Творческая личность и ее жизненный путь

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
В среднем высокоодаренных людей рождается один на тысячу, но предрасположенность развивается у 1 из 1млн., а гением становится 1 из 10 млн. Если рассмотреть процентное соотношение одаренных и неодаренных детей, то мы получим график в виде колокола:

2,2% - сверходаренные дети;
13,5% - выше нормы;
68,2% детей имеют средний интеллект;
13,5 % - ниже нормы;
2,2% - умственно – отсталые.

Творчество – это выход за пределы заданного. Первое, что бросается в глаза – это сходство поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями. Поведение того и другого отклоняется от стереотипного, общепринятого.

Есть две противоположные точки зрения на талант. Первая – талант – максимальная степень здоровья, и вторая – талант- это болезнь (люди, обладающие гипнозом)

Традиционно, последнюю точку зрения связывают с именем гениального Чезаре Ломброзо. Правда, сам Лоброзо никогда не утверждал, что существует прямая зависимость гениальности и безумия, но его эмпирические примеры в пользу этой гипотезы. «Седина и облысения, худоба тела, а также плохая мускульная и половая деятельность, свойственная всем помешанным, очень часто встречается и у великих мыслителей. Кроме того, мыслителями, наряду с помешанными, свойственны: постоянное переполнение мозга кровью (гиперемия), сильный жар в голове и слабая чувствительность к голоду и холоду» Ломброзо характеризует гениев как людей одиноких, холодных. Равнодушных к семейным о общественным обязанностям. Среди них много наркоманов и пьяниц: Сократ, Сенека, Гендель, По. 20 век добавил в этот список множество имен , от Фолкнера до Есенина, Фадеева и др.. Гениальные люди всегда болезненно чувствительны. У них наблюдаются резкие спады и подъемы чувствительности. Они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию. Ломброзо приводит любопытные данные: в популяции евреев, живущих в Италии, больше душевнобольных, чем у итальянцев, но больше и талантливых людей. Вывод. К которому он приходит, звучит следующим образом: гений и безумие могут совмещаться в одном человеке.

Список гениев, больных душевными заболеваниями, бесконечен. Эпилепсией болели Петрарка, Мольер, Флобер, Достоевский, не говоря уж об Александре Македонском, Наполеоне, Юлии Цезаре. Меланхолией болели Руссо, Шатобриан. Психопатами были Ж.Санд, Микеланджело, Байрон, Гете и др. Галлюцинации были у Байрона, Гончарова и многих других. Количество пьяниц, наркоманов, самоубийц среди творческой элиты не поддается подсчету.

Гипотеза о совместимости гения и безумия возрождается и в наши дни. Некоторые ученые считают, что гении – носители гена шизофрении.Например, сын гениального Эйнштейна болел шизофренией. В этом списке – Платон, Кант, Ницше, Паскаль, Дарвин, Ньютон, Фарадей и др.

Сейчас активно разрабатывается версия, что одной из причин гениальности может быть мутация генов, которая, конечно же, не может быть полезной для организма в целом, но способствует необычайно высокому уровню творческой, интеллектуальной активности., редкой работоспособности и целеустремленности. В частности. Этой проблемой занимался советский ученый Владимир Павлович Эфроимсон (1908-1989) «Гениальность и генетика». Он доказал, на примере многих выдающихся людей, что заболевание подагрой, предрасположенность к которой передается по наследству, способствует стимуляции мозговой деятельности мочевой кислотой, которая в избытке вырабатывается у этих людей. Таким образом, мозг подагрика постоянно возбужден, как под действием очень крепкого чая или кофе. По данным Эфроимсона, подагра у гениев встречается в 12 раз чаще, чем у обычных людей. (Александр Македонский, Христофор Колумб, Иван Грозный Борис Годунов, Оливер Кромвель, Петр Первый).При синдроме Марфана повышается уровень адреналина в крови, поэтому уровень работоспособности у этих людей гораздо выше.(Непропорционально короткое туловище и необычно длинные ноги, руки, стопы, деформация грудной клетки. – Авраам Линкольн, Шарль де Голль)

Творчество конечно во времени, результаты десятков исследований, посвященные анализу биографий ученых, композиторов, писателей, художников, свидетельствуют о том, что пик творческой активности приходится на период с 30 до 42-45 лет. Жизнь всех творческих людей можно разделить на 2 категории:

1. проживших недолгую, но эмоционально насыщенную жизнь и умерших до 45 лет;

2. долгожители.

Первая категория невероятно обширна – Моцарт –36, Шуберт – 31, Мендельсон – 37, Бизе – 37, Рафаэль – 37, Ван Гог – 37, Эдгар По – 40, Пушкин – 37, Гоголь – 42, Белинский – 37, Байрон – 37, Лермонтов – 26, Маяковский – 37. Грибоедов – 34, Есенин -30 , Дж.Лондон – 40, Блок – 40, Чехов – 43, Мусоргский – 42, Скрябин – 43, Ван Дейк – 42, Добролюбов - 25 . Рокова цифра – 37, следующая - 42 . Джо Дассен, А.Богатырев, В.Высоцкий.

Ученые считают, что их ранняя смерть наступила от неумелого обращения с собой. Даже смерть от эпидемического заболевания (Моцарт, Рафаэль и др.) не доказывает его случайности, здоровый, нормальный организм оказал бы устойчивое сопротивление для того, чтобы одержать победу над болезнью. Почти в каждом случае гибели или самоубийстве например, поэтов, имело место следствие переутомления от творческого процесса, невростения и тяжелая жизнь. В частности. А.С.Пушкин за последние 1,5 года своей жизни сделал 3 вызова на дуэли, поэт был крайне утомлен и сам искал смерти. Трагедия постоянной творческой активности – главная причина смерти Маяковского. По его собственным словам, в конце жизни голова его постоянно работала, усилилась разбитость, появились головные боли и т.д.

Пик творческой активности, определяемый по датам опубликования важнейших трудов, открытий, изобретений, приходится на 39 лет. После этой даты следует либо медленный, либо очень быстрый, «обвальный» спад творческой активности.

Пик творческой активности у представителей разных наук достигается в разные годы. Наиболее рано пик творческих достижений наблюдается у математиков – 23-30 лет, затем идут физики-теоретики и химики – 25-35 лет. Представители других естественных наук и физики-экспериментаторы –35-40. Позже всех пик творчества наблюдается у гуманитариев и философов. Чем более ценен вклад творческой личности, тем выше вероятность, что творческий пик пришелся на более молодой возраст.

Некоторые исследователи считают, что существует 2 пика творческой продуктивности в течение жизни – первый приходится на 25-40 лет (в зависимости от сферы деятельности), а второй наблюдается в конце 4 десятилетия с последующим спадом после 65 лет. Но существуют и творческие долгожители – Кант – 81. Толстой – 82. Гете – 82, Ньютон – 84, Фарадей – 77. Дарвин- 73 Платон – 81. Эдисрн – 82. Нетрудно заметить, что преобладают великие философы. Ученые-теоретики писатели-интеллектуалы с философским складом ума. Т.е. высокий интеллект продлевает жизнь. У некоторых наиболее выдающихся деятелей науки не наблюдается спад творческой активности даже перед смертью. Творческую активность сохраняют до глубокой старости люди, сохранившие свободолюбие, независимость взглядов, т.е. те качества, которые присущи юности. Но есть и творческие мертвецы (Глинка, Шуман. Фонвизин).

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Над сущностью творчества задумывались крупные ученые самых различных специальностей. Однако до сих пор нет до конца разработанной и единой позиции по вопросам природы творчества, его условий и стимулов, хотя некоторая общая тенденция может быть обозначена.Многие исследователи проблем ворчества склоняются к мысли, что творчество составляет сущность деятельности. Творчество также присуще человеку, как сознание, мышление, память, воображение. Предпосылкой творчества является пластичность, гибкость человеческого мышления, которая проявляется в способности личности к многостороннему, вариантному видению мира. (Каждый человек видит один и тот же предмет по-разному).

Согласно Фромму сущность человека выражается в следующих потребностях:

1. познание;

3. творчество;

4. общение;

5. постижение себя через других.

Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных материальных или духовных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей. Это высшее проявление личности в процессе ее жизнедеятельности.

Творческие способности – это развитие творческого воображения. Наблюдательности, неординарного мышления.

Креативность – установка личности, проявляющаяся в творческом подходе к жизни, в стремлении к реализации себя в различных сферах жизнедеятельности. В нестандартном подходе к жизненным явлениям и процессам. В поисках необычных решений и способов преодоления и компенсации рутинных элементов жизнедеятельности. Термин «креативность» ввел американский ученый Дж.Гилфорд, его дословный перевод звучит как «творческость», что не идентично традиционно используемому термину «творчество». Творчество предполагает направленность на получение определенного продукта, а творческость обозначает направленность на нестандартный подход к любому виду деятельности.

Принято выделять несколько уровней развития креативности:

1. перенос известных человеку знаний, умений, вариантов решений в условия новой ситуации;

2. нахождение нового решения в стандартной ситуации из комбинации известных человеку идей, знаний, приемов;

3. нахождение решений в нестандартной ситуации из комбинации известных идей, знаний, приемов;

4. создание новых способов и порождение новых идей для решения определенных проблем;

5. порождение идей, революционирующих ту или иную область знаний.

Если пятая стадия креативности – удел немногих, то достичь первых четырех в состоянии большая часть людей в процессе развития.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.