История показывает, что в практике образования самым тесным образом переплетены проблемы политического, экономического и культурного значения. Эффективность – одна из таких проблем, имеющая особое значение.
Если рассматривать эффективность экономическую, то она определяется как отношение всех совокупных затрат к полученным экономическим результатам. Отсюда следует, что наиболее общий показатель экономической эффективности включает окупаемость затрат на образование. Он основывается на соизмерении последних с приростом национального дохода, обусловленным повышением уровня образования. Существенно, что при экономическом подходе речь идет не об эффективности образования как таковой, а об эффективности использования капиталовложений (инвестиций), выделяемых на развитие системы образования или ее отдельных подразделений.
Однако, проблема социальной эффективности образования значительно объемнее и сложнее, чем проблема возмещения вложенных ресурсов. Ее нельзя глубоко и всесторонне осмыслить на основе формулы эффективности, практикуемой в работах по экономике образования. Остановимся на это подробнее.
Эффективность – категория оценочная. Она относится к системе понятий, раскрывающих общие закономерности деятельности социального субъекта. Характеризуя эта деятельность с точки зрения соответствия ее результатов общественным ожиданиям. Применительно к системе непрерывного образования ожидания нынешнего периода достаточно подробно изложены в федеральной программе развития образования, принятой 10 апреля 2000 г.[15]. Из текста программы следует, что главная цель системы образования – “формирование гармонично развитой, социальной активной, творческой личности в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества”. Видимо, в первом приближении, соответствие результатов образовательной деятельности заранее поставленным целям и будет выступать критерием социальной эффективности.
Факторы, влияющие на эффективность образования, имеют двоякую природу, в соответствии с которой их можно подразделить на две категории – обстоятельства, связанные с деятельностью системы образования, и обстоятельства, от нее не зависящие. В первом случае основными факторами эффективности образования будут выступать:
· Соответствие содержания образования характеру и содержанию профессиональной и социальной деятельности учащихся;
· качественный и количественный состав кадров (персонала) на всех уровнях;
· форма образовательного процесса и ее соответствие содержанию образования;
· соответствие материальной базы содержанию решаемых на ее основе задач.
Перечисленные факторы – это основные условия, определяющие успешность деятельности учреждений образования. От них зависит качество подготовки работников и соответствие их профессионально-квалификационного состава общественной потребности в кадрах, что составляет важнейшую предпосылку экономического и социального развития общества.
Подход к оценке деятельности системы образования с позиций нынешних потребностей меняет смысловой акцент в проблеме эффективности[16], он позволяет точнее отразить изменения в ее содержании, которые произошли на протяжении 1990-х годов.
К сожалению, систематического изучения структуры общественных ожиданий в отношении непрерывного образования не проводилось. Поэтому, в ближайшее время предстоит выяснить мотивации и препятствия различных групп населения страны к участию в образовательных программах. Проведенные в 1998-2000 гг. РНИСиНП пилотные исследования показали, что более 70% респондентов готовы (в различной степени) инвестировать средства в образование детей и самих себя. Однако, предлагаемые образовательные программы различного уровня и принадлежности (государственные, частные) не всегда отвечают ожиданиям обучающихся, а главное, не могут гарантировать занятие рабочего места. Примерно каждый десятый из числа опрошенных рассматривает возможность временного отъезда за рубеж на учебу или стажировку. Во многом это связано с отсутствием или недоступностью требуемых образовательных программ в стране. Эти факты свидетельствуют также о недостаточной эффективности образования с точки зрения обучаемых.
Разумеется, сами по себе образовательные институты не создают новые рабочие места, но они могут и должны обеспечивать такой уровень получаемой квалификации (компетентности), который достаточен для успешного вхождения на рынок труда и надлежащей социальной адаптации. При этом должны быть разработаны особые механизмы учета интересов наименее защищенных социальных групп.
Когда определенная часть населения функционально неграмотна или владеет лишь тем минимумом знаний, которого явно недостаточно для того, чтобы экономически эффективно использовать и развивать наличный потенциал, общество стоит перед альтернативой – либо вынуждено прибегать к массовому импорту квалифицированной рабочей силы, либо форсированно решать задачи ее расширенного воспроизводства, исходя из имеющихся ресурсов.
Поэтому, в качестве основного условия социальной эффективности системы непрерывного образования следует считать слияние общей и профессиональной подготовки человека – на различных этапах его жизненного пути – в единый целостный процесс. При этом стоит подчеркнуть, что разработка концепции и критериев социальной эффективности образования остается задачей, ожидающей своего решения.
Если рассматривать эффективность экономическую, то она определяется как отношение всех совокупных затрат к полученным экономическим результатам. Отсюда следует, что наиболее общий показатель экономической эффективности включает окупаемость затрат на образование. Он основывается на соизмерении последних с приростом национального дохода, обусловленным повышением уровня образования. Существенно, что при экономическом подходе речь идет не об эффективности образования как таковой, а об эффективности использования капиталовложений (инвестиций), выделяемых на развитие системы образования или ее отдельных подразделений.
Однако, проблема социальной эффективности образования значительно объемнее и сложнее, чем проблема возмещения вложенных ресурсов. Ее нельзя глубоко и всесторонне осмыслить на основе формулы эффективности, практикуемой в работах по экономике образования. Остановимся на это подробнее.
Эффективность – категория оценочная. Она относится к системе понятий, раскрывающих общие закономерности деятельности социального субъекта. Характеризуя эта деятельность с точки зрения соответствия ее результатов общественным ожиданиям. Применительно к системе непрерывного образования ожидания нынешнего периода достаточно подробно изложены в федеральной программе развития образования, принятой 10 апреля 2000 г.[15]. Из текста программы следует, что главная цель системы образования – “формирование гармонично развитой, социальной активной, творческой личности в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества”. Видимо, в первом приближении, соответствие результатов образовательной деятельности заранее поставленным целям и будет выступать критерием социальной эффективности.
Факторы, влияющие на эффективность образования, имеют двоякую природу, в соответствии с которой их можно подразделить на две категории – обстоятельства, связанные с деятельностью системы образования, и обстоятельства, от нее не зависящие. В первом случае основными факторами эффективности образования будут выступать:
· Соответствие содержания образования характеру и содержанию профессиональной и социальной деятельности учащихся;
· качественный и количественный состав кадров (персонала) на всех уровнях;
· форма образовательного процесса и ее соответствие содержанию образования;
· соответствие материальной базы содержанию решаемых на ее основе задач.
Перечисленные факторы – это основные условия, определяющие успешность деятельности учреждений образования. От них зависит качество подготовки работников и соответствие их профессионально-квалификационного состава общественной потребности в кадрах, что составляет важнейшую предпосылку экономического и социального развития общества.
Подход к оценке деятельности системы образования с позиций нынешних потребностей меняет смысловой акцент в проблеме эффективности[16], он позволяет точнее отразить изменения в ее содержании, которые произошли на протяжении 1990-х годов.
К сожалению, систематического изучения структуры общественных ожиданий в отношении непрерывного образования не проводилось. Поэтому, в ближайшее время предстоит выяснить мотивации и препятствия различных групп населения страны к участию в образовательных программах. Проведенные в 1998-2000 гг. РНИСиНП пилотные исследования показали, что более 70% респондентов готовы (в различной степени) инвестировать средства в образование детей и самих себя. Однако, предлагаемые образовательные программы различного уровня и принадлежности (государственные, частные) не всегда отвечают ожиданиям обучающихся, а главное, не могут гарантировать занятие рабочего места. Примерно каждый десятый из числа опрошенных рассматривает возможность временного отъезда за рубеж на учебу или стажировку. Во многом это связано с отсутствием или недоступностью требуемых образовательных программ в стране. Эти факты свидетельствуют также о недостаточной эффективности образования с точки зрения обучаемых.
Разумеется, сами по себе образовательные институты не создают новые рабочие места, но они могут и должны обеспечивать такой уровень получаемой квалификации (компетентности), который достаточен для успешного вхождения на рынок труда и надлежащей социальной адаптации. При этом должны быть разработаны особые механизмы учета интересов наименее защищенных социальных групп.
Когда определенная часть населения функционально неграмотна или владеет лишь тем минимумом знаний, которого явно недостаточно для того, чтобы экономически эффективно использовать и развивать наличный потенциал, общество стоит перед альтернативой – либо вынуждено прибегать к массовому импорту квалифицированной рабочей силы, либо форсированно решать задачи ее расширенного воспроизводства, исходя из имеющихся ресурсов.
Поэтому, в качестве основного условия социальной эффективности системы непрерывного образования следует считать слияние общей и профессиональной подготовки человека – на различных этапах его жизненного пути – в единый целостный процесс. При этом стоит подчеркнуть, что разработка концепции и критериев социальной эффективности образования остается задачей, ожидающей своего решения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи