Известно, что слово «метод» происходит от греческого methodos, что в буквальном смысле означает путь, подход к чему-либо.
На наш взгляд, в широком понимании метод – это установленный, выявленный подход к достижению определенного результата в том или ином виде деятельности при изменении одного или нескольких параметров этой деятельности.
В частности, метод обучения – подход к достижению цели обучения при изменении одного или нескольких параметров процесса обучения.
Например, существуют классификации методов обучения по уровню активности учащихся (Е.Я. Голант), уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), по источникам получения знаний (Е.И. Перовский и Д.О. Лордкипанидзе) и др. [5, С. 173-175].
В нашем случае классификационными параметрами методов обучения будут служить характеристики взаимодействия субъектов обучения – преподавателя и учащегося – и их сочетание, определяющие соответствующий метод учения, обучения, образования и область дидактического поля, занимаемого этим методом.
Весь дидакто-методологический анализ базируется на принятой в данной работе фундаментальной концепции образования, полагающей, что в основе любого природосообразного образовательного процесса, процесса обучения лежит учение, его психодидактическая модель со своей концепцией, принципами, закономерностями, инвариантами.
Преподавание лишь содействует учению, помогая (или мешая!) природосообразному учению.
Взаимодействие учения и преподавания в процессе обучения определяют принципы, инвариант и компоненты эффективности природосообразной, непротиворечивой полнофункциональной и эффективной модели обучения. Поэтому совокупность природосообразных, эффективных методов учения, обучения, образования должна быть выявлена из этой непротиворечивой модели обучения путем соответствующего набора, совокупности характеризующих ее параметров (Рис. 3.1).
При этом мы полагаем, что целью профессионального обучения и образования является применение дидактических и образовательных систем и технологий, обеспечивающих качественную, интенсивную и экономичную подготовку специалистов, способных не только к продуктивной деятельности в определенной области общественной практики, но и к самоучению, саморазвитию, самовоспитанию и, в конечном итоге, самообразованию в течение всего дееспособного периода своей жизни.
В своем анализе мы будем руководствоваться следующими соглашениями и допущениями.
Во-первых, учение – основа образовательного процесса и учение будет являться отправной точкой для выявления природосообразных, эффективных методов учения, обучения и образования.
Во-вторых, в своем анализе мы будем пользоваться упрощенной моделью непротиворечивого обучения с ограниченным числом определенных нами существенных параметров.
Иначе, например, даже если во внимание будет принято только десять бинарных параметров, каждый из которых имеет два возможных варианта реализации, то методами бинарной комбинаторики нам придется проанализировать 210 = 1024 варианта, что представляет собой непростую задачу.
В-третьих, в своем анализе мы будем опираться на бинарную логическую структуру методов учения, обучения и образования и метод экспертных оценок, признающий в качестве жизнеспособных только методы природосообразные, эффективные и развивающие. В любом другом случае логическая структура будет прерываться знаком запрета .
Параметры упрощенной непротиворечивой модели обучения делятся на группы природосообразности (1-4), эффективности (5-8) и саморазвития (9-10).
1. Содействие учению – наличие или отсутствие внешнего содействия (преподавание) учению. По этому параметру методы делятся на природосообразное учение – самоучение и обучение, состоящее из учения и преподавания.
2. Приоритет в обучении – приоритет учения перед преподаванием, природосообразное обучение – самообучение и приоритет преподавания перед учением, природонесообразное обучение – авторитарное обучение.
3. Предъявление содержания учения – опосредованное или непосредственное. В первом случае дидактическая функция преподавания, направленная на осуществление качественного учения, может быть реализована в полной мере. Во втором случае, при массовом поточно-групповом нераздельном обучении в особенности, результат учения не превышает для большинства обучающихся уровня информационного восприятия.
4. Управление учением – самоуправление или внешнее управление учением. Самоуправление учением – это возможность субъекта учения перемещаться по содержанию учения в любом направлении, самому выбирать последовательность изучения учебного материала, траекторию и темп учения и т.п. Например, книге, как средству учения, внутренне присуща (имманентна) возможность самоуправления учением, чего не скажешь об автоматизированных системах обучения, которые надо сознательно проектировать с самоуправляемостью учением.
5. Тип учения – мыслительный или информационный. Очевидно, что качество обучения, его эффективность, фундаментализация связаны с мыслительным типом процесса учения. Но вместе с тем информационный тип учения, информационное восприятие учебного материала весьма важно на подготовительном к учению этапе, для ориентировки в содержании учения и мотивации активности в учении.
6. Количество обучающихся – либо метод гарантирует все относящиеся к этому методу параметры учения при массовом обучении для любого количества обучающихся (инвариант), либо эти гарантии действуют только для индивидуального обучения (один).
7. Внешний объективный контроль и коррекция – в упрощенной модели эти два параметра – контроль и коррекция – используются как единое целое, хотя в реальном учебном процессе это не всегда бывает так. Тем не менее, в этом сочетании рассматриваются варианты распределенного и итогового внешнего объективного контроля. В первом случае контролируется процесс учения и его результат, а во-втором – только результат. Важность и эффективность внешнего, объективного, распределенного контроля для качества учения очевидна. Внешний, субъективный, распределенный контроль менее эффективен.
8. Усвоение знаний – возможен деятельностный или знаниевый подход в учении: либо сразу же приступить к освоению действий и деятельностей, содержащих эти знания, либо начать с усвоения знаний как таковых, а затем уже приступить к освоению действий и деятельностей. Деятельностный подход к учению позволяет его интенсифицировать, ускорить.
9. Внешний самоконтроль и самокоррекция – это «спусковой крючок» для запуска механизма внутреннего саморазвития субъекта учения, действующий в сочетании с самоуправлением учением. Наибольшей развивающей силой обладает распределенный внешний самоконтроль учения в сочетании с внешним, распределенным, объективным контролем. Итоговый внешний самоконтроль для саморазвития менее эффективен.
10. Внутренний самоконтроль и самокоррекция – параметры, выявляемые только в условиях чистого самоучения. Совместно с самоуправлением учением внутренний самоконтроль и самокоррекция составляют цикл внутреннего саморазвития, на котором строится самообразование личности. Роль распределенного и итогового внутреннего самоконтроля аналогична вышеописанным видам контроля.
И, наконец, для лучшего понимания сути процессов учения, обучения и образования воспользуемся общепринятой, типовой структурной схемой процесса обучения, содержащей три основных этапа:
· подготовительный, информационно-мотивационный,
· учения,
· заключительный, контрольно-коррекционный.
и шесть элементов:
· целеполагание,
· построение содержания обучения – отбор содержания и создание дидактических средств обучения (ДСО),
· мотивация,
· учение,
· контроль – внешний контроль и самоконтроль,
· коррекция – внешняя коррекция и самокоррекция.
Информационная часть подготовительного этапа обучения должна сформировать у обучающихся общие представления о целях обучения, сориентировать их в содержании обучения, его структуре, логике и последовательности его изложения, познакомить с учебной литературой, дидактическими и техническими средствами обучения, учебно-методическим обеспечением обучения.
Мотивационная часть подготовительного этапа обучения служит для пробуждения у обучающихся интереса к объекту изучения, стимулирования последующего активного включения субъектов в сам процесс учения, и, в конечном итоге, для формирования у них познавательной потребности.
На заключительном этапе субъектом преподавания осуществляется внешний контроль результатов обучения, часть из которых в виде коррекционной информации поступает к субъекту учения для осуществления в случае необходимости повторного цикла его коррекционного учения с целью исправления недостатков в учении, отмеченных преподавателем при проведении контроля.
В соответствии с принятой концепцией, отправной точкой анализа служит учение – собственная, самостоятельная учебно-познавательная и учебно-практическая деятельность субъекта учения по усвоению знаний и освоению действий и деятельностей.
А в соответствии с первым бинарным классификационным параметром «Содействие учению» методы делятся на
· методы самоучения – методы природосообразного учения без какого-либо содействия, вмешательства извне;
· методы обучения – методы взаимодействия субъекта учения и субъекта преподавания в обучении.
На наш взгляд, в широком понимании метод – это установленный, выявленный подход к достижению определенного результата в том или ином виде деятельности при изменении одного или нескольких параметров этой деятельности.
В частности, метод обучения – подход к достижению цели обучения при изменении одного или нескольких параметров процесса обучения.
Например, существуют классификации методов обучения по уровню активности учащихся (Е.Я. Голант), уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), по источникам получения знаний (Е.И. Перовский и Д.О. Лордкипанидзе) и др. [5, С. 173-175].
В нашем случае классификационными параметрами методов обучения будут служить характеристики взаимодействия субъектов обучения – преподавателя и учащегося – и их сочетание, определяющие соответствующий метод учения, обучения, образования и область дидактического поля, занимаемого этим методом.
Весь дидакто-методологический анализ базируется на принятой в данной работе фундаментальной концепции образования, полагающей, что в основе любого природосообразного образовательного процесса, процесса обучения лежит учение, его психодидактическая модель со своей концепцией, принципами, закономерностями, инвариантами.
Преподавание лишь содействует учению, помогая (или мешая!) природосообразному учению.
Взаимодействие учения и преподавания в процессе обучения определяют принципы, инвариант и компоненты эффективности природосообразной, непротиворечивой полнофункциональной и эффективной модели обучения. Поэтому совокупность природосообразных, эффективных методов учения, обучения, образования должна быть выявлена из этой непротиворечивой модели обучения путем соответствующего набора, совокупности характеризующих ее параметров (Рис. 3.1).
При этом мы полагаем, что целью профессионального обучения и образования является применение дидактических и образовательных систем и технологий, обеспечивающих качественную, интенсивную и экономичную подготовку специалистов, способных не только к продуктивной деятельности в определенной области общественной практики, но и к самоучению, саморазвитию, самовоспитанию и, в конечном итоге, самообразованию в течение всего дееспособного периода своей жизни.
В своем анализе мы будем руководствоваться следующими соглашениями и допущениями.
Во-первых, учение – основа образовательного процесса и учение будет являться отправной точкой для выявления природосообразных, эффективных методов учения, обучения и образования.
Во-вторых, в своем анализе мы будем пользоваться упрощенной моделью непротиворечивого обучения с ограниченным числом определенных нами существенных параметров.
Иначе, например, даже если во внимание будет принято только десять бинарных параметров, каждый из которых имеет два возможных варианта реализации, то методами бинарной комбинаторики нам придется проанализировать 210 = 1024 варианта, что представляет собой непростую задачу.
В-третьих, в своем анализе мы будем опираться на бинарную логическую структуру методов учения, обучения и образования и метод экспертных оценок, признающий в качестве жизнеспособных только методы природосообразные, эффективные и развивающие. В любом другом случае логическая структура будет прерываться знаком запрета .
Параметры упрощенной непротиворечивой модели обучения делятся на группы природосообразности (1-4), эффективности (5-8) и саморазвития (9-10).
1. Содействие учению – наличие или отсутствие внешнего содействия (преподавание) учению. По этому параметру методы делятся на природосообразное учение – самоучение и обучение, состоящее из учения и преподавания.
2. Приоритет в обучении – приоритет учения перед преподаванием, природосообразное обучение – самообучение и приоритет преподавания перед учением, природонесообразное обучение – авторитарное обучение.
3. Предъявление содержания учения – опосредованное или непосредственное. В первом случае дидактическая функция преподавания, направленная на осуществление качественного учения, может быть реализована в полной мере. Во втором случае, при массовом поточно-групповом нераздельном обучении в особенности, результат учения не превышает для большинства обучающихся уровня информационного восприятия.
4. Управление учением – самоуправление или внешнее управление учением. Самоуправление учением – это возможность субъекта учения перемещаться по содержанию учения в любом направлении, самому выбирать последовательность изучения учебного материала, траекторию и темп учения и т.п. Например, книге, как средству учения, внутренне присуща (имманентна) возможность самоуправления учением, чего не скажешь об автоматизированных системах обучения, которые надо сознательно проектировать с самоуправляемостью учением.
5. Тип учения – мыслительный или информационный. Очевидно, что качество обучения, его эффективность, фундаментализация связаны с мыслительным типом процесса учения. Но вместе с тем информационный тип учения, информационное восприятие учебного материала весьма важно на подготовительном к учению этапе, для ориентировки в содержании учения и мотивации активности в учении.
6. Количество обучающихся – либо метод гарантирует все относящиеся к этому методу параметры учения при массовом обучении для любого количества обучающихся (инвариант), либо эти гарантии действуют только для индивидуального обучения (один).
7. Внешний объективный контроль и коррекция – в упрощенной модели эти два параметра – контроль и коррекция – используются как единое целое, хотя в реальном учебном процессе это не всегда бывает так. Тем не менее, в этом сочетании рассматриваются варианты распределенного и итогового внешнего объективного контроля. В первом случае контролируется процесс учения и его результат, а во-втором – только результат. Важность и эффективность внешнего, объективного, распределенного контроля для качества учения очевидна. Внешний, субъективный, распределенный контроль менее эффективен.
8. Усвоение знаний – возможен деятельностный или знаниевый подход в учении: либо сразу же приступить к освоению действий и деятельностей, содержащих эти знания, либо начать с усвоения знаний как таковых, а затем уже приступить к освоению действий и деятельностей. Деятельностный подход к учению позволяет его интенсифицировать, ускорить.
9. Внешний самоконтроль и самокоррекция – это «спусковой крючок» для запуска механизма внутреннего саморазвития субъекта учения, действующий в сочетании с самоуправлением учением. Наибольшей развивающей силой обладает распределенный внешний самоконтроль учения в сочетании с внешним, распределенным, объективным контролем. Итоговый внешний самоконтроль для саморазвития менее эффективен.
10. Внутренний самоконтроль и самокоррекция – параметры, выявляемые только в условиях чистого самоучения. Совместно с самоуправлением учением внутренний самоконтроль и самокоррекция составляют цикл внутреннего саморазвития, на котором строится самообразование личности. Роль распределенного и итогового внутреннего самоконтроля аналогична вышеописанным видам контроля.
Рис. 3.2
И, наконец, для лучшего понимания сути процессов учения, обучения и образования воспользуемся общепринятой, типовой структурной схемой процесса обучения, содержащей три основных этапа:
· подготовительный, информационно-мотивационный,
· учения,
· заключительный, контрольно-коррекционный.
и шесть элементов:
· целеполагание,
· построение содержания обучения – отбор содержания и создание дидактических средств обучения (ДСО),
· мотивация,
· учение,
· контроль – внешний контроль и самоконтроль,
· коррекция – внешняя коррекция и самокоррекция.
Информационная часть подготовительного этапа обучения должна сформировать у обучающихся общие представления о целях обучения, сориентировать их в содержании обучения, его структуре, логике и последовательности его изложения, познакомить с учебной литературой, дидактическими и техническими средствами обучения, учебно-методическим обеспечением обучения.
Мотивационная часть подготовительного этапа обучения служит для пробуждения у обучающихся интереса к объекту изучения, стимулирования последующего активного включения субъектов в сам процесс учения, и, в конечном итоге, для формирования у них познавательной потребности.
На заключительном этапе субъектом преподавания осуществляется внешний контроль результатов обучения, часть из которых в виде коррекционной информации поступает к субъекту учения для осуществления в случае необходимости повторного цикла его коррекционного учения с целью исправления недостатков в учении, отмеченных преподавателем при проведении контроля.
В соответствии с принятой концепцией, отправной точкой анализа служит учение – собственная, самостоятельная учебно-познавательная и учебно-практическая деятельность субъекта учения по усвоению знаний и освоению действий и деятельностей.
А в соответствии с первым бинарным классификационным параметром «Содействие учению» методы делятся на
· методы самоучения – методы природосообразного учения без какого-либо содействия, вмешательства извне;
· методы обучения – методы взаимодействия субъекта учения и субъекта преподавания в обучении.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи