Профессиональное образование, которое быстрее всех реагирует на изменяющуюся потребность в работниках, по-прежнему остается наиболее массовым и развитым по сравнению с другими подразделениями. Оно имеет выраженное структурное строение, разветвленную сеть учреждений и достаточно четко очерченные задачи каждого из них.
Что же означает модель профессионального образования, основанная на принципе непрерывности? Замысел состоит в том, чтобы интегрировать начальное, среднее и высшее профессиональное образование и различные ступени послевузовского обучения в одну целостную образовательную лестницу и создать максимум возможностей для ее успешного прохождения всеми, кто этого пожелает.
Ход развития профессионального образования в трансформирующемся обществе определяется негативной тенденцией появления рынка дешевой неквалифицированной рабочей силы. Преодаление этой тенденции – основная задача профессионального образования, которое должно быть ориентировано на:
· Усложнение содержания трудовых функций работника, которое связано с внедрением наукоемких и информационно насыщенных технологий;
· ускорение темпов обновления основных фондов, в частности технологического оборудования;
· сокращение потребности в неквалифицированной и малоквалифицированной рабочей силе;
· сокращение сроков функциональной пригодности приобретенной ранее квалификации;
· расширение потребности в технологически мобильных работниках, способных к быстрой переориентации на новые задачи и виды труда;
· общее изменением структуры совокупного работника, в частности, сокращением числа занятых в сфере т.н. материального производства и рост их числа в инфраструктурных отраслях, в том числе в сфере услуг и в образовании;
· изменение организационной формы, в которой протекает трудовой процесс; расширение производственной демократии и рост многообразия форм участия человека в делах предприятия, фирмы, компании;
· основное требование к работнику - сочетать технологическую компетентность и деловую активность.
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, нацеленность профессионального образования на текущие производственно-технические требования рабочего места имеет кратковременный эффект. В этом случае профессиональное образование носит преимущественно адаптирующий характер, оно сориентировано на экономическую эффективность и в слабой мере учитывает потребности работника в профессиональном росте и последовательном продвижении по ступеням квалификационной лестницы. Более перспективным выглядит опережающее образование, предусматривающее освоение новых технологий, находящихся в стадии проектирования или опытного внедрения на других предприятиях.
По всей вероятности, органично сочетать экономическую эффективность, технологическую мобильность и социальную справедливость можно только в системе образования, построенной на принципе непрерывности. В качестве модели образования, наиболее приближенной сегодня к идеалу, может считаться ступенчатое профессиональное образование. Это в значительной степени уже апробированный и хорошо себя показавший вариант развития образовательной практики, предусматривающий подготовку работников разного квалификационного ранга в стенах одного учебного заведения.
Данная модель отчасти базируется на отечественном опыте заводов-втузов, не нашедшем широкого применения в крупных промышленных центрах, но полезном в малых городах с ограниченными образовательными возможностями и монопрофильной промышленностью. Суть ступенчатого профессионального образования заключается в последовательности основных ступеней профессионального роста:
· профессиональной ориентации и первичной профессиональной подготовки в общеобразовательной школе,
· курса обучения в училище, колледже и вузе,
· последующих ступенях повышения квалификаций.
При этом учебный процесс строится на гибком сочетании дневной, вечерней и дистантной форм обучения. Перевод на более высокую ступень осуществляется на конкурсной основе по результатам выпускных экзаменов или тестирования. Показавшие недостаточную академическую успешность поступают на работу на соответствующую должность, желающие могут в дальнейшем возобновить учебу, но для этого они должны подтвердить уровень знаний, необходимых для продолжения обучения на следующей ступени.
Такой подход порождает академическую состязательность и обеспечивает профессиональный отбор, он также позволяет человеку выбрать удобный для него ритм продвижения по ступеням квалификационной лестницы и должностной иерархии. В этом случае практикуемые формы переподготовки и повышения квалификации работников различных категорий служат не только средством их адаптации к изменяющимся требованиям рабочего места, они также обеспечивают их надлежащую подготовку к обучению на более высокой ступени образовательной лестницы.
Трудность соединения профессионального и общего[7] образования имеет основополагающее теоретическое и практическое значение. В нашей стране эта проблема особенно рельефно проявилась в 1960-70-е годы. С одной стороны профессиональное образование взрослых подошло к пику своей массовости, с другой стороны, примерно в эти же годы происходит всплеск интереса к общему, главным образом, гуманитарному образованию. Резко возрастает число народных университетов, университетов культуры, музеев, клубов, активизирует свою лекционную работу общество “Знание”.
Примерно в эти же годы в обиход входит тезис “об излишках образования”. Его суть заключалась в сокращении программ общеобразовательной подготовки – зачем учить человека тому, что ему никогда не понадобится в жизни. Зачем, к примеру, знать температуру кипения воды, если имеется чайник со свистком ? И где видели пешехода, переходящего улицу с книжкой правил уличного движения ? На крайний случай, имеются энциклопедии и справочники. А более квалифицированную работу – обмен квартиры, уход за престарелыми и немощными - сделают профессионалы, причем качественнее и быстрее.
Разумеется, государство вполне определенным образом стандартизирует объем и качество знаний по каждой из общеобразовательных и профессиональных дисциплин. Однако, к сожалению, часто эти стандарты остаются на бумаге, поскольку существующая практика проверки знаний (посредством экзаменов либо тестирования) признается большинством экспертов малоэффективной.
С другой стороны, излишняя профессионализация образования ограничивает человека в индивидуальном развитии, наносит ущерб его творческой самореализации. Известен судебный иск взрослого учащегося к крупной кампании, за счет которой он прошел профессиональную подготовку[8]. В решении Верховного суда США по данному делу было признано, что результат такого обучения не должен быть в ущерб другим возможностям человека. Это делает людей неравными в обществе.
В России с середины 1990-х годов появляется значительное число негосударственных учебных заведений, которые по-своему усмотрению варьируют учебные программы и объемы знаний. Так, на место ВТУЗов приходят учебные комбинаты, курсы переподготовки, учреждения пансионатного типа, которые ориентируются на заказ конкретной фирмы, компании, концерна. Разумеется, вопросов с последующим трудоустройством здесь обычно не возникает[9], однако, рынок достаточно жестко диктует свои правила. Иными словами, с увеличением роли негосударственных учебных заведений следует ожидать большей профессионализации образования в ущерб общему образованию.
Теоретически возможны следующие пути соединения профессионального и общего образования:
· Формальный, предусматривающий освоение общеобразовательных знаний как бы в дополнение профессиональным знаниям и умениям в целях расширения общего кругозора;
· функциональный, в виде углубленного изучения теоретических основ той или иной деятельности;
· органичный в виде синтеза различных областей человеческой культуры.
Развитие общего образования требует больших затрат, соизмеримых с затратами на профессиональное образование. Вопрос об окупаемости здесь решается далеко не так просто, как при подготовке или переподготовка рабочей силы, поэтому рыночная экономика в общем и целом равнодушна к этому сектору образовательной практики. Решающая роль в его развитии принадлежит общегосударственной бюджетной политике.
Проблема требует постоянного внимания государства и общественности[10]. В стратегическом плане, вероятно, следует иметь в виду, что общее образование является составной частью образа жизни человека и должно сопровождать его на всех стадиях жизненного цикла, а не только в период детства и юности. Следовательно, необходимо сделать его многоступенчатым, последовательно усложняющимся (а к старости – наоборот, упрощающимся), помогающим человеку все глубже постигать окружающий мир и адаптироваться к нему.
Что же означает модель профессионального образования, основанная на принципе непрерывности? Замысел состоит в том, чтобы интегрировать начальное, среднее и высшее профессиональное образование и различные ступени послевузовского обучения в одну целостную образовательную лестницу и создать максимум возможностей для ее успешного прохождения всеми, кто этого пожелает.
Ход развития профессионального образования в трансформирующемся обществе определяется негативной тенденцией появления рынка дешевой неквалифицированной рабочей силы. Преодаление этой тенденции – основная задача профессионального образования, которое должно быть ориентировано на:
· Усложнение содержания трудовых функций работника, которое связано с внедрением наукоемких и информационно насыщенных технологий;
· ускорение темпов обновления основных фондов, в частности технологического оборудования;
· сокращение потребности в неквалифицированной и малоквалифицированной рабочей силе;
· сокращение сроков функциональной пригодности приобретенной ранее квалификации;
· расширение потребности в технологически мобильных работниках, способных к быстрой переориентации на новые задачи и виды труда;
· общее изменением структуры совокупного работника, в частности, сокращением числа занятых в сфере т.н. материального производства и рост их числа в инфраструктурных отраслях, в том числе в сфере услуг и в образовании;
· изменение организационной формы, в которой протекает трудовой процесс; расширение производственной демократии и рост многообразия форм участия человека в делах предприятия, фирмы, компании;
· основное требование к работнику - сочетать технологическую компетентность и деловую активность.
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, нацеленность профессионального образования на текущие производственно-технические требования рабочего места имеет кратковременный эффект. В этом случае профессиональное образование носит преимущественно адаптирующий характер, оно сориентировано на экономическую эффективность и в слабой мере учитывает потребности работника в профессиональном росте и последовательном продвижении по ступеням квалификационной лестницы. Более перспективным выглядит опережающее образование, предусматривающее освоение новых технологий, находящихся в стадии проектирования или опытного внедрения на других предприятиях.
По всей вероятности, органично сочетать экономическую эффективность, технологическую мобильность и социальную справедливость можно только в системе образования, построенной на принципе непрерывности. В качестве модели образования, наиболее приближенной сегодня к идеалу, может считаться ступенчатое профессиональное образование. Это в значительной степени уже апробированный и хорошо себя показавший вариант развития образовательной практики, предусматривающий подготовку работников разного квалификационного ранга в стенах одного учебного заведения.
Данная модель отчасти базируется на отечественном опыте заводов-втузов, не нашедшем широкого применения в крупных промышленных центрах, но полезном в малых городах с ограниченными образовательными возможностями и монопрофильной промышленностью. Суть ступенчатого профессионального образования заключается в последовательности основных ступеней профессионального роста:
· профессиональной ориентации и первичной профессиональной подготовки в общеобразовательной школе,
· курса обучения в училище, колледже и вузе,
· последующих ступенях повышения квалификаций.
При этом учебный процесс строится на гибком сочетании дневной, вечерней и дистантной форм обучения. Перевод на более высокую ступень осуществляется на конкурсной основе по результатам выпускных экзаменов или тестирования. Показавшие недостаточную академическую успешность поступают на работу на соответствующую должность, желающие могут в дальнейшем возобновить учебу, но для этого они должны подтвердить уровень знаний, необходимых для продолжения обучения на следующей ступени.
Такой подход порождает академическую состязательность и обеспечивает профессиональный отбор, он также позволяет человеку выбрать удобный для него ритм продвижения по ступеням квалификационной лестницы и должностной иерархии. В этом случае практикуемые формы переподготовки и повышения квалификации работников различных категорий служат не только средством их адаптации к изменяющимся требованиям рабочего места, они также обеспечивают их надлежащую подготовку к обучению на более высокой ступени образовательной лестницы.
Трудность соединения профессионального и общего[7] образования имеет основополагающее теоретическое и практическое значение. В нашей стране эта проблема особенно рельефно проявилась в 1960-70-е годы. С одной стороны профессиональное образование взрослых подошло к пику своей массовости, с другой стороны, примерно в эти же годы происходит всплеск интереса к общему, главным образом, гуманитарному образованию. Резко возрастает число народных университетов, университетов культуры, музеев, клубов, активизирует свою лекционную работу общество “Знание”.
Примерно в эти же годы в обиход входит тезис “об излишках образования”. Его суть заключалась в сокращении программ общеобразовательной подготовки – зачем учить человека тому, что ему никогда не понадобится в жизни. Зачем, к примеру, знать температуру кипения воды, если имеется чайник со свистком ? И где видели пешехода, переходящего улицу с книжкой правил уличного движения ? На крайний случай, имеются энциклопедии и справочники. А более квалифицированную работу – обмен квартиры, уход за престарелыми и немощными - сделают профессионалы, причем качественнее и быстрее.
Разумеется, государство вполне определенным образом стандартизирует объем и качество знаний по каждой из общеобразовательных и профессиональных дисциплин. Однако, к сожалению, часто эти стандарты остаются на бумаге, поскольку существующая практика проверки знаний (посредством экзаменов либо тестирования) признается большинством экспертов малоэффективной.
С другой стороны, излишняя профессионализация образования ограничивает человека в индивидуальном развитии, наносит ущерб его творческой самореализации. Известен судебный иск взрослого учащегося к крупной кампании, за счет которой он прошел профессиональную подготовку[8]. В решении Верховного суда США по данному делу было признано, что результат такого обучения не должен быть в ущерб другим возможностям человека. Это делает людей неравными в обществе.
В России с середины 1990-х годов появляется значительное число негосударственных учебных заведений, которые по-своему усмотрению варьируют учебные программы и объемы знаний. Так, на место ВТУЗов приходят учебные комбинаты, курсы переподготовки, учреждения пансионатного типа, которые ориентируются на заказ конкретной фирмы, компании, концерна. Разумеется, вопросов с последующим трудоустройством здесь обычно не возникает[9], однако, рынок достаточно жестко диктует свои правила. Иными словами, с увеличением роли негосударственных учебных заведений следует ожидать большей профессионализации образования в ущерб общему образованию.
Теоретически возможны следующие пути соединения профессионального и общего образования:
· Формальный, предусматривающий освоение общеобразовательных знаний как бы в дополнение профессиональным знаниям и умениям в целях расширения общего кругозора;
· функциональный, в виде углубленного изучения теоретических основ той или иной деятельности;
· органичный в виде синтеза различных областей человеческой культуры.
Развитие общего образования требует больших затрат, соизмеримых с затратами на профессиональное образование. Вопрос об окупаемости здесь решается далеко не так просто, как при подготовке или переподготовка рабочей силы, поэтому рыночная экономика в общем и целом равнодушна к этому сектору образовательной практики. Решающая роль в его развитии принадлежит общегосударственной бюджетной политике.
Проблема требует постоянного внимания государства и общественности[10]. В стратегическом плане, вероятно, следует иметь в виду, что общее образование является составной частью образа жизни человека и должно сопровождать его на всех стадиях жизненного цикла, а не только в период детства и юности. Следовательно, необходимо сделать его многоступенчатым, последовательно усложняющимся (а к старости – наоборот, упрощающимся), помогающим человеку все глубже постигать окружающий мир и адаптироваться к нему.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи