Идея технологизации (точнее механизации пед. дела) принадлежит А.С.Макаренко. В зарубежной пед. науке понятие пед. технологий появляется в 50-60-е годы. В отечественной научно-педагогической литературе этот термин появляется в 70-е годы. К первым публикациям по пед. технологиям относятся работы В.П.Беспалько (Слагаемые педагогической технологии. – М., 19890.
Выражение «соц. технология» появилась в 70-80-е годы в связи с необходимостью разработки социальных проблем в обществе.
Социально-педагогическая технология – совокупность приемов и методов, применяемых соц. службами, соц. педагогами для обеспечения эффективности процесса социализации подрастающего поколения, и, во вторых, способ осуществления соц,-пед. деятельности конкретным соц. педагогом на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с целью выбора оптимальных средств и методов для их выполнения.
Рассмотрим основные понятия, необходимые для правильного понимания процесса технологичной соц. пед. деятельности.
Метод – ( от methodos – путь исследования, теория, учение) способ достижения какой0либо цели, совокупность приемов и операций познания действительности (например, методы воспитания, методы обучения, методы пед. реабилитации, коррекции и т.д.).
Метод в соц. педагогике - это способ решения определенной проблемы человека, группы. Особенность методов соц. педагогики направлена на то, чтобы включить человека в решение собственной проблемы.
Методика – совокупность методов, обеспечивающих решение определенной задачи (например, методика обучения письму, методика формирования привычки). Методика состоит из следующих элементов:
- сформулированная проблема;
- совокупность методов;
- порядок их применения.
Средства – то, что ведет к достижению выбранной цели. Средства выступают инструментарием метода. Посредством их реализуется метод.
Прием – конкретизация метода, его «привязка» к реальной пед. ситуации. В соц. педагогике – это способ использования какого-либо средства в процессе соц. – пед. деятельности
Техника – (искусство, мастерство, умение) – совокупная характеристика навыков и приемов, применяемых в какой-либо деятельности.
Социально-педагогическая технология – это оптимально подобранный комплекс социальных и педагогических средств: методы, приемы, средства и алгоритм (жесткая последовательность) их применения – для решения четко сформулированной социально-педагогической проблемы с гарантированным высоким результатом, для которого имеется инструмент измерения (количественно-качественные критерии эффективности и специальные методы).
В отличие от методики технология не допускает искажений и изменений и может переноситься практически полностью. На ее применение значительно меньшее влияние оказывают субъективные факторы, например, личностные качества специалиста). Внесение существенных изменений в технологию приведет к неполучению гарантированного результата.
Технологичная соц. пед. деятельность обладает определенной спецификой:
1. концептуальность – т.е. опора на определенную концепцию;
2. системность – т.е. обладание всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью;
3. экономичность – т.е. ее применение позволяет оптимизировать труд соц. педагога за счет создания резерва рабочего времени;
4. относительная (частичная) алгоритмизация. Основной объект деятельности – человек, поэтому процесс деятельности невозможно полностью разбить на последовательный ряд операций и алгоритмов (т.к. реакция человека непредсказуема);
5. корректируемость деятельности – т.е. возможность постоянной обратной связи ;
6. воспроизводимость (она может быть выполнена соц. педагогами, работающими в различных учреждениях и организациях).
Классификация соц. пед. технологий
К наиболее существенным основаниям для классификации соц. пед. технологий относят:
- тип соц. пед. технологии (они могут быть общими, частными и специальными);
- назначение(это может быть пед. коррекция, пед реабилитация, перевоспитание, профориентационная работа);
- субъект применения – соц. педагог ( уровень его профессионализма, индивидуальных качеств и.т.д.);
- объект назначения( ученик, семья и.т.д.);
- место применения ( образовательное учреждение, специализированный центр, место жительства и т.д.);
- вариант реализации (методы, применяемые в технологии, способ достижения цели, например, тренинг).
Выражение «соц. технология» появилась в 70-80-е годы в связи с необходимостью разработки социальных проблем в обществе.
Социально-педагогическая технология – совокупность приемов и методов, применяемых соц. службами, соц. педагогами для обеспечения эффективности процесса социализации подрастающего поколения, и, во вторых, способ осуществления соц,-пед. деятельности конкретным соц. педагогом на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с целью выбора оптимальных средств и методов для их выполнения.
Рассмотрим основные понятия, необходимые для правильного понимания процесса технологичной соц. пед. деятельности.
Метод – ( от methodos – путь исследования, теория, учение) способ достижения какой0либо цели, совокупность приемов и операций познания действительности (например, методы воспитания, методы обучения, методы пед. реабилитации, коррекции и т.д.).
Метод в соц. педагогике - это способ решения определенной проблемы человека, группы. Особенность методов соц. педагогики направлена на то, чтобы включить человека в решение собственной проблемы.
Методика – совокупность методов, обеспечивающих решение определенной задачи (например, методика обучения письму, методика формирования привычки). Методика состоит из следующих элементов:
- сформулированная проблема;
- совокупность методов;
- порядок их применения.
Средства – то, что ведет к достижению выбранной цели. Средства выступают инструментарием метода. Посредством их реализуется метод.
Прием – конкретизация метода, его «привязка» к реальной пед. ситуации. В соц. педагогике – это способ использования какого-либо средства в процессе соц. – пед. деятельности
Техника – (искусство, мастерство, умение) – совокупная характеристика навыков и приемов, применяемых в какой-либо деятельности.
Социально-педагогическая технология – это оптимально подобранный комплекс социальных и педагогических средств: методы, приемы, средства и алгоритм (жесткая последовательность) их применения – для решения четко сформулированной социально-педагогической проблемы с гарантированным высоким результатом, для которого имеется инструмент измерения (количественно-качественные критерии эффективности и специальные методы).
В отличие от методики технология не допускает искажений и изменений и может переноситься практически полностью. На ее применение значительно меньшее влияние оказывают субъективные факторы, например, личностные качества специалиста). Внесение существенных изменений в технологию приведет к неполучению гарантированного результата.
Технологичная соц. пед. деятельность обладает определенной спецификой:
1. концептуальность – т.е. опора на определенную концепцию;
2. системность – т.е. обладание всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью;
3. экономичность – т.е. ее применение позволяет оптимизировать труд соц. педагога за счет создания резерва рабочего времени;
4. относительная (частичная) алгоритмизация. Основной объект деятельности – человек, поэтому процесс деятельности невозможно полностью разбить на последовательный ряд операций и алгоритмов (т.к. реакция человека непредсказуема);
5. корректируемость деятельности – т.е. возможность постоянной обратной связи ;
6. воспроизводимость (она может быть выполнена соц. педагогами, работающими в различных учреждениях и организациях).
Классификация соц. пед. технологий
К наиболее существенным основаниям для классификации соц. пед. технологий относят:
- тип соц. пед. технологии (они могут быть общими, частными и специальными);
- назначение(это может быть пед. коррекция, пед реабилитация, перевоспитание, профориентационная работа);
- субъект применения – соц. педагог ( уровень его профессионализма, индивидуальных качеств и.т.д.);
- объект назначения( ученик, семья и.т.д.);
- место применения ( образовательное учреждение, специализированный центр, место жительства и т.д.);
- вариант реализации (методы, применяемые в технологии, способ достижения цели, например, тренинг).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи