СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИС БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
1. Из истории опеки и попечительства детей в России.
2. Причины сиротства.
3. Гос. система попечительства.
4. Особенности детей-сирот.
5. Работа соц. педагога.
6. Недостатки учреждений попечительства.

В любом государстве и любом обществе всегда есть и будут дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей.(В стране в 2004 году официально было зарегистрировано 700 тысяч детей-сирот). В этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Еще князь Владимир Красное Солнышко возложил в 996 году призрение детей-сирот на духовенство. Князь Ярослав Мудрый даже учредил для сирот училище, где призревались и обучались на его средства 300 юношей. Князь Владимир Мономах в известном своем «Поучении…» учил: «Всего же паче убогих не забывайте, но … по силе кормите, снабдите сироту». При Иване Грозном призрение сирот было включено в круг задач органов государственного управления, в частности был создан Церковный патриарший приказ, который ведал сиротскими делами. При Алексее Михайловиче были созданы приказы общественного призрения сирот, а также «сирых и убогих». В 1682 году был издан указ Федора Алексеевича об открытии специальных домов для безродных сирот, где их обучали грамоте и занятиям, которые «во всех случаях нужны и потребны».Но сравнительно широкий размах государственная политика воспитания детей-сирот приобрела в 18 веке. В 1706 г. новгородский митрополит Иов за собственный счет построил при монастыре воспитательный дом для «незаконорожденных и всяких подкидных младенцев», а в 1715 г. Петр –1 издал Указ, предписывающий устраивать в Москве и других городах России госпитали для незаконорожденных детей. Из этих госпиталей детей затем передавали в ученье к мастеру, в услуженье горожан или по деревням в крестьянские семьи. Эта форма воспитания детей-сирот широко практиковалась в России в конце 18 – начале 19 веков. В сельской местности призрение детей-сирот возлагалось на сельские общины, монастыри и помещиков. Оживление внимания к детям –сиротам после Петра –1 произошло при Екатерине-11. В 1764 г. был открыт Московский воспитательный дом, который по замыслу его инициатора И.И.Бецкова должен был способствовать созданию третьего сословия – «новой породы людей», способных служить отечеству. Все воспитанники делились на три разбора по степени их талантливости и способностей. Самые способные могли получить высшее образование и стать образованными людьми.

При жене Павла – 1 Марии Федоровне впервые открылись специальные приюты для слепых и глухих детей. В те же годы создаются первые частные приюты. Первый был создан в 1837 году по инициативе горнозаводчика А.Демидова в Петербурге. К 1917 году на территории России располагалось 538 детских приютов, где воспитывалось около 30 тысяч детей. После революции количество детей-сирот достигло 4,5 млн.

В годы В.О.войны широкий размах приобрело усыновление детей (48 детей). За 41 – 45 годы было усыновлено 270 тысяч детей. (Сейчас в России в 2003 году усыновлено 7331 ребенок, в два раза меньше, чем в доперестроечный период), а за рубеж усыновлено – 7852 ребенка – в пять раз больше, чем раньше).

В 50-е годы впервые открылись несколько детских домов для одаренных детей-сирот (музыка, балет).

Сейчас в нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей.

Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, н они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Назвать все причины сиротства трудно, но все они делятся на следующие:

1. первая причина заключается в том, что родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от несовершеннолетнего ребенка, причем чаще всего в родильном доме. В течение трех месяцев мать может изменить свое решение и ребенок может быть возвращен в семью.

2. вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родители лишаются родительских прав в целях защиты интересов ребенка. Лишение родительских прав осуществляется по решению суда.

3. Третья причина связана со смертью родителей.

В каждой стране создается социальная система защиты и попечения таких детей. К ним можно отнести следующие варианты:

- сохранение ребенка в родной семье;

- возвращение в семью;

- усыновление внутри страны;

- усыновление в другой стране;

- передача на воспитание в семью (оформление опеки или попечительства. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18).Понятия «опека» и «попечительство» как формы семейного воспитания идентичны.

Попечение детей-сирот может быть осуществлено двумя способами: усыновлением или передачей на государственное попечение:

Государственное попечение осуществляется с помощью:

Временной приемной семьи;

Приют (место временного пребывания ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации сроком до 1 года);

Дом ребенка; (дети от 1 мес. до 3 лет);

Детский дом;

Семейный детский дом – это семья, взявшая на попечение одного или несколько детей. Такие семьи создаются на несколько лет по договору-контракту.

Детский дом семейного типа – это специально созданный детский дом по типу семьи. Воспитатели играют роль родителей.

Интернат – образовательное учреждение, в котором дети живут и обучаются.

По данным статистики около 150 тысяч детей находятся в учреждениях гос. попечения, потребность в такого рода социальной защиты испытывают около 500 тысяч детей. В настоящее время в стране насчитывается свыше 400 домов ребенка, около 750 детских домов, свыше 200 школ-интернатов.

Усыновление осуществляется с помощью: приемной семьи, опекунской семьи и семьи усыновителя.

Опекунская семья полагает родственные связи с опекаемым. Определяют опекуна органы опеки и попечительства на основании суда. Опекунские родители ежемесячно получают денежные средства на питание, приобретение одежды, мягкого инвентаря до 18 лет. Опекун осуществляет контроль за сохранением имеющегося у несовершеннолетнего ребенка имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.

Приемная семья – форма устройства детей-сирот на основании договора о передачи детей на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Общее число детей в таких семьях (и родных, и неродных, не должно превышать 8 человек).Приемные родители обладают правами и обязанностями опекуна. На содержание каждого ребенка выплачиваются ежемесячные денежные средства. Государство также оплачивает труд приемных родителей как воспитателей.

Усыновление – ребенок в этом случае в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям. Усыновление проводится судом с участием органов опеки и попечительства. При решении вопроса об усыновлении ребенка, достигшего 10-летнего возраста, требуется согласие ребенка.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.