ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Роскошь долголетия заключается в том, что чем дольше люди живут, тем больше помощи они требуют. В наиболее богатых странах человеку уходящему на пенсию в 65 предстоит еще пожить в среднем 15 - 20 лет. Сто лет назад до 65 доживали очень не многие, и вопрос о дальнейшем сроке просто не ставился.

Один из подарков ХХ века заключается в возможности старения. Произошло это благодаря, главным образом следующим причинам:

- более здоровые жизненные условия (в том числе, положительные изменения в структуре питания)

- меньший риск инфекционных заболеваний,

- снижение доли тяжелого физического труда.

Однако, уже сегодня правительства многих стран серьезно обеспокоены размерами затрат, которые связаны с увеличивающейся продолжительностью жизни. Речь идет о пересмотре принципов отношения к лицам третьего возраста, причем в условиях, когда каждый четвертый избиратель – пенсионер.

ОБРАЗОВАНИЕ ЖЕНЩИН

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Переход к рыночной экономике зиждется на повседневном соперничестве, конкурентной борьбе за более полную реализацию част­ных и групповых интересов. В борьбе, как известно, выигрывает лучше подготовленный. Имея равные с мужчинами права в области образования, женщины не могут в той же мере воспользоваться ими в силу особенностей, наложенных природой и своим положением в семье. Деторождение, уход за детьми и ведение домашнего хозяйства являются существен­ными факторами, ограничивающими женщину в социальной деятельности, в том числе и в образовании.

Вопросы женского образования имеют свою специфику, выраженную как в содержании образовательных потребностей этой части взрослого населения, так и в формах предоставления образо­вательных услуг. Исторически, в советском обществе “домашняя вахта” женщин рассматривалась как нечто второго сорта, имеющее низкую общественную оценку. Сейчас, очевидно, восприятие домашнего труда постепенно меняется. У женщин появляется возможность выбора социальной роли от “хранительницы домашнего очага” до “бизнес-вумен” (деловая женщина). Соответственно, меняются возможности и предложения образовательной системы.

К числу наиболее важных направлений женского об­разования взрослых принято относить:

- содействие при вхождении на рынок труда;

МОЛОДЫЕ ВЗРОСЛЫЕ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
К этой категории населения относятся вы­пускники образовательных учреждений, вступающие в самостоятельную жизнь. Они нуждаются в повышенном внимании и социальной поддержке главным образом потому, что не имеют продолжительного жизненного опыта и квалификации, позволяющей успешно действовать в сфере профессиональной за­нятости. Рынку труда нужна не потенциальная рабочая сила, а уже готовые к выполнению определенных функции работники.

Как показывает опыт, попытки законодательно принудить работодателей к преимущественному найму лиц молодого возраста и к сохранению за ними рабочего места при неблагоприятном изменении экономической конъюнктуры, осязаемого успеха не имеют. Специалисты, только что окончившие учебное заведение, далеко не всегда желаемые фигуры на предприятии, даже если оно реально нуждается в работниках данного профиля. Им необходима до­полнительная подготовка, соответствующая требованиям конкретного рабочего места. "Доводка специалиста" - процесс длительный, в сложных видах труда она составляет 5-7 лет и требует не­однократного обращения к услугам специализированных учреждений образования.

Другая сторона проблемы - профессиональный рост работника и его продвижение по ступеням служебной лестницы. В этой связи важное значение для социального самочувствия работника и видения им своих перспектив имеет комплекс мер, составляющих процесс "планирования карьеры". Он оформляется в виде соглашения между работником и работодателем: первый обязуется компетентно и добросовестно работать, систематически повышая свою квалификацию, второй -предоставить возможность для продолжения образования и обеспечить продвижение по службе после успешного прохождения очередной ступе­ни образовательной лестницы.

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ БЕЗРАБОТНЫХ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Современная безработица не явля­ется чисто экономической категорией, трактуемой в терминах избы­точной рабочей силы. В восприятии конкретного человека - потеря рабочего места означает не только утрату источника средств к суще­ствованию. Это также разрыв социальных связей, значительные эмоциональные и психические пере­грузки - подрыв уверенности в себе, чувство вины перед близкими и, даже, бесперспективность жизни.

Вместе с принуди­тельным исключением человека из сферы труда усекаются его гражданские права и свободы. Вот почему профессио­нальная подготовка и переучивание на новые, востребуемые на рынке труда специальности, является единственно адекватным ответом на без­работицу.

Обеспечить данную категорию граждан средствами к жизни на том или ином уровне прожиточного минимума и дать им возможность переучиться на нужные рынку труда специальности – одна из обязанностей государства по отношению к гражданам. Разумеется, что граждане, в свою очередь, должны быть готовы к переподготовке и обучению. Безработные нуждаются как минимум, в следующих видах образовательных услуг:

- обучение, обеспечивающее скорое возвращение а сферу труда;

- обучение, способствующее сохранению уровня квалификации в период вынужденного отхода от трудовой деятельности;

Учащийся человек и кризис ценностей

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Ориентация образования на рынок в переходный период предполагает постоянный кризис идентичности как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Сегодня человек отождествляет себя с одной профессиональной группой, а завтра -–с другой. С этой точки зрения непрерывное образование имеет задачу развить у человека гибкость, адаптабельность к постоянно изменяющейся среде, а также, минимизировать риски, которые возникают в ситуациях выбора.

Понятие риска не случайно вводится в теорию непрерывного образования. В трансформируюшемся обществе, которое ставит целью использовать потенциал всех его граждан, повышается вероятность ошибочных действий с неблагоприятными последствиями. Обычно в отношении конкретного человека страхователями на случай рисков обычно становится семья, социальная микросреда (предприятие, профессиональное или учебное товарищество и т.д.), государство. Сейчас же, речь чаще идет об индивидуальной ответственности за риски, что означает моральную, правовую, административную или иную ответственность конкретного человека за конкретный поступок или бездействие.

Индивидуальная потребность в непрерывном образовании

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Образование, до недавних пор связанное лишь с определенным периодом в жизни человека, становится необходимым компонентом всех без исключения периодов жизненного цикла. Таким образом, непрерывное образование следует рассматривать как важнейший ресурс не только устойчивого и согласованного развития личности и общества, но и как решающий фактор интеграции российского общества в процессы мирового развития. При этом, образование понимается как институализированный социальный процесс, который может происходить и вне нынешней системы образования и даже оказывать обратное воздействие на нее. Этот достаточно новый для российской социологии и философии образования подход основывается на признании неотъемлемости права на образование.

Современное понимание всеобщности права на образование основывается, прежде всего, на признании автономии личности, как самостоятельного и ответственного субъекта общественных отношений. Посредством участия в образовательных программах, а также в результате самообразования, человек реализует возможность духовного роста и развития. Государство, в свою очередь, признает право на образование, поскольку именно через учебную деятельность общество воспроизводит сложившиеся матрицы культуры, технологий и, наконец, национальной идентичности.

В нашей стране право на образование гарантировано Конституцией. Однако, всякая декларация подобного уровня нуждается в создании социальных механизмов, которые обеспечивали бы реализацию этого права на всех государственных уровнях и во всех социальных группах, независимо от возраста людей.

Измерение и индикация грамотности

Наука » Педагогика » Общая педагогика
По оценкам ряда международных экспертов от 25 до 40 % населения нашей страны испытывают значительные трудности при письме, чтении, работе с числами. Очевидно, настало время для более тщательных исследований, которые показали бы действительное положение дел в соотношении с быстро изменяющимися требованиями к образовательной деятельности.

В этой связи отметим, что предложенная выше классификация основных видов грамотности может стать одним из возможных путей компетентного рассмотрения вопроса о едином национальном стандарте грамотности.

Стоит принять, также, во внимание, что уже разработаны и апробированы в ряде стран конкретные индикаторы функциональной и общей грамотности населения. Обычно, изучаются три области действий – работа с печатным текстом, работа с документами, включая заполнение различных анкет, счетов, опросных листов. И, наконец, работа с числами, которая включает в себя не столько навык арифметических действий, сколько умение понимать и интерпретировать численные данные – дозировки лекарств, срок годности пищевых продуктов, прайс-листы, прогнозы погоды, расписания электричек и т.д.

Уровни грамотности в каждой из этих областей варьируются от 1 до 5. Причем, если на низком уровне используется распознавание информации и ее идентификация, то на самом высоком, пятом уровне, от респондента ожидается аналитическая и синтетическая работа с избранным информационным объектом.

Современные виды грамотности

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Сегодня говорят о компьютерной, экологической, правовой, политической, экономической, географической грамотности, имея в виду освоение комплекса соответствующих знаковых систем и умений оперировать их элементами. Всякая деятельность – это процесс разрешения проблем того или иного уровня сложности и чем выше этот уровень, тем значимее интеллектуально-познавательный компонент деятельности и тем обязательнее предварительное обучение. Поэтому в современных условиях путь к более полной реализации всех жизненно важных интересов человека пролегает через непрерывное образование.

От степени доступности и содержания тех или иных форм и уровней образования, включая, разумеется, наличие соответствующей мотивации самого субъекта, непосредственно зависят: мера материального благополучия, характер социального самочувствия, степень свободы принятия решений и выбор линии поведения.

Как уже отмечалось, принято отличать две основные формы грамотности – общую и функциональную. Общая грамотность складывается из совокупности систематизированных знаний и базируется на адекватном понимании человеком окружающей действительности.

Под функциональной грамотностью понимается способность к компетентному и эффективному действию. Она является социальным феноменом поскольку от нее зависит мера реализации жизненных интересов человека и характер его взаимоотношений с обществом.

Грамотность

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Проблема грамотности непосредственно связана с непрерывным образованием в его современном понимании. В наиболее общем значении, грамотность понимается как способность человека к компетентному участию в различных сферах жизнедеятельности общества, включая наиболее полную реализацию его конституционных и иных прав и гарантий.

Более детально различают общую (элементарную), функциональную или освобождающую[17] грамотность. При этом, широко дискутируется содержание понятия грамотность как в универсальном значении, так и в различных контекстах (профессиональных, культурных, правовых). Пересматривается и структура феномена грамотности, включая различные исторические модификации, новые ее виды и типы.

По своему смысловому содержанию проблема грамотности представляет своеобразную призму, сквозь которую наиболее отчетливо просматривается вся обширная совокупность задач, стоящих сегодня перед системой образования в целом и ее отдельными звеньями. Разработка новой концепции грамотности имеет исключительно важное значение для изменения сложившейся практики подготовки человека к профессиональной и различным видам социальной деятельности.

К вопросу о социальной эффективности непрерывного образования

Наука » Педагогика » Общая педагогика
История показывает, что в практике образования самым тесным образом переплетены проблемы политического, экономического и культурного значения. Эффективность – одна из таких проблем, имеющая особое значение.

Если рассматривать эффективность экономическую, то она определяется как отношение всех совокупных затрат к полученным экономическим результатам. Отсюда следует, что наиболее общий показатель экономической эффективности включает окупаемость затрат на образование. Он основывается на соизмерении последних с приростом национального дохода, обусловленным повышением уровня образования. Существенно, что при экономическом подходе речь идет не об эффективности образования как таковой, а об эффективности использования капиталовложений (инвестиций), выделяемых на развитие системы образования или ее отдельных подразделений.

Однако, проблема социальной эффективности образования значительно объемнее и сложнее, чем проблема возмещения вложенных ресурсов. Ее нельзя глубоко и всесторонне осмыслить на основе формулы эффективности, практикуемой в работах по экономике образования. Остановимся на это подробнее.

Развитие принципа непрерывности в образовании

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Развитие принципа (идеи) непрерывности образования в нашей стране имеет свою историю. Так, первоначально, в конце 60-х – начале 70-х годов доминировал подход, согласно которому пожизненное накопление знаний очевидно полезно и обществу, и самому человеку. Чем дольше человек учится, тем больше он знает, тем духовно богаче становится. Затем, гуманистический подход был потеснен прагматической необходимостью систематически обновлять производственно-технические знания, умения и навыки, необходимые для трудовой деятельности в условиях динамично изменяющихся технологий. Это были 70-е годы с их верой в безграничные возможности научно-технической революции и проистекающим отсюда технократизмом в подходах к проблемам образования.

Позднее, к концу 70-х – началу 80-х годов, понимание задач непрерывного образования было расширено, а акцент был поставлен на так называемую “жизненную квалификацию”, т.е. на необходимость постоянного пополнения и обновления знаний, необходимых взрослому человеку в различных сферах его жизнедеятельности. При этом процесс представлялся как поступательное (восходящее) движение индивида по образовательной лестнице от одного института к другому.

Баланс общего и профессионального образования

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Профессиональное образование, которое быстрее всех реагирует на изменяющуюся потребность в работниках, по-прежнему остается наиболее массовым и развитым по сравнению с другими подразделениями. Оно имеет выраженное структурное строение, разветвленную сеть учреждений и достаточно четко очерченные задачи каждого из них.

Что же означает модель профессионального образования, основанная на принципе непрерывности? Замысел состоит в том, чтобы интегрировать начальное, среднее и высшее профессиональное образование и различные ступени послевузовского обучения в одну целостную образовательную лестницу и создать максимум возможностей для ее успешного прохождения всеми, кто этого пожелает.

Ход развития профессионального образования в трансформирующемся обществе определяется негативной тенденцией появления рынка дешевой неквалифицированной рабочей силы. Преодаление этой тенденции – основная задача профессионального образования, которое должно быть ориентировано на:

· Усложнение содержания трудовых функций работника, которое связано с внедрением наукоемких и информационно насыщенных технологий;

· ускорение темпов обновления основных фондов, в частности технологического оборудования;

· сокращение потребности в неквалифицированной и малоквалифицированной рабочей силе;

· сокращение сроков функциональной пригодности приобретенной ранее квалификации;