Психологические особенности творческой личности

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Люди, отличающиеся творческой направленностью личности, имеют некоторые общие характеристики. Их отличает:

- независимость в суждениях;

- самоуважение;

- вера в себя;

- развитое чувство прекрасного;

- склонность к риску;

- внутренняя мотивация;

- стремление к порядку;

- любознательность;

- стремление объединить знания из различных областей;

- предпочтение трудных задач;

- готовность преодолевать препятствия;

- толерантность к неопределенности;

- готовность противостоять мнению окружающих;

- чувство юмора.

Творческих детей отличает живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, изобретательность, богатая фантазия, нестандартность мышления, отличная память в сочетании с ранним языковым развитием, способность к классификации

Барьерами, тормозящими раскрытие творческого потенциала личности, является такое состояние личности, как тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие, страх показаться смешным или некомпетентным.

Высокая увлеченность делом может приводить и к не очень желательному стремлению доводить все до полного совершенства. Завышенные личные стандарты и чувство неудовлетворенности, возникающее тогда, когда результаты оказываются хуже запланированных, приводят к некоторой уязвимости. В ходе творческой активности креативы могут быть склонны к психофизиологическому истощению что приводит к крайним эмоциональным состояниям.

Специальные исследования детей позволили выделить следующие четыре группы детей, отличающиеся уровнем развития интеллекта и креативности:

1. высокий интеллект – высокая креативность;

2. Высокий интеллект – низкий уровень криеативности;

3. низкий интеллект – высокая креативность;

4. низкий интеллект – низкий уровень креативности.

Только в случае, когда высокая креативность сочетается с с высоким уровнем интеллекта, наблюдается хорошая адаптация к социальной среде, эмоциональная уравновешенность, высокая и продолжительная творческая активность. Дети имеют адекватный уровень самооценки. Они уверены в своих способностях, обладают внутренней свободой и вместе с тем высоким самоконтролем.

Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности стремятся к школьным успехам, которые должны выразиться в виде отличной оценки. Они крайне тяжело воспринимают неудачу, можно сказать, что у них преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей. Они избегают риска, не любят высказывать публично свои мысли. Они сдержанны, скрытны и дистанцируются от своих одноклассников.

Дети, обладающие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, они очень тревожны, страдают от неверия в себя, комплекса неполноценности. Многие учителя характеризуют их как тупых, невнимательных, поскольку они с неохотой выполняют рутинные задания и не могут сосредоточиться. У них мало друзей, зачастую они попадают в детском коллективе в положение изгоев.Они страдают от одиночества и депрессий. Компенсируется это за счет увлечений: занятий в кружках, студиях, секциях. Часто они имеют необычные хобби.

Дети с низкими уровнями интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середнячках» и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку, низкий уровень их предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.

Творческая личность с трудом входит в жизнь социальной группы. Большинство исследований подтверждает, что для одаренных людей характерны высокая тревожность и низкая адаптивность и как следствие личностные и межличностные проблемы. Такой человек принимает общепринятые ценности только тогда, когда они совпадают с его собственными.

В школе креативы часто испытывают дискриминацию из-за ориентации на «средние оценки», унификацию программ, преобладания жесткой регламентации поведения, учителя, как правило, оценивают креативов как «выскочек», демонстративных, истеричных, упрямых и т.д. Сопротивление креативов репродуктивным работам, их большая чувствительность к монотонии расценивается как лень, упрямство, глупость. Часто талантливые дети становятся объектом преследований сверстников – подростков. Поэтому, иногда к концу школьного обучения одаренные дети иногда впадают в депрессию, маскируют свои способности. Дальнейшая судьба креативов складывается в зависимости от условий среды.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.