Развитие принципа (идеи) непрерывности образования в нашей стране имеет свою историю. Так, первоначально, в конце 60-х – начале 70-х годов доминировал подход, согласно которому пожизненное накопление знаний очевидно полезно и обществу, и самому человеку. Чем дольше человек учится, тем больше он знает, тем духовно богаче становится. Затем, гуманистический подход был потеснен прагматической необходимостью систематически обновлять производственно-технические знания, умения и навыки, необходимые для трудовой деятельности в условиях динамично изменяющихся технологий. Это были 70-е годы с их верой в безграничные возможности научно-технической революции и проистекающим отсюда технократизмом в подходах к проблемам образования.
Позднее, к концу 70-х – началу 80-х годов, понимание задач непрерывного образования было расширено, а акцент был поставлен на так называемую “жизненную квалификацию”, т.е. на необходимость постоянного пополнения и обновления знаний, необходимых взрослому человеку в различных сферах его жизнедеятельности. При этом процесс представлялся как поступательное (восходящее) движение индивида по образовательной лестнице от одного института к другому.
В настоящее время получила распространение концепция непрерывности, которая исходит из активной роли самого субъекта в образовательном процессе и возможности его движения как в вертикальном, так и горизонтальном направлениях. Задача адаптации к изменяющимся социальным и экономическим условиям посредством образовательных действий является актуальной, как и прежде, однако, сейчас человек становится активным и компетентным участником социальных процессов. Иначе говоря, раньше задача государства заключалась в организации различных образовательных учреждений в соответствии с идеологической доктриной и затем, с экономической целесообразностью. В трансформирующемся обществе институты непрерывного образования находятся в прямой зависимости от ситуации на рынке труда и тех действий, посредством которых люди реагируют на изменяющиеся обстоятельства.
В современной интерпретации принцип непрерывного образования предполагает согласованное совершенствование вертикальной и горизонтальной структур образовательных институтов, сопровождающих человека на различных стадиях его жизненного цикла – от дошкольных учреждений до различных ступеней последипломного (постбазового) образования. Этот принцип также предусматривает достройку образовательной лестницы новыми, сегодня еще не существующими ступенями, рассчитанными на все периоды взрослой жизни, в том числе на предпенсионный и пенсионный периоды.
Как и всякий методологический принцип[11], непрерывность выступает в качестве гибкой, как говорят философы, детерминанты, которая определяет развитие соответствующей области теории и предметной практики. Обычно принципы относят к метатеоретическим регуляторам знания, что означает их относительную обособленность и устойчивость в рамках принимаемой образовательной парадигмы.
Принцип непрерывности ориентирует на достижение целостности образовательного процесса, который изначально состоит из отдельных дискретных (прерывных) ступеней. Однако, непрерывность образовательного процесса не следует понимать буквально. Как известно, понятие “непрерывность” фиксирует целостность системы, состоящей из отдельных дискретных элементов”[12]. Здесь непрерывности противопоставляется не конечность или завершенность какого-либо процесса, а его дискретность, расчлененность на несвязанные между собой элементы, отсутствие необходимой связи и преемственности между отдельными стадиями, этапами, ступенями.
Непрерывность не абсолютно противоположна дискретности. В рационально построенном образовательном процессе деятельность по достижению заранее определенных целей образует единство переходящих друг в друга противоположностей. Такой процесс и дискретен, и непрерывен одновременно. Сказанное справедливо и по отношению к процессу целенаправленного формирования личности и адаптации ее к требованиям общества. В философском принципе непрерывности отражен главный ориентир реформирования системы образования – достижение целостности образовательного процесса во всех возможных направлениях, интегрированности всех его этапов и ступеней.
Таким образом, с философско-методологической точки зрения правомерно говорить о единстве прерывного и непрерывного, и о конкретных формах, в которых оно может быть реализовано.
Понятно, что каждая институализированная практика образования – прерывна, имеет начало и конец во времени и в пространстве. Между тем, появляется все больше теоретических работ[13], в которых обосновывается необходимость целенаправленного создания непрерывной образовательной среды. Такая среда действительно непрерывна в пределах самой себя. По отношению к отдельному человеку она становится бесконечным целостным пространственно-временным континуумом, в котором образование становится пожизненным процессом.
Напомним, что детское и юношеское образование обеспечивает первичную социализацию человека и его подготовку к профессиональному труду. Образование взрослых имеет иную задачу – выполнение ожидаемых социальных ролей и получение навыка правильного реагирования на изменяющиеся условия (труда, жизни, статуса и др.). Таким образом, речь идет о создании единой образовательной среды, в которой человек находится на протяжении всех основных стадий жизненного цикла (детство, юность, зрелость, старость).
Проблема единой образовательной среды для России, с ее имеющими значительный разброс значений социально-демографических и экономических показателей, заключается, прежде всего, в законодательном обеспечении равенства прав и возможностей на пожизненное образование и в доступности образовательных институтов.
О наличии единой образовательной среды правомерно говорить, если на всей территории будут достигнуты, как минимум, четыре цели образовательной политики:
· Установлен, действует и реально достигается общенациональный стандарт обязательного общего образования, достигается не формально статистически, а реально, как полное и активное освоение программы учебного заведения;
· сертификат об образовании, выданный на одной территории, признается как официальный документ, дающий право на продолжение образования или трудоустройства, на всех других территориях;
· установлен и реально обеспечивается единый стандарт содержания и качества образования на его различных уровнях;
· созданы необходимые условия для продолжения образования лицами всех возрастов.
С учетом сказанного выше, можно сформулировать методологические требования к системе непрерывного образования. Система должна:
· Быть адекватной структуре образовательных потребностей членов общества как субъектов различных видов социальной деятельности;
· отвечать задачам общественного развития и общественному интересу, а также воспроизводить систему общественно значимых ценностей;
· обеспечивать всесторонность и целостность в развитии человека как личности и индивидуальности на протяжении всей его биологической жизни.
Относительно того, каким образом право на пожизненное образование может быть повсеместно реализовано, высказываются различные предположения. Однако все предложения предполагают для своего воплощения три различных уровня действий.
Первый уровень – социально-политический. Это уровень политики образования. Здесь определяется отношение общества к образованию в целом и к учебной деятельности, в частности. На этом уровне также фиксируется совокупность прав и статус учащегося и обязанности общества в деле их реального обеспечения.
Второй уровень – организационно-административный. Здесь определяется содержание и основные подходы к формированию сети образовательных учреждений, должных обеспечить претворение в жизнь социально-политических принципов. Также на этом уровне формулируются основные требования к деятельности этих учреждений и ее результатам.
Третий уровень – дидактический (методический). На этом уровне разрабатываются конкретные подходы и методики к обучению различных категорий населения, к организации их учебной деятельности и ее непосредственному руководству (педагогика, андрагогика, герогогика[14]).
В соответствии с изложенными выше требованиями, можно предложить несколько практических моделей непрерывного образования:
а) описательные, дающие представление о сложившейся системе образования, ее структуре и основных элементах;
б) функциональные, отображающие образование в его связях с социальной средой;
в) прогностические, дающие теоретически аргументированную картину будущего состояния образования.
Примером прогностической модели может служить концепция пожизненного образования, базовые идеи и положения которой ориентируют на определенные действия по изменению сложившейся образовательной практики. Современная ситуация в образовании содержит в себе реальную возможность дальнейшего развития с ориентацией на следующие модели:
· Прагматическую, в центре внимания которой прикладные знания и умения, прежде всего относящиеся к сфере профессиональной деятельности;
· просветительскую, достаточная самоценность знаний и учебной деятельности;
· адаптационную, образование как фактор перманентного приспособления индивида к изменяющимся условиям его жизнедеятельности;
· модель опережающего образования, основанная на предвидении социальных изменений;
· человекоцентрическая (духовная) модель, ориентирующая на пожизненное обогащение творческого потенциала личности и его реализацию.
По территориальному признаку модели непрерывного образования могут подразделяться на:
· Национальные, учитывающие уровень, достигнутый страной в культурном и технологическом развитии, прежде всего состояние грамотности и образованности населения, развитость системы детско-юношеского образования, а также задачи социально-экономического развития, которые страна намеревается разрешить при помощи образования;
· региональные, учитывающие совокупность условий жизни населения, особенности региона и планируемые перспективы его развития;
· местные, ориентированные на удовлетворение образовательных потребностей жителей малой территориальной общности.
Позднее, к концу 70-х – началу 80-х годов, понимание задач непрерывного образования было расширено, а акцент был поставлен на так называемую “жизненную квалификацию”, т.е. на необходимость постоянного пополнения и обновления знаний, необходимых взрослому человеку в различных сферах его жизнедеятельности. При этом процесс представлялся как поступательное (восходящее) движение индивида по образовательной лестнице от одного института к другому.
В настоящее время получила распространение концепция непрерывности, которая исходит из активной роли самого субъекта в образовательном процессе и возможности его движения как в вертикальном, так и горизонтальном направлениях. Задача адаптации к изменяющимся социальным и экономическим условиям посредством образовательных действий является актуальной, как и прежде, однако, сейчас человек становится активным и компетентным участником социальных процессов. Иначе говоря, раньше задача государства заключалась в организации различных образовательных учреждений в соответствии с идеологической доктриной и затем, с экономической целесообразностью. В трансформирующемся обществе институты непрерывного образования находятся в прямой зависимости от ситуации на рынке труда и тех действий, посредством которых люди реагируют на изменяющиеся обстоятельства.
В современной интерпретации принцип непрерывного образования предполагает согласованное совершенствование вертикальной и горизонтальной структур образовательных институтов, сопровождающих человека на различных стадиях его жизненного цикла – от дошкольных учреждений до различных ступеней последипломного (постбазового) образования. Этот принцип также предусматривает достройку образовательной лестницы новыми, сегодня еще не существующими ступенями, рассчитанными на все периоды взрослой жизни, в том числе на предпенсионный и пенсионный периоды.
Как и всякий методологический принцип[11], непрерывность выступает в качестве гибкой, как говорят философы, детерминанты, которая определяет развитие соответствующей области теории и предметной практики. Обычно принципы относят к метатеоретическим регуляторам знания, что означает их относительную обособленность и устойчивость в рамках принимаемой образовательной парадигмы.
Принцип непрерывности ориентирует на достижение целостности образовательного процесса, который изначально состоит из отдельных дискретных (прерывных) ступеней. Однако, непрерывность образовательного процесса не следует понимать буквально. Как известно, понятие “непрерывность” фиксирует целостность системы, состоящей из отдельных дискретных элементов”[12]. Здесь непрерывности противопоставляется не конечность или завершенность какого-либо процесса, а его дискретность, расчлененность на несвязанные между собой элементы, отсутствие необходимой связи и преемственности между отдельными стадиями, этапами, ступенями.
Непрерывность не абсолютно противоположна дискретности. В рационально построенном образовательном процессе деятельность по достижению заранее определенных целей образует единство переходящих друг в друга противоположностей. Такой процесс и дискретен, и непрерывен одновременно. Сказанное справедливо и по отношению к процессу целенаправленного формирования личности и адаптации ее к требованиям общества. В философском принципе непрерывности отражен главный ориентир реформирования системы образования – достижение целостности образовательного процесса во всех возможных направлениях, интегрированности всех его этапов и ступеней.
Таким образом, с философско-методологической точки зрения правомерно говорить о единстве прерывного и непрерывного, и о конкретных формах, в которых оно может быть реализовано.
Понятно, что каждая институализированная практика образования – прерывна, имеет начало и конец во времени и в пространстве. Между тем, появляется все больше теоретических работ[13], в которых обосновывается необходимость целенаправленного создания непрерывной образовательной среды. Такая среда действительно непрерывна в пределах самой себя. По отношению к отдельному человеку она становится бесконечным целостным пространственно-временным континуумом, в котором образование становится пожизненным процессом.
Напомним, что детское и юношеское образование обеспечивает первичную социализацию человека и его подготовку к профессиональному труду. Образование взрослых имеет иную задачу – выполнение ожидаемых социальных ролей и получение навыка правильного реагирования на изменяющиеся условия (труда, жизни, статуса и др.). Таким образом, речь идет о создании единой образовательной среды, в которой человек находится на протяжении всех основных стадий жизненного цикла (детство, юность, зрелость, старость).
Проблема единой образовательной среды для России, с ее имеющими значительный разброс значений социально-демографических и экономических показателей, заключается, прежде всего, в законодательном обеспечении равенства прав и возможностей на пожизненное образование и в доступности образовательных институтов.
О наличии единой образовательной среды правомерно говорить, если на всей территории будут достигнуты, как минимум, четыре цели образовательной политики:
· Установлен, действует и реально достигается общенациональный стандарт обязательного общего образования, достигается не формально статистически, а реально, как полное и активное освоение программы учебного заведения;
· сертификат об образовании, выданный на одной территории, признается как официальный документ, дающий право на продолжение образования или трудоустройства, на всех других территориях;
· установлен и реально обеспечивается единый стандарт содержания и качества образования на его различных уровнях;
· созданы необходимые условия для продолжения образования лицами всех возрастов.
С учетом сказанного выше, можно сформулировать методологические требования к системе непрерывного образования. Система должна:
· Быть адекватной структуре образовательных потребностей членов общества как субъектов различных видов социальной деятельности;
· отвечать задачам общественного развития и общественному интересу, а также воспроизводить систему общественно значимых ценностей;
· обеспечивать всесторонность и целостность в развитии человека как личности и индивидуальности на протяжении всей его биологической жизни.
Относительно того, каким образом право на пожизненное образование может быть повсеместно реализовано, высказываются различные предположения. Однако все предложения предполагают для своего воплощения три различных уровня действий.
Первый уровень – социально-политический. Это уровень политики образования. Здесь определяется отношение общества к образованию в целом и к учебной деятельности, в частности. На этом уровне также фиксируется совокупность прав и статус учащегося и обязанности общества в деле их реального обеспечения.
Второй уровень – организационно-административный. Здесь определяется содержание и основные подходы к формированию сети образовательных учреждений, должных обеспечить претворение в жизнь социально-политических принципов. Также на этом уровне формулируются основные требования к деятельности этих учреждений и ее результатам.
Третий уровень – дидактический (методический). На этом уровне разрабатываются конкретные подходы и методики к обучению различных категорий населения, к организации их учебной деятельности и ее непосредственному руководству (педагогика, андрагогика, герогогика[14]).
В соответствии с изложенными выше требованиями, можно предложить несколько практических моделей непрерывного образования:
а) описательные, дающие представление о сложившейся системе образования, ее структуре и основных элементах;
б) функциональные, отображающие образование в его связях с социальной средой;
в) прогностические, дающие теоретически аргументированную картину будущего состояния образования.
Примером прогностической модели может служить концепция пожизненного образования, базовые идеи и положения которой ориентируют на определенные действия по изменению сложившейся образовательной практики. Современная ситуация в образовании содержит в себе реальную возможность дальнейшего развития с ориентацией на следующие модели:
· Прагматическую, в центре внимания которой прикладные знания и умения, прежде всего относящиеся к сфере профессиональной деятельности;
· просветительскую, достаточная самоценность знаний и учебной деятельности;
· адаптационную, образование как фактор перманентного приспособления индивида к изменяющимся условиям его жизнедеятельности;
· модель опережающего образования, основанная на предвидении социальных изменений;
· человекоцентрическая (духовная) модель, ориентирующая на пожизненное обогащение творческого потенциала личности и его реализацию.
По территориальному признаку модели непрерывного образования могут подразделяться на:
· Национальные, учитывающие уровень, достигнутый страной в культурном и технологическом развитии, прежде всего состояние грамотности и образованности населения, развитость системы детско-юношеского образования, а также задачи социально-экономического развития, которые страна намеревается разрешить при помощи образования;
· региональные, учитывающие совокупность условий жизни населения, особенности региона и планируемые перспективы его развития;
· местные, ориентированные на удовлетворение образовательных потребностей жителей малой территориальной общности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи