СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИС БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
1. Из истории опеки и попечительства детей в России.
2. Причины сиротства.
3. Гос. система попечительства.
4. Особенности детей-сирот.
5. Работа соц. педагога.
6. Недостатки учреждений попечительства.

В любом государстве и любом обществе всегда есть и будут дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей.(В стране в 2004 году официально было зарегистрировано 700 тысяч детей-сирот). В этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
В последнее время растет число детей и подростков, имеющих деструктивную активность личности, направленную на осознанное лишение себя жизни. Суицид – это осознанное лишение себя жизни. Однако надо рассматривать не только сам суицид, но и все суицидальное поведение в целом. Суицидальное поведение включает в себя кроме самого суицидального акта еще и покушения, попытки и проявления. К покушению относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента.

Суицидальными попытками считаются демонстративные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им средства. Суицидальные попытки молодежи в подавляющем большинстве имеют оттенок манипулятивности, в чем проявляется принципиальное отличие суицидального поведения у лиц этой возрастной категории. Так, в 90% случаев суицидов в подростковом возрасте – это крик о помощи, и лишь в 10% случаев имело место истинное желание покончить с собой. Если в целом соотношение суицидальных попыток и самоубийств 10 к 1, то у молодежи это соотношение достигает 200 или даже 300 к 1, т.е. на каждого человека, покончившего с собой, приходится 200 –300 покушавшихся на самоубийство. Причем, девушки значительно чаще совершают попытки самоубийства, чем юноши. Однако попытки самоубийств у юношей имеют большую вероятность закончиться трагически. Одна из вероятных причин этого заключается в том, что неудачные попытки самоубийства у юношей получают более негативную оценку у окружающих, играет свою роль и выбор способа покончить с жизнью – у девушек это, в основном, передозировка лекарств или наркотиков, а у юношей – повешение. Подростки, совершившие попытки самоубийства, имеют значительно больший риск повторных подобных действий, если 10 – 15 % взрослых людей повторяют попытки совершить суицид, то среди подростков эта цифра достигает 50. Риск повторных действий велик в течении первого года и особенно в первые три месяца.

Технология организации соц. – пед. деятельности в учреждениях доп. образования

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Эту деятельность можно представить в виде действий, шагов, которые нужно совершить соц. педагогу, чтобы деятельность была успешной:

1. диагностика исходного состояния. На этом этапе готовится необходимая информационная база для последующей разработки целей соц. – пед. деятельности;

2. целеполагание. Становление детей имеет двойственную природу: можно говорить о целях, единых для всех членов общества и о целях с учетом индивидуальных потребностей и возможностей каждого индивида;

3. моделирование. Моделирование поможет на основе сформулированных целей определить содержание, методы реализации, ожидаемые результаты деятельности;

4. программирование. Модель деятельности должна быть вначале реализована в программе, которая содержит цели, задачи, содержание, способы организации, ожидаемые результаты;

5. планирование. Осуществляется для того, чтобы придать деятельности некоторую упорядоченность. Основой является программа с.п.д. Планирование позволяет разбить содержание программы по направлениям деятельности, основным делам и времени их реализации;

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Идея технологизации (точнее механизации пед. дела) принадлежит А.С.Макаренко. В зарубежной пед. науке понятие пед. технологий появляется в 50-60-е годы. В отечественной научно-педагогической литературе этот термин появляется в 70-е годы. К первым публикациям по пед. технологиям относятся работы В.П.Беспалько (Слагаемые педагогической технологии. – М., 19890.

Выражение «соц. технология» появилась в 70-80-е годы в связи с необходимостью разработки социальных проблем в обществе.

Социально-педагогическая технология – совокупность приемов и методов, применяемых соц. службами, соц. педагогами для обеспечения эффективности процесса социализации подрастающего поколения, и, во вторых, способ осуществления соц,-пед. деятельности конкретным соц. педагогом на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с целью выбора оптимальных средств и методов для их выполнения.

Рассмотрим основные понятия, необходимые для правильного понимания процесса технологичной соц. пед. деятельности.

Метод – ( от methodos – путь исследования, теория, учение) способ достижения какой0либо цели, совокупность приемов и операций познания действительности (например, методы воспитания, методы обучения, методы пед. реабилитации, коррекции и т.д.).

Метод в соц. педагогике - это способ решения определенной проблемы человека, группы. Особенность методов соц. педагогики направлена на то, чтобы включить человека в решение собственной проблемы.

МЕТОДЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Цель деятельности соц. педагога – защита прав и интересов ребенка.. В работе с неблагополучными семьями соц. педагог руководствуется следующими принципами:

1. соблюдение приоритета интересов ребенка;

2. максимально возможное сотрудничество с биологическими родителями ребенка;

3. защита права ребенка на воспитание по возможности в своей биологической семье; его право знать своих родителей; право на совместное с ними проживание;

4. тесное взаимодействие с другими заинтересованными организациями и службами, осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими, правоохранительными, опеки и попечительства, образования и т.д.

Работа с родителями из неблагополучных семей строится поэтапно:

Этап 1. На основании сигнала об ущемлении интересов ребенка, соц. педагог проводит первичную оценку ситуации для решения вопроса о наличии обстоятельств, требующих вмешательства.

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ГРУППЫ «РИСКА»

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
К семьям группы риска можно отнести:

1.неблагополучные семьи (аморальные, пед. несостоятельные, с жестоким обращением к ребенку, семьи алкоголиков и наркоманом, а также криминогенные семьи);

2. многодетные семьи;

3. малообеспеченные;

4. семьи, где есть опекаемые дети;

5. неполные семьи;

6. семьи, где есть дети-инвалиды;

7. семьи в состоянии развода или после развода;

8.семьи беженцев или мигрантов.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Современная социальная ситуация в российском обществе способствует тому, что проблема воспитания в семье отодвигается на второй план, уступая проблеме простого выживания детей и взрослых. Новые социально-экономические условия наложили значительный отпечаток на семью как институт воспитания детей.

1. В результате экономических реформ семья оказалась в нетипичной педагогико-воспитательной ситуации. Известно, что родители детей-школьников составляют возрастную группу 30 – 49 – летних представителей общества, которые к указанному возрасту обычно достигают определенной стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне. Перестройка экономических отношений отбросила эти семьи за грань среднего прожиточного минимума, разрушила их стереотип самовосприятия, поселила в них неуверенность, низкую самооценку. Материальные и психологические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению новых проблем воспитательного характера. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Дети не обращаются к таким родителям за советом и помощью, считая их неудачниками, неспособными к выживанию в новых условиях. Положение усугубляется, если родитель безработный. Он не может быть авторитетом для ребенка.

2. В связи с острыми мат. проблемами изменился взгляд родителей на детский труд. Массовыми явлениями становится одобряемая родителями трудовая занятость детей. Родители не только допускают, но и приветствуют зарабатывание денег детьми. Дети иногда зарабатывают больше, чем их родители, это приводит к падению авторитета родителей в связи с их финансовой несостоятельностью. Но это же приводит и к переоценке значимости денег, снижает его интерес к получению образования, что приводит к снижению интеллектуального потенциала всего российского общества.

3. Создается ситуация неопределенности при выборе профессии для детей. Неизвестно, какие профессии будут пользоваться спросом в недалеком будущем.

ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Педагога, работающего творчески отличают следующие характеристики:

1. вера в собственные силы, в возможность изменить и преобразовать пед.практику;

2. интерес к другим людям;

3. общение с детьми имеет для него личностную значимость;

4. высокий уровень эмпатии;

5. широта увлечений;

6. профессиональная интуиция(способность предчувствовать)

7. воля и целеустремленность;

8. стремление к достижению цели.

Психологические особенности творческой личности

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Люди, отличающиеся творческой направленностью личности, имеют некоторые общие характеристики. Их отличает:

- независимость в суждениях;

- самоуважение;

- вера в себя;

- развитое чувство прекрасного;

- склонность к риску;

- внутренняя мотивация;

- стремление к порядку;

- любознательность;

- стремление объединить знания из различных областей;

Творческая личность и ее жизненный путь

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
В среднем высокоодаренных людей рождается один на тысячу, но предрасположенность развивается у 1 из 1млн., а гением становится 1 из 10 млн. Если рассмотреть процентное соотношение одаренных и неодаренных детей, то мы получим график в виде колокола:

2,2% - сверходаренные дети;
13,5% - выше нормы;
68,2% детей имеют средний интеллект;
13,5 % - ниже нормы;
2,2% - умственно – отсталые.

Творчество – это выход за пределы заданного. Первое, что бросается в глаза – это сходство поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями. Поведение того и другого отклоняется от стереотипного, общепринятого.

Есть две противоположные точки зрения на талант. Первая – талант – максимальная степень здоровья, и вторая – талант- это болезнь (люди, обладающие гипнозом)

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОЯВЛЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Молодые люди чаще, чем представители других возрастных групп населения, нарушают общепринятые нормы и законы. По данным социологических центров, молодые люди, составляющие примерно четверть населения страны, совершают около половины всех правонарушений. Что же способствует этому? Какие свойства характера, способы общения и поведения провоцируют молодых людей на нарушения установленных обществом законов? Во-первых, давайте рассмотрим, кого можно отнести к данной категории. Анализ литературы показал, что до сегодняшнего дня в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке не существует точной хронологии подросткового и юношеского возраста, с которой бы согласились все исследователи. Это связано, прежде всего, с тем, что возрастные границы сугубо индивидуальны и могут иметь значительные различия у отдельных индивидов. Вот одна из возрастных периодизаций, предложенная на международном симпозиуме:

Подростковый возраст: 13-16 лет для мальчиков;

12-15 лет для девочек.

Юношеский возраст: 17-21 для юношей;

16-20 для девушек.

В западной литературе юношеский возраст иногда продлевается до 25 лет.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
В социально-педагогической деятельности можно выделить в качестве самостоятельных компонентов: профилактику, ресоциализацию, коррекцию и реабилитацию,

Под профилактикой подразумевают своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных отклонений у подростков.

Работа по профилактике отклонений эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

1. успешной учебной деятельности;

2. эмоционально положительной, системы взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями);

3. психологической защищенности.

Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих негативное поведение, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.

Задача вторичной профилактики – работа с «группой риска», например, подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без его проявления в настоящее время.