По оценкам ряда международных экспертов от 25 до 40 % населения нашей страны испытывают значительные трудности при письме, чтении, работе с числами. Очевидно, настало время для более тщательных исследований, которые показали бы действительное положение дел в соотношении с быстро изменяющимися требованиями к образовательной деятельности.
В этой связи отметим, что предложенная выше классификация основных видов грамотности может стать одним из возможных путей компетентного рассмотрения вопроса о едином национальном стандарте грамотности.
Стоит принять, также, во внимание, что уже разработаны и апробированы в ряде стран конкретные индикаторы функциональной и общей грамотности населения. Обычно, изучаются три области действий – работа с печатным текстом, работа с документами, включая заполнение различных анкет, счетов, опросных листов. И, наконец, работа с числами, которая включает в себя не столько навык арифметических действий, сколько умение понимать и интерпретировать численные данные – дозировки лекарств, срок годности пищевых продуктов, прайс-листы, прогнозы погоды, расписания электричек и т.д.
Уровни грамотности в каждой из этих областей варьируются от 1 до 5. Причем, если на низком уровне используется распознавание информации и ее идентификация, то на самом высоком, пятом уровне, от респондента ожидается аналитическая и синтетическая работа с избранным информационным объектом.
Наиболее крупным на сегодняшний день стало международное исследование грамотности взрослых, выполненное в 1994 – 1995 гг. Организацией по международному сотрудничеству и развитию (OECD) и Институтом образования ЮНЕСКО (UIE, Hamburg) в двеннадцати странах на репрезентативных выборках внутри каждой страны от 2.062 чел. (Германия) до 9.302 чел. (Австралия). Всего было охвачено 47.560 чел. [27] Результаты данного исследования послужили эмпирической базой десятков фундаментальных монографий в течение последних пяти лет.
Благодаря этому исследованию были разработаны принципиально новые подходы к непрерывному образованию, как к одному из основных ресурсов социальной стабильности и экономического развития общества. При этом, нет необходимости говорить, что вложенные первоначально на проведение таких исследований немалые средства, были в последующем возвращены благодаря более эффективной и целенаправленной образовательной политике в этих странах.
В нашей стране введение единого национального стандарта грамотности, с учетом имеющегося опыта и реального положения дел, очевидно, является насущной необходимостью. Все исследования и организационно-правовые действия, которые обязательно предшествовали бы принятию такого общероссийского стандарта, позволят заложить прочный фундамент эффективной политики непрерывного образования.
В этой связи отметим, что предложенная выше классификация основных видов грамотности может стать одним из возможных путей компетентного рассмотрения вопроса о едином национальном стандарте грамотности.
Стоит принять, также, во внимание, что уже разработаны и апробированы в ряде стран конкретные индикаторы функциональной и общей грамотности населения. Обычно, изучаются три области действий – работа с печатным текстом, работа с документами, включая заполнение различных анкет, счетов, опросных листов. И, наконец, работа с числами, которая включает в себя не столько навык арифметических действий, сколько умение понимать и интерпретировать численные данные – дозировки лекарств, срок годности пищевых продуктов, прайс-листы, прогнозы погоды, расписания электричек и т.д.
Уровни грамотности в каждой из этих областей варьируются от 1 до 5. Причем, если на низком уровне используется распознавание информации и ее идентификация, то на самом высоком, пятом уровне, от респондента ожидается аналитическая и синтетическая работа с избранным информационным объектом.
Наиболее крупным на сегодняшний день стало международное исследование грамотности взрослых, выполненное в 1994 – 1995 гг. Организацией по международному сотрудничеству и развитию (OECD) и Институтом образования ЮНЕСКО (UIE, Hamburg) в двеннадцати странах на репрезентативных выборках внутри каждой страны от 2.062 чел. (Германия) до 9.302 чел. (Австралия). Всего было охвачено 47.560 чел. [27] Результаты данного исследования послужили эмпирической базой десятков фундаментальных монографий в течение последних пяти лет.
Благодаря этому исследованию были разработаны принципиально новые подходы к непрерывному образованию, как к одному из основных ресурсов социальной стабильности и экономического развития общества. При этом, нет необходимости говорить, что вложенные первоначально на проведение таких исследований немалые средства, были в последующем возвращены благодаря более эффективной и целенаправленной образовательной политике в этих странах.
В нашей стране введение единого национального стандарта грамотности, с учетом имеющегося опыта и реального положения дел, очевидно, является насущной необходимостью. Все исследования и организационно-правовые действия, которые обязательно предшествовали бы принятию такого общероссийского стандарта, позволят заложить прочный фундамент эффективной политики непрерывного образования.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи