Самоучение – учение, которое никем, кроме самого субъекта, не обусловлено, не управляется и не контролируется, и ничем не регламентировано.
Итак, в идеализированном, «чистом» методе самоучения преподавателя нет, субъект сам себя учит. При этом мы подразумеваем широкое толкование понятия «преподаватель» имея в виду любого индивида, сообщающего субъекту самоучения интересующие его сведения, ибо, в противном случае, это уже или индивидуальное авторитарное обучение, или диалогическое самообучение.
При самоучении субъект сам должен выполнить весь подготовительный информационно-мотивационный этап – аналитико-прогностическую и проектную работу по целеполаганию, отбору состава и объема содержания самоучения, траектории и временным рамкам учения и т.д.
Очевидно, что без внешней помощи профессионала-преподавателя в выбранной субъектом самоучения области общественной практики выполнить эту работу самостоятельно сможет далеко не каждый. Естественно, что у субъекта самоучения должна быть очень сильная потребность, а, следовательно, и мотивация в познании той профессиональной области, которую он выбрал.
Отбираемые для изучения сведения опосредованы, но специально для учения не приспособлены. Это монографии, научные статьи и публикации в периодической печати и т.п. на том или ином виде носителя информации. Если же субъект самоучения воспользуется специальным образом структурированным дидактическим средством, то это уже будет элементом самообучения.
Субъект сам управляет своим учением и может в учении подняться от уровня информационного восприятия общих представлений до мыслительного, понятийного уровня, уровня системообразующих фундаментальных знаний.
Что касается усвоения знаний, то если субъект самоучения интуитивно или по подсказке станет усваивать знания через освоение действий и деятельностей, содержащих эти знания, то это уже будет метод ускоренного самоучения.
Самое важное и интересное, на наш взгляд, в исследовании идеализированного, «чистого» процесса самоучения состоит в понимании той огромной роли в результативности самоучения для будущей профессиональной деятельности, какую играет внутренний самоконтроль и самокоррекция.
Действительно, если исключить внутренний самоконтроль, то очевидно, что субъект самоучения не сможет в своем самоучении подняться выше уровня информационного восприятия. Он будет иметь общие представления о той профессиональной области, которую он выбрал, но системообразующих, фундаментальных знаний в этой области у него не будет, а потому продуктивно работать в этой профессиональной области он не сможет.
И в то же время история науки, техники, да и обыденная жизнь дает нам немало примеров великолепных результатов деятельности «самоучек» – людей достигших самостоятельно, без специального образования высокого уровня продуктивного, творческого профессионализма в той или иной области общественной практики. Причина такого успеха в высоком уровне самоконтроля, внутренней требовательности к себе при удовлетворении своей познавательной потребности, сильно развитой эмоционально-волевой сфере, целеустремленности и т.п. – всего того, что характеризует настоящую личность. Именно цикл внутреннего саморазвития, включающий самоконтроль, самокорекцию и самоуправление учением, и является механизмом саморазвития, самовоспитания и самообразования личности.
Взятое из самоучения понимание механизма саморазвития позволяет проектировать встраивание механизма саморазвивающего учения, самовоспитания и самообразования в любой метод учения, обучения и преобразования их в методы образования.
Особенно важен полученный вывод для профессионального образования, перед которым стоит задача качественного, интенсивного и экономического массового обучения, переподготовки, повышения квалификации большого количества специалистов в условиях быстрой смены технологий и оборудования.
Научить учиться, воспитать способность к напряженному, продуктивному интеллектуальному труду, к творчеству, овладеть навыками и умением усваивать знания и осваивать действия и деятельности нужно через формирование устойчивого цикла внутреннего саморазвития с высоким уровнем самоконтроля.
Но в представленной на рис. 3.3 б структурной схеме развивающего самоучения – самообразования – есть один принципиальный недостаток – отсутствие внешнего объективного контроля и коррекции, что делает результат самоучения и самообразования непредсказуемым, зависящим от состояния познавательной и эмоционально волевой сфер, качеств личности субъекта самоучения, его умению учиться. В частности, по данным В.П. Беспалько, подтвержденными нами многочисленными наблюдениями и измерениями, коэффициент усвоения в случае неконтролируемого самообразования в среднем не превышает Ку≈ 0,5 (при Ку≥0,7 для завершенного учения) из-за «иллюзии усвоения» [5, С. 119].
В целом, методы самоучения представляют значительный научно-методологический и практический интерес.
В методологическом плане в идеализованной модели самоучения четко просматривается влияние каждого из параметров на тот или иной метод самоучения. В частности из модели самоучения очевидно, что ни о какой управляемости, алгоритмизации управления природосообразным учением, широко обсуждаемой в научных публикациях, не может быть и речи, так как это всегда, в конечном итоге, будет внешним, навязываемым управлением учения, не учитывающим личностные, индивидуальные особенности субъекта учения.
Природосообразное учение всегда самоуправляемо!
Конечно, говорить о широком применении метода самоучения в массовом профессиональном образовании будет не совсем реально, ибо его эффективность зависит от большого количества объективных и субъективных факторов, что в целом позволяет с большой долей уверенности утверждать, что этот путь может осилить далеко не каждый. Кстати, напоминаем о тех трудностях, с которыми могут столкнуться и те, из учащихся, кто выбрал путь самоучения. На наш взгляд, эту модель учения могут осилить менее 3% всех тех, кто решился заняться своим профессиональным образованием, т.е. умственно одаренные и суперинтеллекты при условии высокого уровня мотивации и развитой эмоционально-волевой сфере.
Но знать внутренний механизм саморазвития, уметь его «запустить» и поддержать его работу на высоком уровне – обязанность всех, кто берется за проектирование и реализацию развивающих методов учения и обучения.
Тем не менее дидактическое поле самоучения достаточно обширно и в массовом высшем профессионально-техническом образовании – это и самостоятельно выполненный обзор литературы, работа над курсовым или дипломным проектом по выбранной или предложенной самим студентом теме, это студенческая научно-исследовательская работа, это работа аспиранта до момента представления результатов своей работы для внешнего контроля своему научному руководителю. И это, наконец, постоянное адаптационное самообучение и самообразование профессионала в течение всего дееспособного периода в своей жизни.
В более широком плане методы самообучения в наибольшей степени соответствуют акмеологической парадигме в образовании, которая ориентирует субъект учения на достижение вершины своих возможностей, на наиболее полную реализацию им своего потенциала.
Действительно, понятие «акмеология» происходит от греческого слова «akme» – вершина и буквально означает «наука о восхождении». Согласно акмеологическим воззрением, у каждого индивида существует своя, только ему соответствующая вершина в образовательном процессе. И может статься, что достигая вершину с позиции актуальных социальных норм в общественно признаваемом образовании, индивид не достигает той, более высокой вершины, которую он мог бы покорить на основе имеющегося у него потенциала – методами самоучения и самообразования.
Итак, в идеализированном, «чистом» методе самоучения преподавателя нет, субъект сам себя учит. При этом мы подразумеваем широкое толкование понятия «преподаватель» имея в виду любого индивида, сообщающего субъекту самоучения интересующие его сведения, ибо, в противном случае, это уже или индивидуальное авторитарное обучение, или диалогическое самообучение.
При самоучении субъект сам должен выполнить весь подготовительный информационно-мотивационный этап – аналитико-прогностическую и проектную работу по целеполаганию, отбору состава и объема содержания самоучения, траектории и временным рамкам учения и т.д.
Очевидно, что без внешней помощи профессионала-преподавателя в выбранной субъектом самоучения области общественной практики выполнить эту работу самостоятельно сможет далеко не каждый. Естественно, что у субъекта самоучения должна быть очень сильная потребность, а, следовательно, и мотивация в познании той профессиональной области, которую он выбрал.
Отбираемые для изучения сведения опосредованы, но специально для учения не приспособлены. Это монографии, научные статьи и публикации в периодической печати и т.п. на том или ином виде носителя информации. Если же субъект самоучения воспользуется специальным образом структурированным дидактическим средством, то это уже будет элементом самообучения.
Субъект сам управляет своим учением и может в учении подняться от уровня информационного восприятия общих представлений до мыслительного, понятийного уровня, уровня системообразующих фундаментальных знаний.
Что касается усвоения знаний, то если субъект самоучения интуитивно или по подсказке станет усваивать знания через освоение действий и деятельностей, содержащих эти знания, то это уже будет метод ускоренного самоучения.
Самое важное и интересное, на наш взгляд, в исследовании идеализированного, «чистого» процесса самоучения состоит в понимании той огромной роли в результативности самоучения для будущей профессиональной деятельности, какую играет внутренний самоконтроль и самокоррекция.
Действительно, если исключить внутренний самоконтроль, то очевидно, что субъект самоучения не сможет в своем самоучении подняться выше уровня информационного восприятия. Он будет иметь общие представления о той профессиональной области, которую он выбрал, но системообразующих, фундаментальных знаний в этой области у него не будет, а потому продуктивно работать в этой профессиональной области он не сможет.
И в то же время история науки, техники, да и обыденная жизнь дает нам немало примеров великолепных результатов деятельности «самоучек» – людей достигших самостоятельно, без специального образования высокого уровня продуктивного, творческого профессионализма в той или иной области общественной практики. Причина такого успеха в высоком уровне самоконтроля, внутренней требовательности к себе при удовлетворении своей познавательной потребности, сильно развитой эмоционально-волевой сфере, целеустремленности и т.п. – всего того, что характеризует настоящую личность. Именно цикл внутреннего саморазвития, включающий самоконтроль, самокорекцию и самоуправление учением, и является механизмом саморазвития, самовоспитания и самообразования личности.
Взятое из самоучения понимание механизма саморазвития позволяет проектировать встраивание механизма саморазвивающего учения, самовоспитания и самообразования в любой метод учения, обучения и преобразования их в методы образования.
Особенно важен полученный вывод для профессионального образования, перед которым стоит задача качественного, интенсивного и экономического массового обучения, переподготовки, повышения квалификации большого количества специалистов в условиях быстрой смены технологий и оборудования.
Научить учиться, воспитать способность к напряженному, продуктивному интеллектуальному труду, к творчеству, овладеть навыками и умением усваивать знания и осваивать действия и деятельности нужно через формирование устойчивого цикла внутреннего саморазвития с высоким уровнем самоконтроля.
Но в представленной на рис. 3.3 б структурной схеме развивающего самоучения – самообразования – есть один принципиальный недостаток – отсутствие внешнего объективного контроля и коррекции, что делает результат самоучения и самообразования непредсказуемым, зависящим от состояния познавательной и эмоционально волевой сфер, качеств личности субъекта самоучения, его умению учиться. В частности, по данным В.П. Беспалько, подтвержденными нами многочисленными наблюдениями и измерениями, коэффициент усвоения в случае неконтролируемого самообразования в среднем не превышает Ку≈ 0,5 (при Ку≥0,7 для завершенного учения) из-за «иллюзии усвоения» [5, С. 119].
В целом, методы самоучения представляют значительный научно-методологический и практический интерес.
В методологическом плане в идеализованной модели самоучения четко просматривается влияние каждого из параметров на тот или иной метод самоучения. В частности из модели самоучения очевидно, что ни о какой управляемости, алгоритмизации управления природосообразным учением, широко обсуждаемой в научных публикациях, не может быть и речи, так как это всегда, в конечном итоге, будет внешним, навязываемым управлением учения, не учитывающим личностные, индивидуальные особенности субъекта учения.
Природосообразное учение всегда самоуправляемо!
Конечно, говорить о широком применении метода самоучения в массовом профессиональном образовании будет не совсем реально, ибо его эффективность зависит от большого количества объективных и субъективных факторов, что в целом позволяет с большой долей уверенности утверждать, что этот путь может осилить далеко не каждый. Кстати, напоминаем о тех трудностях, с которыми могут столкнуться и те, из учащихся, кто выбрал путь самоучения. На наш взгляд, эту модель учения могут осилить менее 3% всех тех, кто решился заняться своим профессиональным образованием, т.е. умственно одаренные и суперинтеллекты при условии высокого уровня мотивации и развитой эмоционально-волевой сфере.
Но знать внутренний механизм саморазвития, уметь его «запустить» и поддержать его работу на высоком уровне – обязанность всех, кто берется за проектирование и реализацию развивающих методов учения и обучения.
Тем не менее дидактическое поле самоучения достаточно обширно и в массовом высшем профессионально-техническом образовании – это и самостоятельно выполненный обзор литературы, работа над курсовым или дипломным проектом по выбранной или предложенной самим студентом теме, это студенческая научно-исследовательская работа, это работа аспиранта до момента представления результатов своей работы для внешнего контроля своему научному руководителю. И это, наконец, постоянное адаптационное самообучение и самообразование профессионала в течение всего дееспособного периода в своей жизни.
В более широком плане методы самообучения в наибольшей степени соответствуют акмеологической парадигме в образовании, которая ориентирует субъект учения на достижение вершины своих возможностей, на наиболее полную реализацию им своего потенциала.
Действительно, понятие «акмеология» происходит от греческого слова «akme» – вершина и буквально означает «наука о восхождении». Согласно акмеологическим воззрением, у каждого индивида существует своя, только ему соответствующая вершина в образовательном процессе. И может статься, что достигая вершину с позиции актуальных социальных норм в общественно признаваемом образовании, индивид не достигает той, более высокой вершины, которую он мог бы покорить на основе имеющегося у него потенциала – методами самоучения и самообразования.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи