Роскошь долголетия заключается в том, что чем дольше люди живут, тем больше помощи они требуют. В наиболее богатых странах человеку уходящему на пенсию в 65 предстоит еще пожить в среднем 15 - 20 лет. Сто лет назад до 65 доживали очень не многие, и вопрос о дальнейшем сроке просто не ставился.
Один из подарков ХХ века заключается в возможности старения. Произошло это благодаря, главным образом следующим причинам:
- более здоровые жизненные условия (в том числе, положительные изменения в структуре питания)
- меньший риск инфекционных заболеваний,
- снижение доли тяжелого физического труда.
Однако, уже сегодня правительства многих стран серьезно обеспокоены размерами затрат, которые связаны с увеличивающейся продолжительностью жизни. Речь идет о пересмотре принципов отношения к лицам третьего возраста, причем в условиях, когда каждый четвертый избиратель – пенсионер.
В России сочетание старения населения с прогрессирующей бедностью[39] порождает новые проблемы. Прежде всего, моральные - до какой степени общество может поддерживать уровень пенсионного и медицинского обеспечения в третьем возрасте. Какая поддержка, помимо материальной, возможна со стороны государства ? Может ли образование каким - то образом обеспечить решение проблемы бедности в третьем возрасте ?
Признавая всю сложность поставленных вопросов и их прямую зависимость от принятой в обществе системы ценностей можно, тем не менее, достаточно определенно говорить об информационной и образовательной поддержке лиц в третьем возрасте. При этом, пожилые рассматриваются как неиспользуемый пока ресурс общественного развития и, в частности, своей микросреды.
Если собрать вместе те области знаний, которые пользуются интересом у пожилых[40], то картина выглядит примерно так:
-правовые знания - наследование, дарение, составление завещания;
-медицинские (санитарно - гигиенические) - распознавание болезней, первичная помощь, информация о своем заболевании, умение строить отношения с лечащим врачом и медперсоналом, модели “независимой жизни”;
-экономические - навыки ведения бюджета, понимание экономических процессов в государстве;
-экологические - поддержание среды обитания, качество продуктов и воды (сроки годности товаров, например), утилизация отходов (особенно в сельской местности);
-психологические - подготовка к выходу на пенсию, переход к глубокой старости, отношения с другими поколениями;
-философские и религиозные - общие вопросы о смысле жизни, происхождении нравственных ценностей;
-практические знания – сад, огород, кулинария, компьютер, игры с детьми, рукоделие, живопись, написание мемуаров;
-научно - популярные (досуговые) знания - история, краеведение, языки, политика, литература, архитектура, путешествия. коллекционирование
-гражданские знания – защита своих интересов, участие в управлении и решении общественно значимых вопросов.
По нашему мнению, пожилые люди обладают значительной мотивацией и способностями к освоению самых различных систем знаний и навыков. Однако, фактическое положение пенсионера, отстраненного от общественной жизни, служит не только источником внутрисемейных конфликтов, но и понижает самооценку человека в старшем возрасте. Систематические занятия под руководством специально подготовленного персонала способны наполнить индивидуальную жизнь полезным содержанием и получить определенный социальный эффект[41].
Поэтому, текущей задачей является создание условий для самых различных форм обучения и распространения необходимых знаний среди лиц третьего возраста.
Один из подарков ХХ века заключается в возможности старения. Произошло это благодаря, главным образом следующим причинам:
- более здоровые жизненные условия (в том числе, положительные изменения в структуре питания)
- меньший риск инфекционных заболеваний,
- снижение доли тяжелого физического труда.
Однако, уже сегодня правительства многих стран серьезно обеспокоены размерами затрат, которые связаны с увеличивающейся продолжительностью жизни. Речь идет о пересмотре принципов отношения к лицам третьего возраста, причем в условиях, когда каждый четвертый избиратель – пенсионер.
В России сочетание старения населения с прогрессирующей бедностью[39] порождает новые проблемы. Прежде всего, моральные - до какой степени общество может поддерживать уровень пенсионного и медицинского обеспечения в третьем возрасте. Какая поддержка, помимо материальной, возможна со стороны государства ? Может ли образование каким - то образом обеспечить решение проблемы бедности в третьем возрасте ?
Признавая всю сложность поставленных вопросов и их прямую зависимость от принятой в обществе системы ценностей можно, тем не менее, достаточно определенно говорить об информационной и образовательной поддержке лиц в третьем возрасте. При этом, пожилые рассматриваются как неиспользуемый пока ресурс общественного развития и, в частности, своей микросреды.
Если собрать вместе те области знаний, которые пользуются интересом у пожилых[40], то картина выглядит примерно так:
-правовые знания - наследование, дарение, составление завещания;
-медицинские (санитарно - гигиенические) - распознавание болезней, первичная помощь, информация о своем заболевании, умение строить отношения с лечащим врачом и медперсоналом, модели “независимой жизни”;
-экономические - навыки ведения бюджета, понимание экономических процессов в государстве;
-экологические - поддержание среды обитания, качество продуктов и воды (сроки годности товаров, например), утилизация отходов (особенно в сельской местности);
-психологические - подготовка к выходу на пенсию, переход к глубокой старости, отношения с другими поколениями;
-философские и религиозные - общие вопросы о смысле жизни, происхождении нравственных ценностей;
-практические знания – сад, огород, кулинария, компьютер, игры с детьми, рукоделие, живопись, написание мемуаров;
-научно - популярные (досуговые) знания - история, краеведение, языки, политика, литература, архитектура, путешествия. коллекционирование
-гражданские знания – защита своих интересов, участие в управлении и решении общественно значимых вопросов.
По нашему мнению, пожилые люди обладают значительной мотивацией и способностями к освоению самых различных систем знаний и навыков. Однако, фактическое положение пенсионера, отстраненного от общественной жизни, служит не только источником внутрисемейных конфликтов, но и понижает самооценку человека в старшем возрасте. Систематические занятия под руководством специально подготовленного персонала способны наполнить индивидуальную жизнь полезным содержанием и получить определенный социальный эффект[41].
Поэтому, текущей задачей является создание условий для самых различных форм обучения и распространения необходимых знаний среди лиц третьего возраста.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи