Все ныне практикуемые в системе профессионального образования виды занятий для всех форм обучения (лекционные, практические, лабораторные, коллоквиумы, семинары, выполнение контрольных, курсовых работ, проектов и т.п.) в условиях реализации технологии интерактивного самообучения можно свести к следующим двум основным видам:
· самостоятельная работа – аудиторная и внеаудиторная;
· лекционные занятия.
Аудиторная самостоятельная работа (АСР) является формой организации процесса интерактивного самообучения, выполняемая в рамках аудиторных учебных занятий по расписанию согласно учебному плану в присутствии преподавателя.
К основным видам АСР относятся:
· практические занятия;
· лабораторные занятия;
· семинарские занятия;
· другие виды АСР, определяемые образовательным учреждением.
Внеудиторная самостоятельная работа (ВСР) является формой организации процесса интерактивного самообучения, выполняемая согласно учебному плану за пределами аудиторных учебных занятий.
К основным видам ВСР относятся:
· подготовка к коллоквиумам, контрольным работам;
· выполнение расчетных и расчетно-графических работ, контрольных работ;
· выполнение курсовых, дипломных работ, проектов;
· выполнение учебно-исследовательских работ;
· написание отчетов по учебной и производственной практике;
· другие виды ВСР, определяемые образовательным учреждением.
Самостоятельная учебно-познавательная и учебно-практическая работа (СР) обучающегося над учебной информацией (АСР с прямой, синхронной консультационной помощью преподавателя и ВСР с отложенной, асинхронной помощью преподавателя) должна обязательно проходить только под косвенным управлением преподавателя, осуществляемым с помощью им подготовленных, специальным образом написанных и структурированных интерактивных средств самообучения, составляющих основу информационно-управляющей среды самообучения.
При проектировании самостоятельной работы обучающихся объем АСР (в часах) определяется объемом выполнения того или иного вида учебных занятий в соответствии с учебным планом специальности, а объем ВСР оценивается нормами времени на единицу выполняемого вида СР – нормативами ВСР.
Нормативы ВСР различны в зависимости от изучаемой дисциплины, специальности, формы обучения. Каждое образовательное учреждение устанавливает нормативы по всем видам ВСР, выполняемых в его структурных подразделениях, и отвечает за их соответствие фактическим затратам времени на их выполнение. Общий объем ВСР не должен превышать объем ВСР, указанный в типовом учебном плане для этой дисциплины.
Рекомендуемые нормативы ВСР для групп дисциплин очной формы обучения технического вуза приведены в Приложении 1.
Лекционное занятие выполняет важную информационную и мотивационную функцию, стимулируя учебно-познавательную деятельность, но эта роль – вспомогательная по сравнению с собственной СР обучающегося, так как фундаментальных знаний на лекционных занятиях значительная часть обучающихся не приобретает. Причина этого – односторонняя (директивная), вербальная форма предъявления учебной информации на лекции преподавателем группе обучающихся, эффективность усвоения и осмысления которой для большинства присутствующих на лекции незначительна.
Поэтому форма, объем и содержание лекционного занятия должны соответствовать его реальным возможностям для эффективного обучения – отсутствие деталей, выводов формул, отказ от обязательного конспектирования, проблемный характер по содержанию и т.д.
Одним из основных противоречий образовательного процесса является противоречие между располагаемым для обучения временем в соответствии с принятыми в системе образования нормами и постоянно растущим объемом информации.
Разрешение противоречия - в нормировании всех видов учебной работы.
· самостоятельная работа – аудиторная и внеаудиторная;
· лекционные занятия.
Аудиторная самостоятельная работа (АСР) является формой организации процесса интерактивного самообучения, выполняемая в рамках аудиторных учебных занятий по расписанию согласно учебному плану в присутствии преподавателя.
К основным видам АСР относятся:
· практические занятия;
· лабораторные занятия;
· семинарские занятия;
· другие виды АСР, определяемые образовательным учреждением.
Внеудиторная самостоятельная работа (ВСР) является формой организации процесса интерактивного самообучения, выполняемая согласно учебному плану за пределами аудиторных учебных занятий.
К основным видам ВСР относятся:
· подготовка к коллоквиумам, контрольным работам;
· выполнение расчетных и расчетно-графических работ, контрольных работ;
· выполнение курсовых, дипломных работ, проектов;
· выполнение учебно-исследовательских работ;
· написание отчетов по учебной и производственной практике;
· другие виды ВСР, определяемые образовательным учреждением.
Самостоятельная учебно-познавательная и учебно-практическая работа (СР) обучающегося над учебной информацией (АСР с прямой, синхронной консультационной помощью преподавателя и ВСР с отложенной, асинхронной помощью преподавателя) должна обязательно проходить только под косвенным управлением преподавателя, осуществляемым с помощью им подготовленных, специальным образом написанных и структурированных интерактивных средств самообучения, составляющих основу информационно-управляющей среды самообучения.
При проектировании самостоятельной работы обучающихся объем АСР (в часах) определяется объемом выполнения того или иного вида учебных занятий в соответствии с учебным планом специальности, а объем ВСР оценивается нормами времени на единицу выполняемого вида СР – нормативами ВСР.
Нормативы ВСР различны в зависимости от изучаемой дисциплины, специальности, формы обучения. Каждое образовательное учреждение устанавливает нормативы по всем видам ВСР, выполняемых в его структурных подразделениях, и отвечает за их соответствие фактическим затратам времени на их выполнение. Общий объем ВСР не должен превышать объем ВСР, указанный в типовом учебном плане для этой дисциплины.
Рекомендуемые нормативы ВСР для групп дисциплин очной формы обучения технического вуза приведены в Приложении 1.
Лекционное занятие выполняет важную информационную и мотивационную функцию, стимулируя учебно-познавательную деятельность, но эта роль – вспомогательная по сравнению с собственной СР обучающегося, так как фундаментальных знаний на лекционных занятиях значительная часть обучающихся не приобретает. Причина этого – односторонняя (директивная), вербальная форма предъявления учебной информации на лекции преподавателем группе обучающихся, эффективность усвоения и осмысления которой для большинства присутствующих на лекции незначительна.
Поэтому форма, объем и содержание лекционного занятия должны соответствовать его реальным возможностям для эффективного обучения – отсутствие деталей, выводов формул, отказ от обязательного конспектирования, проблемный характер по содержанию и т.д.
Одним из основных противоречий образовательного процесса является противоречие между располагаемым для обучения временем в соответствии с принятыми в системе образования нормами и постоянно растущим объемом информации.
Разрешение противоречия - в нормировании всех видов учебной работы.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи