РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ГРУППЫ «РИСКА»

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
К семьям группы риска можно отнести:

1.неблагополучные семьи (аморальные, пед. несостоятельные, с жестоким обращением к ребенку, семьи алкоголиков и наркоманом, а также криминогенные семьи);

2. многодетные семьи;

3. малообеспеченные;

4. семьи, где есть опекаемые дети;

5. неполные семьи;

6. семьи, где есть дети-инвалиды;

7. семьи в состоянии развода или после развода;

8.семьи беженцев или мигрантов.

Семь группы риска по­-своему социальному статусу неодинаковы и поэтому требуют разных методов работы с ними. Но во многих случаях такие семьи характеризует недоверие, подозрительность, отрицание всего, импульсивность, быстрая возбуждаемость, постоянная нужда в чем-то, взволнованность, недостаток знаний и умений, непрактичность, несостоятельность, состояние озлобленности с припадками жестокости.

Стадии развития семейного неблагополучия:

1. семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии развития неблагополучия;

2. семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня;

3. семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе собственных детей.

Выявление семьи, нуждающейся в реабилитации, должно происходит как можно раньше. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться. Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствия интереса к любому виду деятельности и обучения. Поведение ребенка не только говорит о его проблемах , но и взывает о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Из такого ребенка чаще всего вырастает впоследствии родители, также пренебрегающие своими родительскими функциями, так как они сами пережили пренебрежение и нелюбовь.

Можно выделить три вида помощи неблагополучным семьям:

1. Дневное пребывание детей в специализированном центре.

Ребенок продолжает жить с родителями, но 2 – 4 раза в неделю приходит в Центр дневного пребывания, где специалисты обеспечивают комплексное развитие детей в безопасном окружении. Родители могут присутствовать на занятиях и учиться, как воспитывать детей.

2. Кризисное помещение детей на время (от 24 часов до 3 месяцев) в специальное социально-педагогическое учреждение.

Это происходит тогда, когда ребенку дома угрожает опасность. Необходимым условием является то, что родители должны ежедневно приходить и ухаживать за ребенком.

3. Оказание помощи в ближайшем окружении.

Социальный педагог изучает связи семьи с обществом и находит референтные группы, восстанавливает родственные отношения и через них строит взаимоотношения с семьей.

Самым сложным вопросом в работе с неблагополучными семьями является вовлечение в этот процесс родителей, которые остаются равнодушными к проблемам детей или просто не видят в своих отношениях с детьми какой-либо проблемы.

Одним из эффективных видов помощи самым тяжелым семьям (алкоголиков, наркоманов, тунеядцев, криминальных элементов) является работа команды специалистов. В нее входят: соц. педагог, консультанты (нарколог, психиатр, психотерапевт и т.д.), специалисты заинтересованных ведомств: школы, соц. защиты, милиции и т.д., После первой встречи соц. педагога с семьей, где семья должна дать согласие на работу с командой специалистов, намечается общий план работы, где каждый член команды определяет рамки своей деятельности. Главная идея работы команды – сделать все, чтобы ребенка не забирали из семьи. Выслушиваются все члены семьи, какую помощь они хотели бы получить. Одновременно, выясняется, кто в семье главный, от кого исходит угроза. Члены семьи могут оказывать сопротивление оказанию помощи, так как они воспринимают незнакомых людей как угрозу семье, возможности ее распада и разлуки. Они не доверяют и не верят людям. Поэтому надо дать понять членам семьи, что они имеют право выбора.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.