуализации в учении, усвоение предъявленных знаний для большинства субъектов учения происходит в основном на информационном уровне восприятия, а сама по себе вербальная форма предъявления учебной информации является малоэффективной, для выхода на понятийный уровень, на уровень фундаментальных знаний и для достаточно глубокого усвоения учебной информации.
Действительно, при вербальной форме предъявления информации фиксируется до 10% ее объема, а в памяти остается через неделю 25%, а через месяц 20% этой информации, что в конечном итоге дает усвоение на уровне 2,5 – 2,0%. Конечно опытный лектор широко сопровождает лекцию визуальными и другими формами предъявления информации, что увеличивает до 50% фиксацию информации и дает усвоение до 10%, но этого явно недостаточно.
6. При поточно-групповом нераздельном обучении в условиях авторитарного обучения индивидуализация в обучении отсутствует.
7. Авторитарное обучение для выполнения дидактической функции преподавания в условиях поточно-группового нераздельного обучения малоэффективно.
Результат применения авторитарного обучения к решению проблемы образования и обучения, в частности, в общеобразовательной школе приведены в цитате, взятой из работы Фокина Ю.Г., где он характеризует деятельность учителя, отвечающего педагогической парадигме в образовании.
«Деятельность учителя, отвечающая такой парадигме, ориентирована на воспитание, требовательность, передачу знаний, предписание, принуждение, ежедневные задания и их контроль… При таком подходе школьник неминуемо оказывается в положении воспитуемого, ведомого, что может приводить к пассивности в учении, к стремлению учащихся любым путем не получить неудовлетворительную оценку, к потере интереса» [6, С.37].
И вместе с тем мало кто отважится утверждать, что, например, такая форма авторитарного обучения, как лекционное занятие, малоэффективна. Нет, это глубочайшее заблуждение. Просто надо поставить в соответствие дидактические и педагогические задачи, решаемые на лекционном занятии, с его возможностями. Вместо стремления преподавателя добиться на лекционном занятии усвоения студентами фундаментальных знаний, необходимо, воспользовавшись возможностями авторитарного метода, обеспечить усвоение учебной информации на уровне восприятия общих представлений об изучаемом. Это позволит сориентировать студента в содержании учебного материала, который ему предстоит самостоятельно изучить, стимулировать его, пробудить интерес, мотивировать его дальнейшее, глубокое, на теоретическом уровне, самостоятельное изучение этого учебного материала.
Предпосылками эффективной реализации авторитарного метода предъявления учебной информации являются:
· «живое» общение преподавателя с обучающимися, как самой эффективной форме целенаправленного воздействия на массовую аудиторию;
· доступность, образность, эмоциональность изложения сложного учебного материала, сопровождаемая многоканальным (мультимедийным) предъявлением и, соответственно, воздействием этой информации для ее лучшего закрепления в памяти у большинства присутствующих.
Объективными признаками соответствия возможностей и фактической реализации авторитарного метода служат:
· тишина в аудитории, большинство присутствующих Вас внимательно слушает, Вы «захватили» их внимание;
· студент, слушатель, отсутствовавший по какой-либо причине на нескольких лекционных занятиях, на очередном занятии не испытывает непреодолимых проблем в понимании излагаемого учебного материала.
Лекционное занятие, проведенное сообразно с его возможностями, по праву занимает ведущее место как одна из наиболее эффективных форм реализации авторитарного метода обучения для ориентирования, стимулирования и мотивации учения. Как известно, впервые такую группу методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности выделил Ю.К. Бабанский [7].
8. Авторитарное обучение обладает потенциально высокой эффективностью и инвариантностью к количеству обучающихся при реализации информационно-стимулирующей компоненты коммуникативной функции преподавания.
В целом же можно сказать, что авторитарный метод предъявления информации для различных аудиторий – это мощный инструмент целенаправленного воздействия на практически неограниченное по численности количество людей при условии его тонкой настройки на воспринимающую аудиторию по уровню сложности, форме, способу, эмоциональному фону подачи информации.
Это и учебное занятие, где обучающимся, учащимся и студентам, сообщают сведения, о которых они слышат впервые, и учебное занятие в системе дополнительного профессионального образования, где слушатели-специалисты повышают свою квалификацию или проходят переподготовку для получения новой квалификации. Это и научная конференция, где присутствуют специалисты одного профессионального направления, но разных научных интересов, это и защита диссертаций и т.д. К этому списку можно добавить и выступление политика перед избирателями и т.п.
Концепция авторитарного обучения – учебная деятельность обучающегося осуществляется при прямом, непосредственном формирующем воздействии преподавателя.
Сформулируем концептуальные принципы авторитарной модели обучения.
1. Преподавание первично, а учение вторично в авторитарном обучении.
Авторитарный метод обучения реализуется всякий раз, когда преподаватель пытается осуществить дидактическую функцию преподавания в вербальной форме при массовом поточно-групповом нераздельном обучении. Это прямое, непосредственное предъявление учебной информации при внешнем управлении процессом учения, а также и другие действия, связанные с целенаправленным формирующим воздействием преподавателя на сам процесс учения. Примером тому могут служить лекционные занятий, групповые консультации и любой другой вид занятий, метод или прием обучения, где участвуют, как уже упоминалось выше, «молчащие ученики и ораторствующий преподаватель».
В этом случае субъекты учения превращаются в объекты обучения, а обучающиеся становятся обучаемыми – налицо явное противоречие с концепцией и концептуальными принципами учения, закономерностями психических процессов учения, инвариантом эффективности учения, так как нарушается принцип строгой индивидуализации в учении. Перед преподавателем, в аудитории, при достаточно большой численности студентов сидят 60% «середнячков», 20% студентов с повышенным интеллектом и умственно одаренных и 17% студентов с пониженным интеллектом. Умственно отсталых (3%) в аудитории, будем надеяться, нет. Лекцию читает опытный, хорошо подготовленный преподаватель на высоком теоретическом уровне. На какую группу студентов из перечисленных выше рассчитан темп чтения лекции, темп предъявления учебной информации?
Ведь студент должен во время лекции усвоить, осмыслить, осознать и записать учебную информацию, т.е. должен иметь место в таком случае мыслительный тип процесса учения с присущими ему функциональными особенностями. По существу же на лекционном занятии для большинства присутствующих обеспечены условия только для информационного типа учения, с усвоением информации на уровне восприятия общих представлений об изучаемом явлении, объекте, процессе.
Информационно-мотивационное воздействие на обучающихся при массовом, поточно групповом нераздельном обучении для предварительной ориентировки обучающихся в целях и содержании обучения и возбуждения интереса к изучаемой дисциплине, профессии и учению.
2. Индивид в авторитарном обучении – объект преподавания, ведомый, обучаемый.
3. Преподавание в авторитарном обучении противоречит концептуальным принципам учения, модели учения, т.к. основано на целенаправленном, прямом воздействии на сам процесс учения.
4. Авторитарное обучение обеспечивает условия только для информационного типа процесса учения информационного восприятия на уровне общих представлений об изучаемом учебном материале.
Конечно, подбором темпа предъявления учебной информации и другими приемами опытный преподаватель сможет обеспечить мыслительный тип процесса учения для некоторой части аудитории. Тем не менее очевидно, что в условиях авторитарного метода обучения обеспечить эффективную собственную, самостоятельную, мыслительного типа познавательную деятельность над учебной информацией каждого субъекта учения в группе принципиально невозможно. Ведь цель и траекторию учения, состав и объем содержания учебной информации, временные рамки, стратегию и тактику, темп учения планирует и задает субъект преподавания без учета индивидуальных особенностей каждого субъекта учения.
5. В условиях авторитарного обучения принципиально невозможно учесть в обучении индивидуальные особенности каждого обучающегося – осуществить личностно-ориентированное обучение.
При этом нарушается принцип строгой индивидуализации в учении, усвоение предъявленных знаний для большинства субъектов учения происходит в основном на информационном уровне восприятия, а сама по себе вербальная форма предъявления учебной информации является малоэффективной, для выхода на понятийный уровень, на уровень фундаментальных знаний и для достаточно глубокого усвоения учебной информации.
Действительно, при вербальной форме предъявления информации фиксируется до 10% ее объема, а в памяти остается через неделю 25%, а через месяц 20% этой информации, что в конечном итоге дает усвоение на уровне 2,5 – 2,0%. Конечно опытный лектор широко сопровождает лекцию визуальными и другими формами предъявления информации, что увеличивает до 50% фиксацию информации и дает усвоение до 10%, но этого явно недостаточно.
6. При поточно-групповом нераздельном обучении в условиях авторитарного обучения индивидуализация в обучении отсутствует.
7. Авторитарное обучение для выполнения дидактической функции преподавания в условиях поточно-группового нераздельного обучения малоэффективно.
Результат применения авторитарного обучения к решению проблемы образования и обучения, в частности, в общеобразовательной школе приведены в цитате, взятой из работы Фокина Ю.Г., где он характеризует деятельность учителя, отвечающего педагогической парадигме в образовании.
«Деятельность учителя, отвечающая такой парадигме, ориентирована на воспитание, требовательность, передачу знаний, предписание, принуждение, ежедневные задания и их контроль… При таком подходе школьник неминуемо оказывается в положении воспитуемого, ведомого, что может приводить к пассивности в учении, к стремлению учащихся любым путем не получить неудовлетворительную оценку, к потере интереса» [6, С.37].
И вместе с тем мало кто отважится утверждать, что, например, такая форма авторитарного обучения, как лекционное занятие, малоэффективна. Нет, это глубочайшее заблуждение. Просто надо поставить в соответствие дидактические и педагогические задачи, решаемые на лекционном занятии, с его возможностями. Вместо стремления преподавателя добиться на лекционном занятии усвоения студентами фундаментальных знаний, необходимо, воспользовавшись возможностями авторитарного метода, обеспечить усвоение учебной информации на уровне восприятия общих представлений об изучаемом. Это позволит сориентировать студента в содержании учебного материала, который ему предстоит самостоятельно изучить, стимулировать его, пробудить интерес, мотивировать его дальнейшее, глубокое, на теоретическом уровне, самостоятельное изучение этого учебного материала.
Предпосылками эффективной реализации авторитарного метода предъявления учебной информации являются:
· «живое» общение преподавателя с обучающимися, как самой эффективной форме целенаправленного воздействия на массовую аудиторию;
· доступность, образность, эмоциональность изложения сложного учебного материала, сопровождаемая многоканальным (мультимедийным) предъявлением и, соответственно, воздействием этой информации для ее лучшего закрепления в памяти у большинства присутствующих.
Объективными признаками соответствия возможностей и фактической реализации авторитарного метода служат:
· тишина в аудитории, большинство присутствующих Вас внимательно слушает, Вы «захватили» их внимание;
· студент, слушатель, отсутствовавший по какой-либо причине на нескольких лекционных занятиях, на очередном занятии не испытывает непреодолимых проблем в понимании излагаемого учебного материала.
Лекционное занятие, проведенное сообразно с его возможностями, по праву занимает ведущее место как одна из наиболее эффективных форм реализации авторитарного метода обучения для ориентирования, стимулирования и мотивации учения. Как известно, впервые такую группу методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности выделил Ю.К. Бабанский [7].
8. Авторитарное обучение обладает потенциально высокой эффективностью и инвариантностью к количеству обучающихся при реализации информационно-стимулирующей компоненты коммуникативной функции преподавания.
В целом же можно сказать, что авторитарный метод предъявления информации для различных аудиторий – это мощный инструмент целенаправленного воздействия на практически неограниченное по численности количество людей при условии его тонкой настройки на воспринимающую аудиторию по уровню сложности, форме, способу, эмоциональному фону подачи информации.
Это и учебное занятие, где обучающимся, учащимся и студентам, сообщают сведения, о которых они слышат впервые, и учебное занятие в системе дополнительного профессионального образования, где слушатели-специалисты повышают свою квалификацию или проходят переподготовку для получения новой квалификации. Это и научная конференция, где присутствуют специалисты одного профессионального направления, но разных научных интересов, это и защита диссертаций и т.д. К этому списку можно добавить и выступление политика перед избирателями и т.п.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи