СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
В социально-педагогической деятельности можно выделить в качестве самостоятельных компонентов: профилактику, ресоциализацию, коррекцию и реабилитацию,

Под профилактикой подразумевают своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных отклонений у подростков.

Работа по профилактике отклонений эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

1. успешной учебной деятельности;

2. эмоционально положительной, системы взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями);

3. психологической защищенности.

Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих негативное поведение, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.

Задача вторичной профилактики – работа с «группой риска», например, подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без его проявления в настоящее время.

Третичная профилактика направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформировавшимся девиантным поведением.

В профилактических технологиях выделяют:

Информационный подход, когда подросток узнает о своих правах и обязанностях, а также о требованиях государства и общества к его возрастной группе;

Медико- биологический подход – лечебно-профилактические меры по отношению к лицам, имеющим различные психические аномалии;

Социально-профилактический подход – выявление и устранение причин и условий, вызывающих различные негативные явления.

Социально-педагогический подход – заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.

Начинать профилактическую работу, направленную на предупреждение девиантного поведения, целесообразно в младшем школьном возрасте, т.к. привить навыки правильного поведения и исключить плохие привычки необходимо как можно раньше. Если к 11 – 12 годам у ребенка сформированы здоровые привычки, то такие дети достаточно устойчивы к попыткам изменения их поведения. Социализированные и несоциализированные делинквенты Сазерленд.

Любая профилактика должна учитывать причины возникновения отклонений в поведении и быть адресной. Профилактическая работа должна охватывать семью, школу, класс, где учится подросток и, по-возможности, неформальную группу, куда этот подросток входит.

Задачи индивидуально-профилактической работы с детьми и подростками:

- выявление детей и подростков, склонных к девиациям;

- постоянный и всесторонний контроль за их поведением и образом жизни;

- глубокое изучение личности и индивидуальности детей и подростков и источников отрицательного и положительного влияния на ребенка;

- определение путей и выработка мер по созданию обстановки, предотвращающей или исключающей возможность совершения правонарушений;

- воспитательное воздействие на окружение, отрицательно влияющее на детей и подростков.

Ресоциализация – организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных, либо несформированных навыков дезадаптированных подростков. Процесс ресоциализации проходит в несколько этапов:

1 этап – период адаптации. Основная задача в данный период – формирование внутренней мотивации на ресоциализации. Как правило, этот этап длится 2 – 3 месяца.

2 этап – период частичной неустойчивой ресоциализации – характеризуется активным вовлечением подростка в коллективную деятельность, принятием им некоторых коллективных норм, отказом от асоциальных форм поведения.

3 этап – период полной ресоциализации, когда у подростка складываются достаточно твердые убеждения, социальные ориентации, появляется стремление участвовать в общественной жизни.

Ресоциализация – процесс индивидуальный, поэтому можно выделить четыре группы подростков:

1. активно включаются в процесс ресоциализации, период протекает быстро и безболезненно;

2. подростки занимают позицию активного сопротивления, пытаются противостоять общественным требованиям, им нравится ярлык «трудного», позволяющий находиться на особом положении в коллективе.

3. пассивные ведомые, слабовольные, не имеющие устойчивых склонностей и интересов,что затрудняет адаптацию.

4. подростки с прочно сложившейся антиобщественной направленностью личности («циники») ,активно пропагандирующие антиобщественную субкультуру и не поддающиемя влиянию.

Процесс ресоциализации можно подразделить на 4 этапа (программа деятельности соци. Педагога по ресоциализации подростка):

1. Изучение подростка и окружающей его среды.

2. Обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию. Пробуждение интереса к той или иной деятельности.

3. процесс накопления подростком нравственно положительных качеств, поступков. Важно при небольших положительных сдвигах поощрять подростка.

4. Самовоспитание, когда подросток должен самостоятельно выйти из кризиса.

Коррекция– внесение изменений в ценностные ориентации, установки личности. Коррекция имеет следующие функции:

Восстанавливающая- восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления отклоняющегося поведения;

Компенсирующая - формирование у подростка стремления компенсировать недостаток успехов в одной области, достижениями в другой (спорт, труд);

Стимулирующая, направленная на активизацию положительной общественно-полезной деятельности. Она осуществляется посредством осуждения или одобрения;

Исправительная, связанная с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагающая применение разнообразных методов коррекции поведения ( поощрение, убеждение, пример).

Часто встречаются сложные сочетания различных форм социальной, психологической, педагогической дезадаптации, тогда встает вопрос о реабилитации.

Реабилитация - комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, социального отклонения. Процесс социальной реабилитации имеет длительный характер. Для каждого подростка составляется индивидуальная комплексная программа реабилитации. Виды реабилитации: медицинская, психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая.

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию утраченной функции организма.

Психологическая реабилитация имеет целью преодоления в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности как личности.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск рабочего места.

Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка.

Социальная реабилитация – это процесс восстановления способности подростка к жизнедеятельности в социальной среде.

Социально-экономическая реабилитация – обеспечение подростка положенными ему денежными выплатами, защита его законных прав и интересов.

Социально-педагогическая реабилитация – это система воспитательных мер, направленных на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, способствующих его интеграции в обществе, а также получение необходимого образования.

Работа с девиантными подростками должна базироваться на определенных правилах:

1. Правило позитивного настроя. Изменение отклоняющегося поведения бывает длительным и напряженным. В ответ на предложение помощи можно встретить закрытость, сопротивление, злобу.

2. Правило доверительности взаимодействия. Доверие к миру в целом и к конкретному лицу – базовая потребность и первоочередная задача. Она обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, пониманием его.

3. Правило субъективности взаимодействия. Помочь подростку можно лишь в том случае, если он будет не объектом воздействия, а субъектом собственной жизни. Первое, что необходимо добиться при изменении девиантного поведение – сделать ребенка заинтересованным союзником всех позитивных изменений.

4. Правило причинности. Конкретное поведение – всегда следствие чего-то. Может оказаться, что причина нарушения поведения весьма значима, и устранением только следствия мы ничего не добьемся.

5. Правило привлекательной альтернативы. Важно, чтобы подросток не только осознал негативность возникшей девиации, но и выработал форму альтернативного поведения.

6. Правило индивидуального подхода. Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей конкретного девиантного подростка, выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы.

7. Правило системности. Подростку нужна не только прямая помощь, но и работа по созданию воспитывающей среды. Важно выяснить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых. Также работа должна быть организована совместно со всеми заинтересованными лицами и органами по определенному плану или системе.

Отклонения от социальных норм включают откло­нения как корыстной, агрессивной ориентации, так и отклонения социально-пассивного типа.

К социальным отклонениям корыстной направлен­ности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением материальной, денежной,, имуществен­ной выгоды (хищения, кражи, спекуляция, протекция и т.д.). Среди несовершеннолетних такого рода соци­альные отклонения могут проявляться как в виде пре­ступных, утоловно наказуемых действий, так и в виде правопроступков и аморальных проявлений.

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против лич­ности {оскорбление, хулиганство, побои, такие тяжкие преступления, как изнасилование и убийство).

Отклонения социально-пассивного типа выража­ются в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязаннос­тей и долга, нежелании решать как личные, так и соци­альные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление соци­ально-пассивной позиции — самоубийство, суицид.

Отклоняющееся поведение как по содержанию, по целевой направленности, так и по степени обществен­ной опасности может проявляться в различных соци­альных отклонениях, начиная с нарушений норм мора­ли, незначительных правопроступков и включая тяжкие преступления. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне. К нару­шению социальных норм и развитию асоциального поведения ведет деформация ценностных ориентации и ценностно-нормативных представлений, т. е. дефор­мация системы внутренней регуляции поведения.

Среди асоциальных проявлений целесообразно выделять так называемый докриминогенный уровень, когда Индивид еще не стал субъектом преступления и его социальные отклонения проявляются на уровне

мелких правопроступков, нарушений норм морали, правил общения, правил поведения в общественных местах, в уклонении от общественно полезной деятель­ности, в эпизодическом употреблении алкогольных, наркотических, токсических средств, нарушающих психику, и других формах асоциального поведения, не представляющих большой общественной опасности.

Социальные отклонения, которые выражаются в преступных, уголовно наказуемых действиях, когда индивид становится субъектом преступления, которое рассматривается следственными и судебными орга­нами, представляют более серьезную общественную опасность и относятся к криминогенным преступным проявлениям.

Подростковый и юношеский возрастные периоды входят в группу повышенного риска, так как для них характерны:

во-первых, внутренние трудности переходного периода, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции;

во-вторых, пограничность и неопределенность со­циального положения подростков и молодежи;

в-третьих, противоречия, обусловленные измене­нием механизма социального контроля: детские фор­мы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании старшим, уже не действуют, а новые, взрослые, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.

В числе разнообразных взаимосвязанных факторов, обусловливающих девиантное поведение, выделяют такие, как:

— индивидный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального пове­дения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;

— психолого-педагогический фактор, проявляю­щийся в дефектах школьного, семейного воспитания;

— социально-психологический фактор, раскрыва­ющий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окруже­нием в семье, на улице, в учебно-воспитательном кол­лективе;

— личностный фактор, который прежде всего про­является в активно-избирательном отношении инди­вида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воз­действиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способно­сти к саморегулированию своего поведения;

— социальный фактор, определяющийся срци-альными и социально-экономическими условиями су­ществования общества.

Во многих случаях предпосылки девиантного пове­дения создают именно социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влия­ние девиантной субкультуры или группы). Что же каса­ется индивидуально-личностных факторов, то самыми важными и постоянно присутствующими являются за­ниженный уровень самоуважения и отсутствие сложив­шихся механизмов самоконтроля и самокорректировки. Наиболее подробно причинная связь этих факторов рассмотрена в рамках теории девиантного поведения американского психолога Г. Кэплана.

Г. Кэплан начинал с изучения взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважени­ем. Поскольку каждый человек стремится к положитель­ному образу «Я», низкое самоуважение переживается как неприятное состояние, а принятие себя ассоцииру­ется с освобождением от травмирующих переживаний. Это побуждает людей поступать так, чтобы уменьшить субъективную вероятность самоунижения и повысить субъективную вероятность принятия себя.

Пониженное самоуважение у юношей связано практически со всеми видами девиантного поведения-. Г. Кэплан считает, что низкое самоуважение способ­ствует росту антинормативного поведения; участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток пы­тается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутвер­ждения, которыху него не было в семье и в школе. Это девиантное поведение способствует повышению само­уважения.

У большинства подростков положительная само­оценка преобладает над отрицательной, причем с возра­стом эта тенденция усиливается. Самокритика, недовольство собой помогает преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение.

Однако у некоторых этого не происходит, и они постоянно чувствуют себя неудачниками.

Во-первых, они считают, что не имеютличностно-данных качеств или не могут совершить личностно-ценных действий, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия.

Во-вторых, им кажется, что значимые для них дру­гие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно.

В-третьих, они не обладают или не умеют эффек­тивно использовать механизмы психологической защи­ты, позволяющие снять или смягчить последствия пер­вых двух элементов субъективного опыта.

Потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но, поскольку она не удовлетворяется социально-приемлемыми способами, то они обращают­ся к девиантным формам поведения.

Это происходит потому, что чувство самоуничиже­ния, своего несоответствия предъявляемым требовани­ям ставит перед выбором либо в пользу требований и продолжения мучительных переживаний самоуничи­жения, либо в пользу повышения самоуважения в-по­ведении, направленном против этих требований. Выбирается, как правило, второе, поэтому желание со­ответствовать ожиданиям общества, коллектива умень­шается, а стремление уклониться от них растет.

Достигается ли при этом цель — повысить самоува­жение? При определенных условиях она достигается. Так, алкоголик в состоянии опьянения не осознает сво­ей ущербности, а может даже гордиться собой. Принад­лежность к преступной группе позволяет видеть себя в • благоприятном свете за счет социально-отрицательных черт и действий. К тому же, при этом стирается чувство личной ответственности («А я что? Я — как все!»).

Девиантное поведение вначале всегда бывает не­мотивированным. Подросток, как правило, хочет соот­ветствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституционные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свою соци­альную цель, противоречивые ожидания значимых

других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адап­тации) он не может этого сделать. Особую роль при этом играют девиантные сверстники. Надичие девиантной группы а) облегчает совершение девиантных действий, если личность внутренне к ним готова; б) обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях; в) уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных наклонностей.

Далее подобное поведение затягивает. Совершая девиантные поступки, подросток все больше нуждает­ся в одобрении группы и все меньше поддается влия­нию «остальных», которые в силу его «ненормально­го», с их точки зрения, поведения исключают его из своей сферы общения. Оставаясь наедине с группой, он вынужден увеличивать девиантную активность, и его действия превращаются в мотивированные.

Многочисленные социологические исследования показали, что наиболее восприимчивым к различным видам отклонений оказался возраст 14—15 лет, когда еще не сложилось мировоззрение, и подростки более подвержены влиянию окружающих и в особенности среды сверстников. Такие известные в педагогике «вредные привычки», как курение, сквернословие, употребление алкогольных напитков и других одурма­нивающих средств рассматриваются в подростковой среде как поведенческий стандарт.

Девиантное поведение подростков (14—17 лет) име­ет общие для всех девиантных проявлений причины. Прежде всего это противоречие между относительно равномерно распространенными и растущими потреб­ностями и существенно различными возможностями их удовлетворения.

Возможности человека определяются в основном его социальным статусом, местом, занимаемым в соци­альной структуре. Источником девиантного поведения служит социальное неравенство, неравенство возмож­ностей, доступных людям, принадлежащим к различ­ным социальным группам. Если это так, то следует рассмотреть, как специфически для подростков и мо­лодежи проявляется социальное неравенство, проти воречие между потребностями (ценностями, устремле­ниями) и возможностями их удовлетворения.

Во-первых, во всех обществах понятия «старший» и «младший» означают не только возрастные различия, но и статусные. Понятие «старшинство» имеет не только описательное, но и ценностное, социально-статусное значение, обозначая некоторое неравенство или, по мень­шей мере, асимметрию прав и обязанностей. Во всех языках понятие «младший» указывает не только на воз­раст, но и на зависимый, подчиненный статус. Возраст­ные различия оборачиваются социальным неравенством. В российском обществе дети, подростки, молодежь стра­дают не только от непонятости илиже репрессивных мер «воспитания», ной от неравенства положения, неравен­ства шансов по сравнению со взрослыми получить соот­ветствующие жилье, работу, вознаграждение за нее; се­годня молодые люди — первые кандидаты в безработные.

Во-вторых, противоречия между постоянно расту­щими потребностями людей и относительно неравны­ми возможностями их удовлетворения приобретают применительно к подросткам и молодежи особенно острый характер в силу противоречия между повышен­ным: энергетическим потенциалом молодых, бурным развитием их физических, интеллектуальных, эмоцио­нальных сил, желанием самоутвердиться в мире взрос­лых и недостаточной социальной зрелостью, недоста­точным профессиональным и жизненным опытом, а следовательно, и сравнительно невысоким (неопреде­ленным, маргинальным) социальным статусом.

В-третьих, применительно к молодым остро стоит проблема «канализирования» энергии, социальной актив­ности в общественно одобряемом, допустимом направле­нии, ибо молодежь особенно нуждается в социальном признании и самоутверждении, а неудовлетворенная потребность в самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя не только в творчестве, но и в негатив­ных поступках, преступлениях или же приводит к «ухо­ду» (алкоголь, наркотики* суицид) — как форме пассив­ного протеста.

В самом общем виде основные причины девиант­ного поведения подростков в современных условиях можно сформулировать следующим образом.

1. Неблагополучие экономики, политическая неста­бильность, снижение уровня жизни народа, расслоение общества. Отчуждение в экономической, социальной и политической сферах, неверие в государственные, поли­тические институты, естеств вызывают у подрост­ков и молодых людей потребность выработать способы, методы выживания, борьбы с враждебной социальной средой. Отстаивая в этих условиях право быть субъектом социального действия, молодежь невольно сбивается на путь агрессивности, насилия.

2. Кризис общественного сознания, перемены в ценностных ориентациях населения. Главными жиз­ненными ценностями становятся так называемые «при­ватные», личные ценности, связанные с семейным до­машним микроклиматом индивида (здоровье, семья, жилище, материальная обеспеченность). Духовные и культурные ценности (познание, творческая деятель­ность, искусство) утрачивают свое былое значение, перемещаются в нижнюю часть ценностной иерархии.

Резко снизилось значение ценности работы, труда, и совсем на последних местах оказались ценности об­щественной активности и общественного признания. Образовались «ножницы» между трудом и благополу­чием в сознании людей и в реальной жизни, и подро­стки видят, что обогащаются отнюдь не самые трудо­любивые.

3. Издержки государственной молодежной полити­ки. Подход к государственной молодежной политике должен состоять прежде всего в признании ее как ча­сти общей социальной политики государства. После­дняя же может быть эффективной только в случае ее адресованное™ и адекватности запросам молодежи как особой социально-демографической группы.

Целями государственной молодежной политики являются:

— содействие социальному, культурному, духовно­му и физическому развитию молодежи;

— недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;

— создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

— расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

— реализация инновационного потенциала моло­дежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.

4. Рост семейного неблагополучия (конфликты в семье, разводы, плохие бытовые условия и т. д.) . Суще­ствует непосредственная связь между девиантным поведением подростков и неблагополучием в семье. Дефекты семейного воспитания — часто первопричи­на искаженного формирования личности и последую­щего перехода на преступный путь подростков, так как на примере родителей они получают представление о должном поведении, об отношении к обществу, труду, другим людям и т. п. Решающее значение приобретает общая нравственная позиция семьи.

Криминологические исследования показывают, что среди несовершеннолетних правонарушителей значи­тельным остается число лиц, проживающих в неблаго­получных семьях.

Риск правонарушений несовершеннолетних, вос­питывающихся в обстановке постоянных и острых кон­фликтов, в психически отягощенных семьях, в 4 — 5 раз выше, а у тех, где царят агрессивность и жестокость, в 9 — 10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях.

В последнее время все большее беспокойство вы­зывают семьи с неправильной педагогической пози­цией. Воспитание в таких семьях приводит к возник­новению у подростка деформаций в ценностных и жизненных ориентациях, в структуре мотивов, меха­низме самоконтроля в поведенческих стереотипах, что, в свою очередь, ведет к противоправному поведению.

5. Недостатки воспитательной системы народного образования, слабая материальная база учреждений образования. В качестве таких недостатков прежде всего отмечаются следующие:

— недостатки в организации воспитательной ра­боты в школе: заорганизованность, формализм и одно­образие внеклассной и внешкольной воспитательной работы, слабая материально-техническая база, затрудняющая организацию учебно-воспитательной работы
и т. д.;

— ошибки, связанные с безграмотным педагоги­ческим подходом к учащимся. Неправильно, без учета возрастных и индивидуально-психологических особен­ностей личности, организована индивидуально-воспи­тательная работа с учащимися, и в первую очередь с трудновоспитуемыми;

— ошибки, обусловленные невысоким профессио­нальным уровнем ряда учителей, факты проявления бестактности, несдержанности учителей, оскорбляю­щих достоинство подростка;

— неумение наладить правильные взаимоотноше­ния с родителями, проявление грубости по отношению к родителям, злоупотребление публичными разбира­тельствами проблем семейного воспитания, семейных взаимоотношений, разбирательства отдельных про­ступков и поведения учащихся на родительских собра­ниях, вызывающие негативное отношение родителей к школе, учителю;

— неумение наладить правильное взаимодействие с другими социальными институтами, занимающими­ся проблемами воспитания и организации свободного времени подростков.

6. Слабая материально-техническая база или отсут­ствие условий для организации свободного времени детей и подростков. Дефицит специально предназначен­ных мест для общения, условий для самореализации личности в сфере досуга в рамках традиционных обще­ственных институтов вызывает усиление деструктивных, разрушающих культуру и личность процессов, стиму­лирует интенсивное развитие неинституциональных форм жизни в сфере досуга, в которых человек пытается восполнить дефицит государственно-общественных условий самореализации, провоцирует асоциальные формы поведения, субъективно воспринимаемые под­ростком как способ личностного самоутверждения, при­знания, самовыражения.

7. Несоблюдение права на труд, проблема трудоус­тройства выпускников школ. Сам труд в общественном производстве во многом перестал выполнять функцию развития личности и реализации ее потенциала, утра­чена его статусная и престижная функция, молодежь переходит из сферы производительного труда в товар­но-спекулятивный сектор.

8. Невыполнение положения конституции о праве на жилище. Рост в стране числа бездомных людей, в том числе детей, подростков и молодежи. По данным прокуратуры, год спустя после выхода из детского дома примерно 30% бывших воспитанников превращаются в бомжей, 20% становятся уголовниками, 10% кончают жизнь самоубийством.

9. Социальная и физиологическая незрелость под­ростков, особенности формирующегося организма. Проявляются они и в стремлении испытать новые ощущения, и в недостаточной способности прогнози­ровать последствия того или иного действия.

Подростковый возраст — это прежде всего стрем­ление к успеху. Непонимание окружающих, неприз­нание воспринимаются как личная неудача. Однако механизмы социальной поддержки и поощрения в пе­дагогической практике представлены весьма слабо, и отсутствие компенсируется техникой наказания. В этой связи остается либо переходить на позицию избегания неудач, т. е. становиться на путь конфор­мистского поведения, либо протестовать и искать условия для проявления творческих способностей в асоциальных формах поведения.

10. Так называемый «страх смерти». Под ним пони­мают страх за свою жизнь. Как объясняют психологи, он и является часто причиной озлобленности подрост­ков, жестокости и насилия.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.