СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
В последнее время растет число детей и подростков, имеющих деструктивную активность личности, направленную на осознанное лишение себя жизни. Суицид – это осознанное лишение себя жизни. Однако надо рассматривать не только сам суицид, но и все суицидальное поведение в целом. Суицидальное поведение включает в себя кроме самого суицидального акта еще и покушения, попытки и проявления. К покушению относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента.

Суицидальными попытками считаются демонстративные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им средства. Суицидальные попытки молодежи в подавляющем большинстве имеют оттенок манипулятивности, в чем проявляется принципиальное отличие суицидального поведения у лиц этой возрастной категории. Так, в 90% случаев суицидов в подростковом возрасте – это крик о помощи, и лишь в 10% случаев имело место истинное желание покончить с собой. Если в целом соотношение суицидальных попыток и самоубийств 10 к 1, то у молодежи это соотношение достигает 200 или даже 300 к 1, т.е. на каждого человека, покончившего с собой, приходится 200 –300 покушавшихся на самоубийство. Причем, девушки значительно чаще совершают попытки самоубийства, чем юноши. Однако попытки самоубийств у юношей имеют большую вероятность закончиться трагически. Одна из вероятных причин этого заключается в том, что неудачные попытки самоубийства у юношей получают более негативную оценку у окружающих, играет свою роль и выбор способа покончить с жизнью – у девушек это, в основном, передозировка лекарств или наркотиков, а у юношей – повешение. Подростки, совершившие попытки самоубийства, имеют значительно больший риск повторных подобных действий, если 10 – 15 % взрослых людей повторяют попытки совершить суицид, то среди подростков эта цифра достигает 50. Риск повторных действий велик в течении первого года и особенно в первые три месяца.

К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намерения, не сопровождающиеся какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни. К подобным проявлениям следует относиться с вниманием и уважением.

Суицидальное поведение имеет внешнюю и внутреннюю активность:

Внутренние суициадальные проявления включают в себя:

· суицидальные мысли, фантазии на тему смерти;

· суицидальные замыслы (придумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени;

· суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.

К внешним формам суицидального поведения относят:

* суицидальные попытки;

* завершенный суицид.



Одна из первых попыток классификации самоубийств сделал социолог Э. Дюркгейм.Он разделил все самоубийства на три группы:

1. эгоистические самоубийства – они происходят тогда, когда человек чувствует себя отвергнутым обществом, одиноким, лишним и никому не нужным;

2. альтруистические самоубийства лежат на противоположном полюсе – они совершаются ради блага других людей (японские камикадзе, солдаты на войне);

3. аномичные самоубийства происходят тогда, когда человек испытывает внезапные катастрофические изменения в судьбе или резко меняется его положение в обществе (аномией называют потерю смысла жизни).

А.Е.Личко выделяет три типа суицидального поведения у подростков: демонстративное, аффективное и истинное.

Демонстративное суицидальное поведение выражает не всегда осознанное подростком стремление привлечь внимание к положению, в котором они оказались, вызвать сочувствие, избежать ожидаемых неприятных последствий за какие-либо проступки, выйти из трудной ситуации (шантаж, угрозы, вымогательство и т.п.).

Аффективное суицидальное поведение обычно не обдумывается заранее, а происходит спонтанно, по типу «короткого замыкания». В основе лежит состояние чрезвычайно сильного переживания обиды, острого недовольства окружающими или самим собой, стремление наказать, отомстить за свою обиду. В отличие от демонстративных суицидальных реакций, аффективный суицид совершается в одиночестве. Если смертельный исход не наступил, то подростки, как правило, стыдятся своего поступка, стараются его скрыть, тогда как демонстративная реакция рассчитана на внимание и сочувствие окружающих.

При истинном суицидальном намерении подростка покончить с собой нередко долго вынашивается, предпринимаются меры, чтобы никто этому не помешал, 10% попыток истинного суицида возникают вследствие психических заболеваний.

Чаще всего суицидальное поведение наблюдается у подростков при депрессивных состояниях, которые имеют различное происхождение. Психологи выделяют несколько типов подростковой депрессии:

Делинквентный вариант – проявляется в нарушениях поведения, не свойственных ранее подростку, это может быть нарочитая грубость, непослушание, утрата интереса к учебе, прежним увлечениям, употребление наркотиков и алкоголя, при этом во всех поведенческих проявлениях обнаруживается «налет» отчаяния: подросток словно специально ищет поводов для наказания;

Ипохондрический вариант подростковой депрессии характеризуется сочетанием незначительных соматических нарушений с многочисленными жалобами, отражающими сверхценный характер переживаний;

Астеноапатичный вариант депрессии у подростков обычно начинается с ухудшения успеваемости в школе вследствие ухудшения внимания и осмысления учебного материала. Ухудшающиеся результаты в учебе приводят подростка в состояние отчаяния, которое еще больше снижает уровень школьной деятельности. Недавно активный, общительный подросток превращается в вялого, унылого и бездеятельного домоседа, утрачивается интерес ко всем прежним увлечениям. На фоне этого состояния возникают мысли о самоубийстве, особенно если обвинения со стороны взрослых становятся невыносимыми или подросток подвергается общественному осуждению.

Меланхолические депрессии проявляются в болезненно угнетенном настроении, чувстве безысходной тоски.

К особенностям суицидального поведения у детей и подростков относят:

- недостаточно адекватную оценку ими последствий своих суицидальных действий из-за отсутствия четкого представления о том, что такое смерть;

- отсутствие четких различий между истинными суицидальными намерениями и демонстративно-шантажными действиями;

- несоответствием между внешним поводом и реакцией на него, т.е. незначительность, с точки зрения взрослого, мотивов суицидальных попыток – отсюда неожиданность факта.

Самоубийство почти никогда не бывает вызвано какой-либо одной причиной, они действуют в совокупности, и иногда трудно определить, какая же причина была основной и решающей. Наиболее типичными мотивами суицидального поведения подростков являются:

- переживание обиды, одиночества, отчуждения, невозможности быть понятым;

- действительная или мнимая утрата родительской любви, ревность;

- переживания, связанные со смертью, разводом, уходом родителей из семьи;

- чувство вины, стыда, угрызения совести, оскорбленное самолюбие, боязнь позора, насмешек, унижения;

- страх наказания, нежелание принести извинения;

- любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность у девочек;

- чувство мести, злобы, протеста, угроза, предупреждение, вымогательство;

- желание привлечь внимание к своей судьбе, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

- сочувствие или подражание товарищам, героям книг, фильмам, кумирам.

Важный факт, на который следует обратить внимание – наличие у подростков родственников, совершивших суицид или его попытку.(американские данные – 20% малолетних самоубийц имели кого-либо в семье, кто совершал самоубийство или его попытку). Семейные конфликты, согласно мнению зарубежных авторов, являются наиболее распространенной причиной суицидальных кризисов. Только 38% молодых людей, совершивших суицидальные покушения, считали, что у них было счастливое детство, тогда как из контрольной группы такого мнения придерживаются 94%.

Семейные факторы риска:

· в семье наблюдаются нарушения психического или невротического характера;

· в истории семьи зафиксирован суицид;

· ранее наблюдались попытки покончить с собой;

· семья имеет склонность к насилию, включая эмоциональные и психические злоупотребления;

· частые наказания детей;

· в доме хранится огнестрельное оружие.



Основные симптомы такого поведения по мнению американских психологов:

- побеги из дома или приюта: они временно снимают напряжение и дают приятное чувство контроля над ситуацией;

- сексуальная активность (физическая близость с другим человеком, проявляющим к тебе интерес, дает некоторое чувство удовлетворения, для девушек, однако, эта попытка является наиболее саморазрушающей и угнетающей личность);

- скука, тоска, беспокойство(за периодом повышенной активности и энтузиазма следует период невыносимой тоски и скуки);

- нарушение концентрации (сосредоточения), часто это один из самых ранних, наиболее часто встречающихся симптомов. Это защитное свойство организма, так как мозг ищет средство для того, чтобы избежать болезненных, мучительных мыслей и чувств, и неспособность сосредоточиться на чем-либо помогает ему в этом;

- нарушение сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий, зловещих животных;

- агрессивное поведение и делинквентность: депрессивные чувства, захватившие молодого человека, должны найти выход, и иногда они выливаются в агрессивное, разрушающее поведение, особенно у юношей. Этим можно объяснить некоторые акты вандализма и кажущуюся бессмысленной жестокость их поступков.

Признаки суицидального риска:

1. признаки замышляемого суицида: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, гибелью людей, собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера;

2. наличие опыта самоубийств в прошлом: наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей;

3. максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное;

4. объективная тяжесть жизненных обстоятельств: неблагополучная семья, плохие отношения с близкими, общественное отвержение;

5. снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.

Формы профилактики подростковой суицидности:

- неукоснительное соблюдение пед. этики в повседневной работе каждого воспитателя или учителя;

- освоение хотя бы минимума знаний по выявлению и профилактике суицидального поведения;

- раннее выявление контингента риска и своевременная психолого-педагогическая коррекционная работа;

- активный патронаж семей, в которых проживают учащиеся группы риска, оказание консультативной помощи родителям и детям;

- неразглашение фактов суицидальных случаев в школьных коллективах;

- рассмотрение угрозы суицида в качестве признака повышенного суицидального риска;

- усиление внимания родителей к порядку хранения лекарственных веществ;

- формирование у учащихся таких понятий как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни»;

- повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению трудностей.

Иногда попытка самоубийства – выход сама по себе. Социальная изоляция разорвана, молодой человек находится в центре внимания врачей, социальных работников, родственников. Для некоторых подростков этот кризис приносит облегчение, помогает воспрянуть духом.

Профилактика суицидов

если пациентами являются молодые люди, то к ним необходимо применять особые методы терапии. Например, такие, как:

1. Индивидуальная психотерапия (с учетом того, что попытки самоубийства молодых чаще всего манифестация своих чувств).

2. Познавательно-поведенческая терапия. (Цель данного лечения - помочь молодому человеку по другому взглянуть на ситуацию. С пациентами обсуждаются суицидальные мысли, поступки с целью найти более реальный подход к решению возникших проблем).

3. Семейная терапия. (Вся семья является пациентами психотерапевта).

4. Групповая терапия. (Подростки, пережившие суицидальные кризисы, собираются вместе, обсуждают свои проблемы и с помощью психотерапевта пытаются найти выход из кризисных ситуаций)[350,311].

Говоря о долговременной превентивной работе, Дж.Доминиан подчеркивал важность стабильных семейных отношений, правильно выбранных форм и средств воспитания, придавая немаловажное значение социальному окружению, с которым подросток сталкивается ежедневно [226, 248]. И в первую очередь это касается семьи, эмоционально отторгнувшей молодого человека. Исходя из этого, необходимым условием выхода из суицидального кризиса является предоставление подростку нового опыта человеческих отношений, стимулирующего чувства привязанности, защищенности, помогающего повысить самооценку и таким образом создающего альтернативную мотивацию.

В ходе исследования было выяснено, что в Америке, наряду с работой в конкретной семье, где есть молодые люди, предрасположенные к суицидам, применяются следующие формы помощи: молодому человеку предлагают пожить в коммуне, где проживают от 4-х до 10 подростков совместно со взрослыми, специально подготовленными людьми, замещающими на время родителей, которые создают им обстановку социальной защищенности, морально-психологической безопасности, иначе говоря - атмосферу любви, доверия и сотрудничества [226, 250]. Необходимо отметить, что в последнее время количество подобных коммун в США значительно возросло.

Английские и американские исследователи убеждены, что школа должна играть значительную роль в профилактике суицидального поведения. Помимо того, что учителя должны помочь молодому человеку гармонизировать межличностные отношения со сверстниками в школе и в референтной группе, в последнее время все большее значение придается образовательным программам, которые включаются в общую программу обучения школьников.

В двух штатах США - в Калифорнии и во Флориде накоплен достаточно ценный опыт по внедрению в школах образовательных программ по предупреждению суицидов, которые ставят перед собой цель - научить людей распознавать потенциальных самоубийц и вооружить их правилами поведения с ними. В Калифорнии эта программа включает в себя проведение пяти уроков в год со всеми учащимися по предотвращению суицидов, требования по обучению учителей и специальный раздел посвящен работе с родителями. В штате Флорида эта программа была воплощена в ряде уроков “по умению справляться с жизненными ситуациями” (“life-management”), которые проводились с учащимися старших классов [219,179].

Полагаем, что некоторые элементы подобных программ могут быть использованы в отечественной превентивной практике. Конечно, жизненные ситуации не могут поместиться в жесткие рамки учебных программ, но знание основ превентивной работы с суицидоопасной категорией молодежи может помочь найти правильную форму поведения и стиль отношений с молодым человеком, переживающим тяжелый душевнй конфликт.

Большинство англо-американских специалистов подчеркивают важность дальнейшей разработки данной проблемы, учитывая тенденции к росту числа суицидальных попыток среди молодежи. Но небольшое число ученых настаивает на том. что все люди сами вправе решать - жить или умереть. До сих пор в американском обществе дебатируется вопрос, что же такое самоубийство - преступление, грех или право (особенно в случае с неизлечимо больными людьми). Однозначного ответа на этот вопрос пока не существует. Однако когда дело касается молодых людей, то необходимость квалифицированной социально-педагогической и психологической помощи не вызывает никаких сомнений - только человеческое внимание и участие способно предотвратить многие, казалось бы “неразрешимые” конфликты юности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.