Признание инвариантности концепции и психодидактической модели учения в образовании и приоритетности учения перед преподаванием в обучении и переход к методу и модели самообучения позволило принципиально по-новому увидеть роль и место дидактических средств обучения.
Во-первых, проблема эффективности массового профессионального образования, его качества, интенсивности и экономичности, оказалась напрямую связана со способностью реализации образовательной системой личностно-ориентированного обучения, отвечающего и социальным потребностям, и психическим возможностям каждого индивида, каждого субъекта учения.
Во-вторых стало очевидным, что речь и другие действия самого преподавателя как средства прямой, непосредственной реализации дидактической функции преподавания – предъявление учебной информации, управление самим процессом учения и т.д. – в условиях массового поточно-группового нераздельного профессионального обучения не соответствуют психолого-физиологической природе познавательной и практической деятельности субъекта учения, а потому малоэффективны.
В-третьих, в связи с ростом требований к эффективности профессионального образования, росту потребности в количестве и качестве выпускаемых специалистов различной квалификации растет потребность в создании такой образовательной системы, которая бы смогла обеспечить вовлечение в образовательный процесс и достижения положительного результата в условиях неразделенного обучения значительного количества дееспособного населения.
В-четвертых, требование непрерывности профессионального образования в течение всего дееспособного периода жизни индивида требует технологизации не только обучения, но и умственного и физического развития, воспитания потребностно-мотивационных, нравственно-поведенческих и эмоционально-волевых качеств субъекта учения – требует технологизации самообразования.
Все перечисленное выше позволяет по-новому интерпретировать историю и пути дальнейшего развития дидактических средств обучения.
Глобальная концепция – при переходе к массовому, эффективному – качественному, интенсивному и экономичному – профессиональному образованию ведущая роль в реализации дидактической функции преподавания переходит от преподавателя к дидактическим средствам обучения.
И сами дидактические средства обучения также изменяются в связи с изменяющимися требованиями общества к образовательной системе, потребностями общества к качеству и количеству, а также в связи с развитием информационной техники и технологий, одной из областей которых является и образование. От научных трактатов, монографий к специальным учебникам по отдельным предметам, учебным пособиям, методическим указаниям по выполнению того или иного вида учебной деятельности до специальным образом написанных, структурированных управляющих учебных пособий, автоматизированных средств обучения, контроля, тестирования, моделирования с применением компьютерных, сетевых информационных технологий.
Беспалько В.П. рассматривает в истории педагогики пять «педагогических эпох» в зависимости от состояния дидактических средств обучения: от эпохи «индивидуального педагога … работающего «вручную» до эпохи «адаптивных средств автоматизации управления обучением на базе современных ЭВМ» [1, С. 26-28].
На наш взгляд таких “педагогических эпох” было две и границей между двумя этими эпохами служит появление письменности.
Появление письменности, печатных изданий, книг было вызвано по всей вероятности, потребностью не только в сохранении накопленного человечеством опыта, но и в эффективной форме предъявления этого опыта последующим поколениям с целью овладения этим опытом.
Именно возникновение письменности стало тем рубежом, за которым прямая, непосредственная реализация дидактической функции преподавания в знако-речевой, вербальной форме была заменена на опосредованную, в частности, знако-символьную письменную.
А вот уже опосредованная реализация дидактической функции преподавания пережила ряд переходов своего технического развития от рукописных религиозных манускриптов, летописей, а затем печатных научных трактатов, монографий, содержащих опыт человечества, до учебников – книг, специально создававшихся для учащихся, обучающихся, учебных пособий, методических указаний по выполнению того или иного вида учебной деятельности и других видов учебной литературы на бумажном носителе и до современных аудиовизуальных, программных, автоматизированных, адаптивных, компьютерных, нейросетевых, дистанционных средств хранения, предъявления учебной информации и управления процессом самообучения на магнитных носителях в современном образовании.
При этом эффективность дидактического средства обучения определяется не новейшей моделью компьютера, видеомагнитофона, мультимедийного проектора и т.п., а полнотой реализации этим средством дидактической функции преподавания в непротиворечивой модели обучения – в самообучении, где главенствует собственная, самостоятельная учебная деятельность субъекта учения.
А это значит, что дидактическое средство обучения должно быть прежде всего
· интерактивным, т.е. субъект учения должен иметь возможность управлять темпом, траекторией предъявления ему учебной информации, т.е. должно быть обеспечено взаимодействие субъекта самообучения и дидактического средства самообучения;
· адаптированным к индивидуальным особенностям структуры личности субъекта учения, к его уровню остаточных базовых знаний, к уровню интеллектуального развития, к профилю асимметрии психики субъекта учения и т.п.
· полимодальным, мультимедийным для многоканальных возможностей психики кодирования в различных видах памяти поступающей учебной информации для ее лучшего усвоения осмысления и осознания, для развития познавательной сферы, для развития профессиональной интуиции.
· обеспечивающим самоконтроль субъекта учения
Во-первых, проблема эффективности массового профессионального образования, его качества, интенсивности и экономичности, оказалась напрямую связана со способностью реализации образовательной системой личностно-ориентированного обучения, отвечающего и социальным потребностям, и психическим возможностям каждого индивида, каждого субъекта учения.
Во-вторых стало очевидным, что речь и другие действия самого преподавателя как средства прямой, непосредственной реализации дидактической функции преподавания – предъявление учебной информации, управление самим процессом учения и т.д. – в условиях массового поточно-группового нераздельного профессионального обучения не соответствуют психолого-физиологической природе познавательной и практической деятельности субъекта учения, а потому малоэффективны.
В-третьих, в связи с ростом требований к эффективности профессионального образования, росту потребности в количестве и качестве выпускаемых специалистов различной квалификации растет потребность в создании такой образовательной системы, которая бы смогла обеспечить вовлечение в образовательный процесс и достижения положительного результата в условиях неразделенного обучения значительного количества дееспособного населения.
В-четвертых, требование непрерывности профессионального образования в течение всего дееспособного периода жизни индивида требует технологизации не только обучения, но и умственного и физического развития, воспитания потребностно-мотивационных, нравственно-поведенческих и эмоционально-волевых качеств субъекта учения – требует технологизации самообразования.
Все перечисленное выше позволяет по-новому интерпретировать историю и пути дальнейшего развития дидактических средств обучения.
Глобальная концепция – при переходе к массовому, эффективному – качественному, интенсивному и экономичному – профессиональному образованию ведущая роль в реализации дидактической функции преподавания переходит от преподавателя к дидактическим средствам обучения.
И сами дидактические средства обучения также изменяются в связи с изменяющимися требованиями общества к образовательной системе, потребностями общества к качеству и количеству, а также в связи с развитием информационной техники и технологий, одной из областей которых является и образование. От научных трактатов, монографий к специальным учебникам по отдельным предметам, учебным пособиям, методическим указаниям по выполнению того или иного вида учебной деятельности до специальным образом написанных, структурированных управляющих учебных пособий, автоматизированных средств обучения, контроля, тестирования, моделирования с применением компьютерных, сетевых информационных технологий.
Беспалько В.П. рассматривает в истории педагогики пять «педагогических эпох» в зависимости от состояния дидактических средств обучения: от эпохи «индивидуального педагога … работающего «вручную» до эпохи «адаптивных средств автоматизации управления обучением на базе современных ЭВМ» [1, С. 26-28].
На наш взгляд таких “педагогических эпох” было две и границей между двумя этими эпохами служит появление письменности.
Появление письменности, печатных изданий, книг было вызвано по всей вероятности, потребностью не только в сохранении накопленного человечеством опыта, но и в эффективной форме предъявления этого опыта последующим поколениям с целью овладения этим опытом.
Именно возникновение письменности стало тем рубежом, за которым прямая, непосредственная реализация дидактической функции преподавания в знако-речевой, вербальной форме была заменена на опосредованную, в частности, знако-символьную письменную.
А вот уже опосредованная реализация дидактической функции преподавания пережила ряд переходов своего технического развития от рукописных религиозных манускриптов, летописей, а затем печатных научных трактатов, монографий, содержащих опыт человечества, до учебников – книг, специально создававшихся для учащихся, обучающихся, учебных пособий, методических указаний по выполнению того или иного вида учебной деятельности и других видов учебной литературы на бумажном носителе и до современных аудиовизуальных, программных, автоматизированных, адаптивных, компьютерных, нейросетевых, дистанционных средств хранения, предъявления учебной информации и управления процессом самообучения на магнитных носителях в современном образовании.
При этом эффективность дидактического средства обучения определяется не новейшей моделью компьютера, видеомагнитофона, мультимедийного проектора и т.п., а полнотой реализации этим средством дидактической функции преподавания в непротиворечивой модели обучения – в самообучении, где главенствует собственная, самостоятельная учебная деятельность субъекта учения.
А это значит, что дидактическое средство обучения должно быть прежде всего
· интерактивным, т.е. субъект учения должен иметь возможность управлять темпом, траекторией предъявления ему учебной информации, т.е. должно быть обеспечено взаимодействие субъекта самообучения и дидактического средства самообучения;
· адаптированным к индивидуальным особенностям структуры личности субъекта учения, к его уровню остаточных базовых знаний, к уровню интеллектуального развития, к профилю асимметрии психики субъекта учения и т.п.
· полимодальным, мультимедийным для многоканальных возможностей психики кодирования в различных видах памяти поступающей учебной информации для ее лучшего усвоения осмысления и осознания, для развития познавательной сферы, для развития профессиональной интуиции.
· обеспечивающим самоконтроль субъекта учения
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи