Ориентация образования на рынок в переходный период предполагает постоянный кризис идентичности как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Сегодня человек отождествляет себя с одной профессиональной группой, а завтра -–с другой. С этой точки зрения непрерывное образование имеет задачу развить у человека гибкость, адаптабельность к постоянно изменяющейся среде, а также, минимизировать риски, которые возникают в ситуациях выбора.
Понятие риска не случайно вводится в теорию непрерывного образования. В трансформируюшемся обществе, которое ставит целью использовать потенциал всех его граждан, повышается вероятность ошибочных действий с неблагоприятными последствиями. Обычно в отношении конкретного человека страхователями на случай рисков обычно становится семья, социальная микросреда (предприятие, профессиональное или учебное товарищество и т.д.), государство. Сейчас же, речь чаще идет об индивидуальной ответственности за риски, что означает моральную, правовую, административную или иную ответственность конкретного человека за конкретный поступок или бездействие.
Воспитание ответственности становится важным элементом непрерывного образования. В качестве моральной и правовой категории ответственность предполагает информированность человека и обеспечение его доступа к системам знаний и навыков работы с информацией. Сейчас уже достаточно часто приходится слышать критику в адрес средней школы, как одного из образовательных институтов, за отсутствие ее определенной позиции в отношении различных систем ценностей -–светских или религиозных, “рыночных” или социалистических и т.д. Суть такой критики заключается в том, что “школа теряет свой авторитет уже не только как учебное, но и как воспитательное учреждение – место массовой социализации детей… Она по-прежнему готовит, теперь уже для открытой и свободной нашей экономики, людей с “зависимым характером”. В массе своей вялых, некомпетентных, боязливых, безответственных…” Как здесь не вспомнить известную работу Ивана Иллича “Общество без школ”, в которой критикуется ограниченность и излишний консерватизм любой институализированной образовательной деятельности. Относится это, разумеется, не только к средней школе, но и ко всем иным образовательным учреждениям. Иллич показал – и это, кстати, вызвало значительную по масштабам дискуссию в среде педагогов и администраторов, – что в деятельности любого учреждения имеется , так называемый, скрытый, спрятанный учебный план (hidden curriculum). Этот учебный план закрепляет воспроизводство тех систем ценностей, знаний и навыков, которая обслуживает заказ определенной социальной группы. Чем разнообразней общество, тем больше различных систем ценностей транслируется посредством образования. Поскольку это открывает возможность бесконтрольных манипуляций со стороны различных политических сил, постольку, настаивает Иллич, люди должны быть осведомлены о полном содержании обучения их самих и детей.
В нашей ситуации следует обратить внимание, что для профессионального образования, которое жестко привязано к нуждам формирующегося рынка, присуща своя система ценностей, часто отличающаяся от традиционных. Очевидно, по мере развития экономических отношений будет складываться и новая система ценностей, которая должна быть как-то зафиксирована. Поэтому, в контексте нынешних социальных перемен предстоит рассмотреть, прежде всего, ситуативные ценности и критически переосмыслить традиционные, фундаментальные для процесса обучения.[38] Иначе, в силу известной консервативности системы образования в качестве “расписания занятий” будут сохранены ценности периода развитого социалистического общества в сочетании со стихийными элементами протестантской этики периода безработицы и трансформационной экономики.
Понятие риска не случайно вводится в теорию непрерывного образования. В трансформируюшемся обществе, которое ставит целью использовать потенциал всех его граждан, повышается вероятность ошибочных действий с неблагоприятными последствиями. Обычно в отношении конкретного человека страхователями на случай рисков обычно становится семья, социальная микросреда (предприятие, профессиональное или учебное товарищество и т.д.), государство. Сейчас же, речь чаще идет об индивидуальной ответственности за риски, что означает моральную, правовую, административную или иную ответственность конкретного человека за конкретный поступок или бездействие.
Воспитание ответственности становится важным элементом непрерывного образования. В качестве моральной и правовой категории ответственность предполагает информированность человека и обеспечение его доступа к системам знаний и навыков работы с информацией. Сейчас уже достаточно часто приходится слышать критику в адрес средней школы, как одного из образовательных институтов, за отсутствие ее определенной позиции в отношении различных систем ценностей -–светских или религиозных, “рыночных” или социалистических и т.д. Суть такой критики заключается в том, что “школа теряет свой авторитет уже не только как учебное, но и как воспитательное учреждение – место массовой социализации детей… Она по-прежнему готовит, теперь уже для открытой и свободной нашей экономики, людей с “зависимым характером”. В массе своей вялых, некомпетентных, боязливых, безответственных…” Как здесь не вспомнить известную работу Ивана Иллича “Общество без школ”, в которой критикуется ограниченность и излишний консерватизм любой институализированной образовательной деятельности. Относится это, разумеется, не только к средней школе, но и ко всем иным образовательным учреждениям. Иллич показал – и это, кстати, вызвало значительную по масштабам дискуссию в среде педагогов и администраторов, – что в деятельности любого учреждения имеется , так называемый, скрытый, спрятанный учебный план (hidden curriculum). Этот учебный план закрепляет воспроизводство тех систем ценностей, знаний и навыков, которая обслуживает заказ определенной социальной группы. Чем разнообразней общество, тем больше различных систем ценностей транслируется посредством образования. Поскольку это открывает возможность бесконтрольных манипуляций со стороны различных политических сил, постольку, настаивает Иллич, люди должны быть осведомлены о полном содержании обучения их самих и детей.
В нашей ситуации следует обратить внимание, что для профессионального образования, которое жестко привязано к нуждам формирующегося рынка, присуща своя система ценностей, часто отличающаяся от традиционных. Очевидно, по мере развития экономических отношений будет складываться и новая система ценностей, которая должна быть как-то зафиксирована. Поэтому, в контексте нынешних социальных перемен предстоит рассмотреть, прежде всего, ситуативные ценности и критически переосмыслить традиционные, фундаментальные для процесса обучения.[38] Иначе, в силу известной консервативности системы образования в качестве “расписания занятий” будут сохранены ценности периода развитого социалистического общества в сочетании со стихийными элементами протестантской этики периода безработицы и трансформационной экономики.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи