ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОЯВЛЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Молодые люди чаще, чем представители других возрастных групп населения, нарушают общепринятые нормы и законы. По данным социологических центров, молодые люди, составляющие примерно четверть населения страны, совершают около половины всех правонарушений. Что же способствует этому? Какие свойства характера, способы общения и поведения провоцируют молодых людей на нарушения установленных обществом законов? Во-первых, давайте рассмотрим, кого можно отнести к данной категории. Анализ литературы показал, что до сегодняшнего дня в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке не существует точной хронологии подросткового и юношеского возраста, с которой бы согласились все исследователи. Это связано, прежде всего, с тем, что возрастные границы сугубо индивидуальны и могут иметь значительные различия у отдельных индивидов. Вот одна из возрастных периодизаций, предложенная на международном симпозиуме:

Подростковый возраст: 13-16 лет для мальчиков;

12-15 лет для девочек.

Юношеский возраст: 17-21 для юношей;

16-20 для девушек.

В западной литературе юношеский возраст иногда продлевается до 25 лет.

Возраст с 15 до 17 называют ранним юношеством.

Особое внимание к профилактике различных отклонений в этом возрасте необходимо по трем причинам:

4. Физическое развитие на этом этапе характеризуется быстрым ростом, увеличением веса, развитием мускулатуры, окостенением скелета, повышением кровяного давления, быстрым утомлением, головокружениями. Это, конечно, перегрузка для организма, к этому еще добавляется и половое созревание, что ведет к половому влечению. Физиологические изменения делают организм подростка уязвимым и повышают риск соматических заболеваний, вызывают повышенную утомляемость и плохое самочувствие без видимых причин.

5. В этом возрасте впервые появляются многие нервные и психические заболевания;

6. Расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт, причем не всегда позитивный.

Среди характерных черт подросткового и юношеского возраста выделяют такие, которые способствуют, а иногда и провоцируют отклоняющееся поведение. Психологи выделяют следующие: стремление к новизне, к оригинальности поведения, попытки изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения. Американский психолог А.Левин считал. Что подросток находится в положении маргинальной личности. Он не хочет больше принадлежать к сообществу детей и в то же время осознает, что он еще не взрослый. Характерными чертами маргинальной личности являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность. Конфликтное отношение к окружающим, склонность к крайним суждениям и конфликтам.

К подобному душевному состоянию присоединяется еще и ряд внутренних влечений к тайному, запрещенному, необычному, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни. Непослушание, занятие запрещенными делами обладает в этот период особой притягательной силой. В этот период молодой человек испытывает особую потребность в дружеских отношениях с товарищами, где только и возможно реальное равенство. В то же время у подростка наблюдается желание выделиться среди окружающих. Утвердить свое «Я». Он может верховодить сверстниками или играть роль шута, лишь бы занимать заметное положение в их кругу. Это и становится «залогом» девиантного поведения.

Эмоциональное состояние в юношеском возрасте, в отличие от подросткового, более уравновешенное, но и у юношей может наблюдаться гипертрофированная и несколько абстрактная неудовлетворенность жизнью, собой и окружающими людьми. Одна из главных особенностей юношеского возраста, включая и позднюю юность, состоит в осознании своей индивидуальности, неповторимости и формирование «образа Я». Следует отметить, что за последние десятилетия произошел сдвиг самосознания с 17-19 лет до 23-25. В этот период молодой человек обязательно должен найти для себя область успешного самоутверждения: спрт, бизнес, общественная деятельность, сфера интимных отношений. Если этого не происходит, то ему грозит нервротизация, болезнь или уход в криминальную жизнь, где появляется возможность самоутвердиться. Благоприятное положение молодого человека в окружающей среде содействует нормальному развитию его личности. Не должно быть существенного расхождения между самооценкой и оценкой получаемой молодым человеком от значимых для него людей (референтной группы). В противном случае у него могут появиться патологические черты характера, что, возможно, приведет к девиантному поведению. В юности почти у каждого случается первая любовь и настоящая дружба, которые также влияют на всю последующую жизнь.

Зарубежные специалисты давно пытаются определить точный список характерных черт молодых людей, которые способствуют девиантному поведению. Шелдон и Элеонора Глюк, предлагали оценивать пять таких личностных черт, как самоуверенность, склонность к неповиновению, недоверчивость, склонность к уничтожению и эмоциональную неустойчивость. Но эти таблицы, по мнению самих авторов, оказались малоэффективными, так как данный подход не учитывает социального фактора в воспитании человека. Однако, наличие определенных черт характера может послужить симптомом того, что от их носителей можно ожидат криминального поведения.

Отмечается, что большинство молодых людей с делинквентным поведением не имеют каких-нибудь устойчивых стремлений, интересов, жизненных целей, нет у них и характерных для большинства подростков разнообразных здоровых познавательных интересов.Их внимание сосредоточено на кино, компьютерных играх, телевидении, спортивных играх. Это гипертрофия интереса к зрелищам, к их развлекательной стороне происходит за счет ослабления эстетических потребностей. Низкая культура досуга, слабое развитие эмоциональной сферы, бесцельное времяпрепровождение, частые переходы от одного занятия к другому при общей бездеятельности и отсутствие трудолюбия – являются типичными для молодых правонарушителей. Отличительными чертами подростков с девиантным поведением являются грубая речь, лень, недобросовестное отношение к учебе, лживость. Развязность, бродяжничество, жестокость, отсутствие интереса к учебе и труду, мелкое воровство. Делинквента, как правило, характеризует или заносчивость, агрессивность, бравада или повышенная обидчивость, легкая ранимость, ощущение аутсайдерства и неадекватные формы его компенсации. Обычно у них не сформировано чувство долга, ответственности перед окружающими, они отличаются своеобразной социальной пассивностью – у таких подростков нет стремления к широкому общественному признанию и отсутствует стремление к самосовершенствованию. Зато всегда налицо завышенные потребности. Удовлетворение которых невозможно без нарушения общественных норм и правил. Личность молодого делинквента характеризуется крайним индивидуализмом, стремлением исполнять свои желания вопреки требованиям окружающих. У них наблюдаются наличие четко выраженных общественно отрицательных. Эгоистических. В том числе и аномальных, потребностей. Извращены понятия о самозащите. Товариществе, общении, деформированы духовные, познавательные, эстетические потребности.

Провоцирующими факторами отклоняющегося поведения считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера и поведенческие реакции. Рассмотрим подробнее некоторые из них:

Реакция оппозиции вызывается завышенными требованиями, излишними ограничениями, невниманием к его интересам со стороны взрослых. Непосильной для него учебной или какой-либо другой нагрузки, конфликтами в семье, несправедливостью. В зависимости от эмоциональных особенностей подростка, протест иногда проявляется активно в виде грубости, агрессивности, жестокости, демонстративных попыток самоубийства, или в пассивной форме – в виде отказа от еды, прогулов занятий, побегов из дома.

Реакция имитации проявляется в подражании определенному лицу или образу. Иногда образцом может стать и антисоциальный герой.

Реакция отрицательной имитации – поведение, нарочито противопоставленное навязываемой модели. Если модель отрицательная, то эта реакция положительная.

Реакция компенсации – восполнение неудач в одной области подчеркнутыми успехами в другой. Неудачи в учебе могут компенсироваться «смелым» поведением.

Реакция гиперкомпенсации – стремление к успеху в наиболее трудной для себя деятельности. Присущая подростку робость может побудить его к отчаянному поведению.

Реакция эмансипации – стремление освободиться от навязчивой опеки взрослых, самоутвердиться.

Реакция группирования – стремление к объединению в группы.Эта реакция в значительной степени объясняет то, что подавляющее большинство подростков приобщаются к психоактивным веществам в группе сверстников.

Названные тенденции имеют свои особенности у юношей и девушек. У девушек, склонных к антиобщественному поведению, завышена самооценка. У них обнаруживается самоуверенность, самостоятельность, решительность, смелость и другие личностные качества, которые направляют их готовность к риску, к противостоянию общественным требованиям. Необходимо также отметить, что на поведение девушек большое влияние оказывают взаимоотношения с отцом. Исследования показывают, что у девушек с отклоняющимся поведением практически в 100% случаев были разрушенные отношения именно с отцом. Причем отношения с матерью могли носить приемлемый характер.

На девиантное поведение юношей социальное окружение оказывает гораздо более заметное влияние, чем на девушек. У юношей наблюдаются трудности в регуляции собственного поведения, несформированность способностей быть ответственным за собственные поступки.

Несмотря на то, что иногда проявления вышеописанных отклонений выглядит весьма угрожающе, они, по большей части, оказываются вполне нормальными вариациями в рамках процесса взросления, но в крайних случаях могут быть чреваты либо психическими заболеваниями, либо выраженными формами асоциального и антисоциального поведения.

- личностный фактор, который проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, а также личной способностью к саморегулированию своего поведения;(важным фактором является уровень самоуважения сложившиеся механизмы самоконтроля);

- социальный фактор, определяющийся социально-экономическими условиями существования общества.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.